издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Задействовать наш персонал»

Работа по ремонту оборудования подстанций чётко регламентирована. Инструкции, соблюдаемые неукоснительно, действуют не один год. Но за счёт применения подходов и инструментов производственной системы их можно улучшить, существенно снизить трудозатраты и повысить эффективность производства. Из таких соображений в 2016 году в службе подстанций Северных электрических сетей родился проект. Его реализация позволила отказаться от услуг подрядчика, а полученный опыт лёг в основу нескольких проектов «Иркутской электросетевой компании».

С точки зрения географии Северные электрические сети – крупнейший филиал ОАО «Иркутская электросетевая компания». По воздушным линиям, которые находятся в зоне его ответственности, передаётся четыре пятых всего электричества, которое вырабатывают станции ПАО «Иркутскэнерго», а их протяжённость составляет 7,4 тыс. км. Здесь же расположены 107 подстанций только в классах напряжения от 35 до 500 кВ. Четыре десятка из них находятся в Братске, а также Братском, Усть-Илимском и Чунском районах – территориях, которые входят в зону обслуживания службы подстанции. Нет ничего удивительного в том, что именно в этом подразделении, одном из крупнейших в Северных электрических сетях, родился интересный проект, направленный на решение проблем службы и достижение целей, стоящих перед компанией.

Поиск эффективности

«Производственной системой мы занимаемся уже несколько лет, – рассказывает заместитель начальника службы подстанций Николай Марунов. – Одним из направлений нашей работы является стандартизация рабочих мест и улучшение технологических карт на оборудование, которое мы ремонтируем». Устраняя потери, которые выявляются посредством хронометражных наблюдений,специалистам удалось значительно сократить время на выполнение ремонтов и при этом снизить трудозатраты и облегчить работу сотрудников. В 2015 году результаты улучшений высоко оценило жюри конкурса проектов по производственной системе, который традиционно проводит ИЭСК в рамках компании. Его победители, в том числе наш собеседник, приняли участие в Лин-форуме, посвящённом методам повышения эффективности производства. «Послушав коллег, мы пришли к более глубокому пониманию принципов производственной системы, пониманию того, что сокращение затрат и высвобождение времени само по себе – это хорошо, но его необходимо эффективно использовать, – вспоминает он. – Поскольку за 2015 год реализованные проекты улучшений позволили существенно сократить трудозатраты на работы, выполняемые службой подстанций, мы решили максимально эффективно использовать высвободившееся у работников время. Посчитали человеко-часы, которые высвободились на следующий год, и начали искать те работы, где можно задействовать наш персонал».

Так родился проект «Повышение эффективности ремонтно-эксплуатационной деятельности службы подстанций за счёт стандартизированной работы». «Название довольно размытое, – отмечает Марунов. – Конкретно по данному проекту мы выполнили замену высоковольтных вводов собственными силами. Выполнение данной работы предполагалось подрядным способом, но мы в рамках проекта сделали её сами». Если быть совсем точным, то в прошлом году были заменены высоковольтные вводы 110, 220 кВ на подстанциях «Заводская» и «Падунская», расположенные в Братске. Авторы проекта понимали, что без вовлечения сотрудников в производственную систему не удастся сохранить достигнутый уровень эффективности и тем более продолжить совершенствоваться, взять на себя выполнение дополнительного объёма работ. Поэтому начали с обучения сотрудников инструментам и подходам производственной системы, а люди стали охотно делиться идеями о том, как повысить эффективность ремонтных и эксплуатационных работ.

Эффект по системе

Реализация этого проекта началась с пересмотра технологических карт на работы, которые выполнялись в подраз­делении, утверждения новых норм времени в соответствии с возможностями, появившимися от применения улучшенных методов выполнения работ, инструментов, оборудования и приспособлений, другими словами – со стандартизации лучших практик. «Действующие в Российской Федерации нормы в каких-то областях были приняты, к примеру, в 1974 или 1981 году, и никто их не пересматривал, – констатирует зам­начальника службы подстанций Северных электрических сетей. – Их разработали с учётом бытовавших тогда методик и оборудования, которое использовалось в то время. Сегодня мы применяем более современные инструменты, такие, как приборы контроля высоковольтных выключателей или миллиомметры, а за счёт снижения потерь при выполнении работ производим те же операции значительно быстрее». В итоге была пересмотрена 71 технологическая карта.

Сотрудники службы организовали свои рабочие места по системе 5S: сор­тируй, соблюдай порядок, содержи в чистоте, стандартизируй, совершенствуй. Сначала систему 5S применили на дегазационной установке, которая используется при ремонте трансформаторного оборудования. «Убрали всё лишнее, оставили только то, что необходимо для работы на ней, и внедрили визуальный контроль», – поясняет Марунов. Впоследствии по той же системе изменили рабочие места аккумуляторщиков на «Заводской», Братском и Седановском переключательных пунктах, подстанции БЛПК. Изменения коснулись инструментальных шкафов токаря, верстака для слесарных работ и места хранения металлических изделий. Проделанная работа способствовала высвобождению времени, которое можно потратить на ремонт оборудования.

Кроме того, в рамках проекта сотрудники службы подавали кайдзен-предложения, направленные на совершенствование существующих технологических процессов. К примеру, было решено совместить работы по замене вводов на «Заводской» с устранением течей масла и добавлением присадки «Ионол» в автотрансформатор. Или изготовить быстросъёмные защитные сетки, одновременно закрывающие оба двигателя обдува трансформатора. За счёт их использования сократилось время, необходимое для замены мотора. Определённую экономию дали замена стрелочного динамометра на электронный прибор и реализация других задумок. В жизнь также претворили несколько проектов «A3». В частности, были снижены затраты на приобретение трансформаторного масла – его после дегазации использовали повторно, что не сказалось отрицательно на работе оборудования.

В общей сложности удалось высвободить 1476 человеко-часов. Если разделить это на 76 сотрудников службы подстанций Северных электрических сетей, получится два с лишним рабочих дня на каждого. Эффект для отдельно взятой бригады, менявшей высоковольт­ные вводы, получится ещё больше. Отказ от услуг внешнего подряда позволил снизить затраты на 1,8 млн рублей. «Но мы затрагивали в проекте не только и не столько процесс экономии или заполнения вакуума высвободившегося времени, – подчёркивает Марунов. – Мы ещё и учили персонал выполнению этой работы, потому что она требует квалифицированного подхода. Если её регулярно не выполнять, люди со стажем теряют навыки, а молодые сотрудники ничему не учатся. Поэтому у нас и бригада, выполнявшая замену вводов, наполовину состояла из молодёжи. Так что мы затронули ещё и вопрос обучения персонала и сохранения его квалификации». Вдобавок опыт, полученный в ходе реализации проекта, будут тиражировать – в 2017 году служба подстанций Северных электрических сетей вновь будет менять высоковольтные вводы своими силами.

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры