издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Призрак техосмотра

Некоторые перевозчики не имеют права работать на иркутских маршрутах

Некоторые маршрутки и автобусы, выходящие по утрам на линии Иркутска, проходят техосмотр в Дагестане и Подмосковье. По крайней мере, если верить документам. Об этом и о проблемах развития транспортных перевозок в целом говорили на заседании комиссии «Городская среда» Общественной палаты города Иркутска на прошлой неделе. Сами перевозчики, которые тоже пришли поговорить о своих проблемах, так ничего и не сказали. Но заместитель председателя Думы Иркутска Александр Ханхалаев обещал «кулуарно» узнать, почему молчат перевозчики.

Общественный транспорт – это не та тема, которой Иркутску приходится гордиться. Не секрет, что не решённые в своё время проблемы в этой сфере не дают перевозчикам эффективно работать, а пассажирам – максимально комфортно перемещаться по городу. И любые попытки навести здесь порядок сразу вызывают напряжение и у пассажиров, и у перевозчиков.

По информации начальника управления транспорта администрации Иркутска Булата Тугутова, сегодня на 38 городских маршрутах работают автобусы МУП «Иркутскавтотранс», 46 маршрутов обслуживают частные перевозчики, кроме того, существует 9 троллейбусных и 7 трамвайных линий. В текущем году было проведено свыше 100 рейдов с участием Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по республике Бурятия и Иркутской области и отдела ГИБДД Иркутска. В результате на автоперевозчиков наложено штрафов на 3,5 млн рублей.

По последним данным, в Иркутске работают два нелегальных перевозчика. Речь идёт об ООО «Пантера», которое раньше перевозило пассажиров по маршруту № 30 «Ново-Ленино – Центральный рынок». Второй маршрут – № 63 (здесь работает ИП Лавриненко) – тоже попал в поле зрения контролирующих органов. «В отношении ООО «Пантера» принято постановление о приостановке деятельности до устранения нарушений, – отметил Булат Тугутов. – ИП Лавриненко предъявлен иск о прекращении работы на маршруте. Кстати, последний даже не входит в реестр муниципальных перевозчиков Иркутска».

Проверки установили также множество нарушений в сфере безопасности дорожного движения. Например, в массовом порядке перевозчики допускают нарушения законодательства о техническом осмотре. Администрация и прокуратура выявили несовпадение сведений, которые содержатся в диагностической карте и соответствующем реестре Единой автоматизированной системы техосмотра. Часто оператор, который выдал карту техосмотра, больше похож на призрака, чем на реально работающее юридическое лицо. Специалисты не могут найти о нём никаких упоминаний в других официальных источниках. Наконец, третья группа – это откровенные нарушения требований к реквизитам карты техосмотра. Контролирующие органы очень настораживает, когда операторы техосмотра, которые выдают документы нашим перевозчикам, физически находятся очень далеко за пределами Иркутской области. Сразу возникает вопрос, каким образом оператор из Дагестана или из Московской области мог осмотреть сибирские маршрутки?

– По улицам Иркутска ездит огромное количество подвижного состава, который не имеет права возить людей, потому что фактически технический осмотр он не проходил, – подытожил эти данные Булат Тугутов. – Материалы, касающиеся пяти перевозчиков, были направлены в Межмуниципальное управление МВД Иркутска. Уже принято решение о возбуждении одного уголовного дела.

Техническое состояние как частного, так и муниципального подвижного состава также вызывает вопросы у специалистов. Что касается муниципального транспорта, по последним данным, в строю находится 215 единиц. Из них до пяти лет работают 99 машин, до 10 лет – 66, до 15 – 47, свыше 15 – 3 машины. Степень износа составляет 85%.

В нынешнем году муниципалитет закупил 21 новый автобус, из них 17 низкопольных ЛиАЗов. В ближайшее время в город прибудет ещё один автобус, который удалось приобрести на сэкономленные средства. Электротранспорт находится в ещё более тяжёлом состоянии. И если сравнивать троллейбус и трамвай, то трамваю всё-таки «дышать» полегче.

Сейчас создаётся совместное предприятие на базе МУП «Иркутскгортранс» и белорусского холдинга «Белкоммунмаш», цель деятельности – модернизация подвижного состава. Подобное предприятие уже действует в Новосибирске. Фактически с его конвейеров сходит на 95% обновлённая машина, при этом экономия средств достигает 40%.

По оценке Булата Тугутова, состояние подвижного состава частных перевозчиков можно охарактеризовать как среднее. Есть перевозчики, у которых относительно новый автопарк и которые стараются приобретать по 2-3 машины в год. Другие не покупают совсем новые машины, но тоже стараются обновлять парк. Тем не менее обо всех перевозчиках это сказать нельзя. С начала года свыше 300 жалоб в администрацию поступило на санитарное состояние автобусов, внешний вид и некорректное поведение водителей. Все жалобы рассмотрены, приняты меры.

Самый болезненный вопрос сегодня – это оптимизация маршрутной сети. Тренд задан федеральным центром, и муниципалитет должен ему следовать. Нужно решить проблему дублированности маршрутов, когда два и более маршрута совпадают на 70%. На этот предмет предлагается рассмотреть маршруты №№ 9 и 9а, 28 и 28р, 29а и 29р, 14 и 37. Кроме того, по мнению начальника управления транспорта, нужно уменьшить количество с одновременным увеличением классности автобусов. По этому пути пошли многие крупные города.

– Прежде чем оптимизировать сеть, нам нужно изучить опыт крупных городов, – отметил в ответ на это заслуженный архитектор России Марк Меерович. – Общепринята схема, когда по магистрали курсирует один маршрут или пучок маршрутов, на которых ходят большие автобусы. Но по микрорайону в «зашнуровочном» режиме курсируют автобусы малой вместимости и подвозят людей к магистрали. Я боюсь, что, изменив существующую схему, мы можем не прийти к новой и не обеспечить транспортную доступность, которая по нормам составляет 500 метров.

Эксперты из ИрНИТУ отметили, в свою очередь, нехватку плотности дорожной сети Иркутска. Не хватает дорог, на которые можно было бы вывести индивидуальный транспорт с основных магистралей. Дороги, которые были запланированы ещё много лет назад, так и не введены в строй. Например, ещё в советское время была разработана схема, согласно которой основные потоки пассажирского транспорта концентрировались на Академическом мосту. Эта схема так и не была реализована, хотя она могла бы качественно изменить существующее положение дел.

– Сеть городского электротранспорта оказалась вроде нелюбимого дитяти администрации и городского сообщества, – добавил эксперт из ИрНИТУ Александр Михайлов. – Он оттеснён на периферию перевозок и работает неэффективно.

Представители инициативной группы из Ново-Ленино, присутствовавшие на заседании, не согласились с тем, что некоторые маршруты в их районе дублируют друг друга. Жители просят не убирать маршруты, а добавить новые. Ленинский район активно строится и потому испытывает в них нужду.

Григорий Скарченко, представитель «Транспортного союза», поднял тему о введении нового правила – оплачивать проезд при входе в автобус или маршрутку. «Я, как юрист, провёл анализ законодательной базы и судебной практики, – отметил общественник. – Он показал, что закон строго не регламентирует, когда должна производиться оплата, это дискуссионный вопрос».

Депутат Думы Иркутска Александр Квасов отметил, что самая главная проблема – это отсутствие в городе такого документа, как концепция развития пассажирских перевозок. В основу документа должны быть положены научные изыскания, такие как исследования пассажиропотока. Он также обратил внимание на слабость существующей нормативно-правовой базы, которая не была создана в своё время. Все эти темы – проведение исследований, создание концепции и разработку нормативно-правовой базы – нельзя откладывать в долгий ящик, нужно решить вопросы в ближайшее время.

Коллегу поддержал депутат Александр Якубовский и пошёл дальше. Он предложил внести изменения в областной закон в части регулирования межмуниципальных маршрутов, которые проходят по городу. Приехав из другого города, межмуниципальный автобус начинает дублировать городские маршруты. Он идёт по тем же самым магистралям и делает остановки на тех же пунктах, что и городские маршрутки и автобусы. По мнению депутата, межмуниципальные автобусы должны курсировать из точки А в точку Б безо всяких остановок. Доехав до конечной остановки, пассажиры могут передвигаться уже на городских транспортных средствах. «Это общемировая практика», – уверял собравшихся Александр Якубовский. В итоге его предложение было направлено от Общественной палаты в правительство Иркутской области.

Перевозчики тоже присутствовали в зале заседаний, однако выступать отказались. «Наверное, для этого есть причины, – констатировал заместитель председателя Думы Александр Ханхалаев. – Кулуарно постараемся их понять». Отсутствие обратной связи, которую продемонстрировали перевозчики, частично компенсировал председатель Общественной палаты Иркутска Юрий Коренев, очевидно, выступивший от лица всех автолюбителей. Праведный гнев оратора был направлен против эвакуаторов.

– Эта бесконечная погоня за несчастными людьми, которые поставили свои автомобили на места для инвалидов, унижает. Коллеги, люди туда ставят автомобили не потому, что так хотят, а потому, что деться некуда, – уверял собравшихся Коренев. Марк Меерович согласился с тем, что работу эвакуаторов нужно рассмотреть подробнее и ещё раз проанализировать правовое поле, в котором работают эвакуаторы. Так что дефицита тем для будущих заседаний Общественной палаты города не предвидится.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры