издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Диод и расход

Дешевеющее энергосберегающее освещение экономит дорожающее электричество

Светодиодные лампы завоёвывают всё более и более значимые позиции на рынке энергосберегающих технологий. Эта тенденция ощущается даже в Иркутской области, где стоимость киловатт-часа является низкой для населения, но не для юридических лиц, покупающих электричество по рыночным ценам. Крупные производственные предприятия давно перешли на светодиоды для освещения цехов, местные администрации постепенно внедряют их в системах уличного освещения. И пусть пока их доля среди фонарей не так велика, отдельные примеры показывают экономическую и практическую выгоду такого решения.

«Растут цены на электричество, – говорит заместитель министра – начальник Управления энергетики и газификации министерства жилищной политики, энергетики, транспорта и связи Иркутской области Сергей Малинкин. – [По рыночной стоимости киловатт-часа] Иркутская область догоняет центральную России. Это стимулирует всех нас – прочих потребителей, не приравненных к населению, – оптимизировать затраты на освещение». Ассоциация «НП Совет рынка» сообщает, что средневзвешенный индекс равновесных цен на оптовом рынке в Сибири с начала года вырос на 2,1% и достиг 930,9 рубля за мегаватт-час. По данным ООО «Иркутскэнергосбыт», розничная стоимость электричества, сформированная на его основе с учётом сбытовой надбавки, тарифа на передачу и других составляющих, в сентябре выросла до 3,3 рубля за кВт-ч. Уточним: такая цена действует для потребителей с мощностью присоединённых устройств не более 150 кВт, работающих на напряжении до 1 кВ.

Экономия при подорожании

Заместитель главы администрации Тыретского муниципального образования Денис Барковский добавляет, что с 2014 года киловатт-час подорожал на 55%. Но расходы на оплату электричества для уличного освещения посёлка в Заларинском районе, население которого составляет 3,9 тысячи человек, снизились в три раза – с 420 тысяч рублей в 2014 году до 135 тысяч рублей в 2016-м. А освещённость территории – 22 улиц в Тырети и микрорайона Солерудник протяжённостью 48 км – увеличилась с 40% до 70%. «До 2018 года планируем осветить все сто процентов», – подчёркивает Барковский.

Парадокс объясняют новые технологии. Если точнее, светодиодные лампы, которые было решено использовать в системе уличного освещения. «Главное их преимущество – экономичность: потребление электроэнергии снижается на 70%, – говорит заместитель главы администрации Тырети. – Взамен одной лампы ДРЛ-250 мы ставим пять консольных светильников по 50 ватт». Цена каждого из них – 5 тысяч рублей. Есть фонари мощностью 30 Вт, стоимость которых в пять раз меньше. Их устанавливают там, где интенсивность движения машин и людей сравнительно невысока. В тех местах, где нет физической возможности провести полноценную осветительную работу, их могут подключить и к приборам учёта населения. Администрация при этом поставляет сам фонарь, кабель и фотореле, а также производит установку, а местные жители платят за электричество – около 15 рублей в месяц, учитывая тариф для сельской местности. Таким образом уже смонтировали более 70 светильников.

Затраты муниципального бюджета на модернизацию сети уличного освещения за три года составили 883 тысячи рублей. Срок их окупаемости оценивается в три года. «Были и внебюджетные средства, – продолжает Барковский. – ОАО «Тыретский солерудник» в 2013 году установило полуторакилометровую линию светодиодных фонарей. На данный момент мы увезли на замену только два светильника. Сразу оговорюсь: их обслуживание дешевеет».

«Р» значит «ртуть»

Это подтверждает директор ОГКУ «Центр энергоресурсосбережения» Николай Титов. «Неэкономичные, недолговечные и громоздкие лампы ДРЛ с характерной буквой «Р» – «ртуть» – в аббревиатуре давно отжили своё, – говорит он. – При этом нельзя забывать о расходах на эксплуатацию. Если лампа висит на высоте нескольких метров, что особенно актуально для уличного освещения, её замена становится трудоёмким процессом: без специализированной вышки и квалифицированного электротехнического персонала здесь не обойтись. У ламп ДРЛ высокий пусковой ток, что заставляет прокладывать кабель большего сечения, пускорегулирующие аппараты обладают невысоким коэффициентом полезного действия, что влечёт дополнительные затраты на обогрев».

На стороне светодиодных светильников также выступают соображения экологии: в отличие от ртутных газоразрядных ламп для них не нужна специальная система утилизации. Если переходить на бытовой уровень, то в том же их преимущество перед компактными люминисцентными лампочками, содержащими тот же тяжёлый металл. Вдобавок их корпус выполнен из алюминиевых сплавов, а вместо обычного стекла используется поликарбонат, что обеспечивает надёжность, прочность и гидроустойчивость – светодиоды запросто могут работать под водой. Кроме того, они устойчивы к перепадам напряжения – диапазон простирается от 80 до 230 вольт, а при «просадке» до 110 вольт снизится разве что яркость их свечения. При этом отсутствует низкочастотная пульсация, вызывающая усталость глаз. Так что Роспотребнадзор рекомендует их использовать повсеместно за исключением детских садов. Для уличного освещения немаловажную роль играет и способность пережить самую суровую погоду: если традиционные газоразрядные лампы неудовлетворительно запускаются уже при температурах в районе минус 20, то светодиодные без проблем функционируют и при 60 градусах Цельсия ниже нуля.

Внушительный список преимуществ нивелирует относительно высокую стоимость, которая к тому же постепенно снижается. «Светодиодные лампы и светильники эффективнее ламп накаливания в 9-10 раз, ртутных – в 2,5–3,5 раза», – резюмирует Титов. Центр энергоресурсосбережения сравнил фонари на 75 Вт с уже упомянутыми газоразрядными ДРЛ-250 мощностью 250 Вт, которые наиболее широко применяются при освещении улиц. Установка одного из первых стоит 18 тысяч рублей, одной из вторых – 2,5 тысячи рублей. Но светодиодный светильник при работе по 12 часов в сутки за год потребляет 330 кВт-ч, а газоразрядная лампа – 1400 кВт-ч. При цене киловатт-часа в 3 рубля это 990 рублей и 4200 рублей соответственно. В итоге расчёт показал, что светодиодный светильник окупится за пять лет даже без учёта замены ртутных ламп, срок службы которых составляет 5 тысяч часов. Ресурс в 50–100 тысяч часов, позволяющий менять его раз в десять лет, в течение последующих пяти лет будет приносить дополнительную экономию в 3 тысячи рублей ежегодно. «Умножаем на сто – получаем триста тысяч рублей в год», – прибегает директор учреждения к понятной всем арифметике.

Светлый путь от областного центра

Однако значительными достижениями по части внедрения светодиодных светильников Иркутская область похвастать пока не может. Их доля в системах уличного освещения региона составляет 0,005%. То есть 8,3 тысячи светильников из действующих 1,84 миллиона. Абсолютное лидерство – почти 1,158 миллиона штук, или 63%, – удерживают ртутные лампы. На втором месте – 670,8 тысячи светильников – идут газоразрядные. Такова, по крайней мере, статистика Центра энергоресурсосбережения. «Не все муниципальные образования вошли в рейтинг, – поясняет Титов. – Он составлен на основании информации, предоставленной самими муниципалитетами».

В силу этого участниками рейтинга стали 22 территории из 42, на которые поделена Иркутская область. Крупные города, что удивительно, находятся далеко не на лидирующих позициях. В Иркутске, Братске и Тулуне светодиодными светильниками оснащён только 1% систем уличного освещения. В Саянске их доля достигает 8%, в Свирске – 17%. Первое место по уровню внедрения светодиодов принадлежит далёкому от областного центра Качугскому району – 83%. На втором расположился Усольский район – 80%. Тройку лидеров замыкает Нукутский район, где светодиодные лампы установлены в 49% всех уличных светильников. Всего 2% уступает ему Качугский район. В общем рейтинге муниципальных образований по энергоэффективному освещению он занимает уже первое место, обойдя Братский и Балаганский районы. Аутсайдером же является Бодайбо.

Повсеместной установке светодиодов в значительной мере мешают ограниченные финансовые возможности территорий. Не добавляет мотивации и практика межбюджетных отношений. «Допустим, мы из миллиона рублей на оплату уличного освещения сэкономили 500 тысяч рублей, – приводит пример заместитель главы администрации Тыретского муниципального образования. – Министерство экономического развития [Иркутской области], видя, что наши расходы сократились, урезает нам субсидии и дотации». Точно такая же схема действует и на более высоком уровне – в отношениях между федеральным правительством и региональным.

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры