издательская группа
Восточно-Сибирская правда

В роскошном театре собственного воображения

  • Автор: Иван Колокольников

Сегодня хочется познакомить читателей газеты с биографией и творческим наследием незаурядного журналиста Александра Багашёва, который в военные и первые послевоенные годы работал в «Восточно-Сибирской правде». Он оставил немало ярких публикаций, среди которых стоит выделить театральные рецензии, отличавшиеся ярким языком и глубиной раскрытия темы.

 

Листая страницы номеров «Восточно-Сибирской правды», относящихся к сталинскому периоду, можно обнаружить немало статей и заметок культурной проблематики. Одни написаны литературоведами и музыковедами, другие – иркутскими журналистами, среди которых было несколько авторов, хорошо разбиравшихся в вопросах искусства. Но почти все материалы тех лет пронизаны марксистско-ленинской идеологией. Многие авторы не осознавали разницу между понятиями художественного и идеологического уровня литературного произведения или театральной постановки. На фоне огромного количества таких материалов резко выделяются статьи, автором которых был Александр Багашёв. Конечно, и он был человеком своей эпохи, но всё-таки в первую очередь он стремился обратить внимание читателя на художественную ценность спектаклей, литературных произведений, радиопередач.

Отыскав немало материалов Александра Багашёва, публиковавшихся на страницах «Восточно-Сибирской правды», автор этой статьи длительное время стремился восстановить биографию журналиста. Сведения пришлось собирать по крупицам. Сначала обнаружился некролог, опубликованный «Восточкой» 23 июня 1948 года. Он был подписан известными журналистами, писателями, директорами иркутских театров. Некролог позволил узнать, что Багашёв умер на 32 году жизни, однако не сообщал детали его биографии. Поиск продолжался. Наконец после длительной поисковой работы недавно удалось установить связь с племянницей журналиста – Ириной Федорченко, живущей в Москве. К сожалению, никаких материалов, касающихся Александра Капитоновича, у неё не сохранилось. Зато Ирина Михайловна поделилась интересными сведениями о роде Багашёвых. Окончательно восстановить биографию Александра Багашёва позволило его личное дело, обнаружившееся в Государственном архиве новейшей истории Иркутской области. Теперь есть возможность, обобщив собранный материал, рассказать об этом незаурядном человеке.

Александр Капитонович Багашёв появился на свет в 1916 году в Нерчинске. В семье будущего журналиста было немало людей творческого склада. Он был внучатым племянником некогда известного сибирского публициста Ивана Багашёва, активно сотрудничавшего с периодическими изданиями ряда сибирских городов, в том числе Иркутска. Об этом интересном человеке весьма подробно рассказано в трудах известного исследователя истории Забайкалья Евгения Петряева. Можно отыскать в них упоминание и о Капитоне Багашёве – отце героя нашей статьи. Будучи учителем по профессии, он также опубликовал ряд материалов в газете «Забайкальская новь» (Чита).

В детстве и юности Александру Багашёву довелось немало странствовать. В 1920 году вместе с отцом, матерью, братом и сестрой он переехал в Читу, а в 1930 году все они за исключением отца, ушедшего из семьи, перебрались в Иркутск. Здесь Александр окончил школу-семилетку. После этого некоторое время жил в Прокопьевске, где, окончив школу Горпромуча, получил среднее образование и специальность шахтного электрослесаря. Некоторое время даже работал по данной специальности в шахте. Затем в 1933 году вместе с братом Михаилом отправился в Москву. В столице герой нашей статьи работал на электродном заводе Наркомата цветной металлургии, участвовал в строительстве Московского метрополитена. Желая продолжить учебу, поступил на рабфак. Однако тяжёлые обстоятельства вынудили Александра Багашёва уйти с третьего курса: он заболел туберкулезом. Вероятно, сказалась работа в шахте и на строительстве метро. В связи со своим состоянием молодой человек поехал в Иркутск, где оставались сестра и мать. Здесь он в 1939 году окончил рабфак Горно-металлургического института, после чего уехал в Крым на лечение.

Необходимо отметить, что Багашёв был исключительно начитанным человеком, часто посещавшим театры. Именно это – а вовсе не профиль полученного образования – повлияло на сферу его дальнейшей работы. Находясь в Крыму на лечении, молодой человек работал библиотекарем в одном из санаториев. Здесь же получил он известие о начале войны. По болезни на фронт призван не был.

В 1942 году Александр Багашёв, добравшись через Москву до Иркутска, стал корреспондентом «Последних известий» Иркутского радиокомитета. Но 1942-й стал для Багашёва и годом начала сотрудничества с «Восточно-Сибирской правдой». В номере за 20 сентября мы находим его рецензию «Любовь к Родине», посвящённую спектаклю Иркутского драматического театра «Давным-давно» по героической комедии Александра Гладкова, 19 ноября – отклик на постановку антифашистской оперетты Семёна Заславского «Под небом Праги» в Иркутском театре музыкальной комедии. С этого времени материалы, созданные Александром Багашёвым, начинают всё чаще появляться в «Восточке».

Среди его работ военного периода нельзя не отметить опубликованную 25 июня 1944 года рецензию на оперетту «Гейша» Джонса. Оперетта шла с изменённым либретто, вставными музыкальными номерами и в весьма специфической постановке Георгия Крыжицкого. Проведя тонкий анализ, Багашёв заявляет о неудачности многих изменений, но делает это грамотно и весьма убедительно. Возьмём, к примеру, анализ текста: «От прежнего либретто остались лишь имена и название. Герои изменили свой характер, хотя и распевают прежние мелодии. А что они говорят! Для примера приводим одну из «шуток»: «Я выше вас, потому что я на мостике». Таких, с позволения сказать, острот в новом тексте немало».

Следует заметить, что Александр Багашёв неплохо разбирался и в «музыкальной стороне» спектаклей. В частности, в рецензии на «Гейшу» он указывает на «несыгранность оркестра». Это исключительно важный факт. Конечно, журналист – не музыкальный критик. Но при этом, если он специализируется на подготовке материалов об искусстве, конечно, должен уметь подметить откровенные промахи, очевидные для просвещённой части публики. Вот поэтому Багашёв может быть образцом и для современных журналистов, пишущих об искусстве.

В 1944 году Александр Капитонович был принят в штат «Восточно-Сибирской правды» на должность литературного секретаря редакции, а в 1946 году стал литсотрудником отдела культуры. Наряду с написанием журналистских материалов он принимал активное участие в организации проходивших в редакции «Восточки» мероприятий: сначала «Литературных сред», затем «Литературных пятниц». На них, кстати, выступали не только литераторы, но и музыканты.

Первые послевоенные годы стали временем подлинного расцвета творчества Александра Багашёва. Он публикует разнообразные материалы: рецензии на театральные постановки, литературные очерки, проблемные статьи культурной тематики. Среди рецензий, подготовленных журналистом, невозможно не выделить материал «Две «Сильвы», вышедший 2 февраля 1946 года. Здесь Багашёв проанализировал шедший на экранах страны фильм «Сильва» и спектакль Иркутского театра музыкальной комедии. Кстати, благодаря Интернету фильм можно посмотреть и сегодня. Автор данной статьи, сделав это, поразился точности замечаний Багашёва. Вообще же, в рецензии даётся исключительно глубокий разбор художественного своеобразия кинофильма и спектакля.

Багашёв оставил очень яркие отзывы на иркутские спектакли. Нельзя не отметить и статью, написанную им совместно с известным иркутским музыковедом Владимиром Сухиненко. Это проблемный материал «В театре музыкальной комедии», увидевший свет 18 февраля 1947 года. И если разбор игры оркестра и других музыкальных тонкостей, безусловно, подготовлен Сухиненко, то нет сомнений, что именно Багашёв проанализировал отклики на спектакли театра, пришедшие в редакцию «Восточки».

В материале приводится фрагмент письма военнослужащего Киселёва, который указывал на пошлые приёмы в игре ведущего артиста театра Григория Гросса. В связи с этим в статье поднимается вопрос о той тонкой грани, которую так легко перейти в жанре оперетты: юмор никак не должен стать вульгарным. Действительно, это исключительно значимый момент. А ведь перегибы, о каких шла речь в статье 1947 года, встречаются и ныне, поэтому очень важно, чтобы печать поднимала подобные вопросы. Мнение журналиста может быть спорным, но ведь только в споре рождается истина.

О мастерстве Александра Багашёва в жанре портретного очерка свидетельствует его материал «Путь артиста», опубликованный 18 декабря 1946 года. Здесь рассказывается о ведущем иркутском вокалисте данного периода Александре Афанасьевиче Авдееве. Следует отметить, что профессиональные качества певца в то время были хорошо известны иркутянам. Но, читая материал Багашёва, живо представляешь Авдеева как человека. Кроме того, не может не вызвать сопереживания читателя исключительно ярко поданный случай с потерей голоса. И как же искренне радуешься, когда доходишь до места, где сообщается, что успешная операция вернула певцу его прежний голос без ущерба для вокального диапазона. Таким образом, автор очерка достигает главного: по-настоящему погружает читателей в атмосферу жизни своего героя.

Наконец, очень интересен разбор литературных передач Иркутского радиокомитета, опубликованный Багашёвым в «Восточке» 27 мая 1947 года. Автор поднимает здесь важнейший вопрос об ответственности работников радио за качество передач для детей, ведь они формируют вкус юных слушателей. Анализируя субботнюю радиопередачу «Сказки бабушки Арины», он говорит о примитивнейших стихотворных текстах, напоминающих по качеству и стилю призывы ярмарочных зазывал. Багашёв приводит следующие примеры: «Передачу мы кончаем, микрофон выключаем…», «Ну а теперь во избежание спора сказку новую услышите вы скоро». И, наконец, самый занятный «шедевр»: «Ну и бабушка Арина-баловница – для вас сказку рассказала в лицах». Автор разбора подытоживает: «Взрослый слушатель сам сможет разобраться в том, что хорошо, что плохо, и сообразить, что приведённые выше вирши пекутся по способу «тысяча в одну ночь». Дети же со своим неоформившимся вкусом легко могут принять эти тексты за стихотворные образцы, которым следует подражать. Неужели в Иркутске нельзя было найти ни одного поэта, готового «во избежание спора» помочь редакции детского вещания?» Вот такие важные вопросы ставил в печати Александр Багашёв…

Александр Капитонович умер в июне 1948 года в самом расцвете творческих возможностей. Его скосила многолетняя болезнь. В вышеупомянутом некрологе, опубликованном «Восточкой», отмечались исключительное трудолюбие, прямота и честность Багашёва. «Товарищи по работе, – сообщает некролог, – всегда ценили в нём энергию, инициативу, способность на оригинальную выдумку в поисках новых, наиболее точных и верных форм подачи материала. Труд для него был и смыслом, и радостью жизни».

Работая в Государственном архиве Российской Федерации, автор данной статьи неожиданно обнаружил машинописный очерк о работе Иркутского драматического театра в дни войны, созданный Александром Багашёвым в 1944 году и отправленный в некое московское издание. Данный материал объёмнее тех, что помещались в газетах. Но при этом Багашёв заявляет, что мог бы рассказать ещё немало других подробностей из жизни театра. Например, о легендарной иркутской артистке Галине Крамовой, которая, «не боясь сибирской метели, спешит на шефский концерт», не менее известной актрисе Екатерине Барановой, «для которой каждый воин Красной Армии стал родным сыном», о «принце датском» Николае Бодрове, «воспламеняющем бойцов решением «Быть!»… Все эти живые образы, воспроизведённые журналистом, заставляют задуматься о том, сколько же было в его недолгой жизни ярких впечатлений и встреч. С подобными наблюдательностью, живостью языка и аналитическими способностями он мог бы когда-нибудь написать интереснейшие мемуары. Увы, не вышло. Но сохранившиеся газетные материалы Александра Багашёва позволяют уверенно говорить о нём как об одном из сильнейших иркутских журналистов своей эпохи.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры