издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Напросились в регсовет

Региональный совет при правительстве Иркутской области, находившийся в состоянии коллапса долгое время, 15 ноября возобновил свою работу. Его возрождение из пепла было спровоцировано конфликтом в Ассоциации муниципальных образований Иркутской области. Мэры, вышедшие из ассоциации, попросили вернуть им регсовет. Губернатор пошёл навстречу. Однако настоящей дискуссии, которую ждали журналисты, между правительством и мэрами не получилось. 40 глав муниципалитетов честно отсидели заседание, задав несколько необременительных для правительства вопросов. Акт демонстрации лояльности состоялся, однако регсовет создавался явно не для показа «подчинённого поведения».

 

Площадка для дискуссий

Конфликт между губернатором Иркутской области и Ассоциацией муниципальных образований (АМО) длится не первый год. В августе прошлого года АМО на расширенном совете приняла решение направить губернатору письмо, в котором заявляла о несогласии с представленной правительством повесткой и порядком формирования регионального совета. Мэры отказались участвовать в заседании регсовета, поскольку его повестка, по их мнению, была неактуальной. Тогда они требовали рассмотреть вопросы о состоянии местных бюджетов перед новым учебным годом и отопительным сезоном, о работе Дорожной службы и «Облкоммунэнерго». В ответ губернатор заявил, что мэры не выходят на регсовет, поскольку опасаются, что с них начнут строго спрашивать, как муниципалитеты готовы к зиме и как решают актуальные проблемы. Мэры парировали, что регсовет – это площадка для дискуссий по актуальным для глав муниципалитетов вопросам, а не «место порки» губернатором местных начальников. Регсовет так и не состоялся, он был перенесён «для доработки повестки» и впал в кому.

Между тем развивался конфликт в самой ассоциации. Ещё в апреле 2017 года при определении позиции ассоциации по закону о возврате прямых выборов мэра Иркутска часть мэров заявила, что не согласна с официальным ответом АМО, подписанным председателем Вадимом Семёновым, – о нецелесообразности возврата прямых выборов.

В мае на заседании ассоциации ряд мэров высказался против политики Семёнова, который, по их мнению, не отстаивал интересы муниципалитетов, а способствовал тому, чтобы между губернатором и ассоциацией рос и развивался конфликт. В июле главы 11 муниципалитетов заявили о своём удовлетворении работой правительства. 15 августа 2017 года в качестве «торпеды» был запущен мэр городского округа Саянска Олег Боровский, который написал заявление о том, что выходит из состава АМО, и озвучил общее мнение «антисемёновского» крыла: нужно идти к губернатору и просить возродить регсовет. В октябре 2017 года 32 муниципалитета подписали обращение к губернатору с просьбой о возрождении регионального совета. На сегодняшний день из АМО вышли 22 муниципалитета.

Игра в комфорт без правил

15 ноября регсовет возобновил свою работу. На совещание явились 40 глав муниципалитетов. Губернатор Сергей Левченко пообещал, что теперь заседания будут проходить каждый квартал. С мэров собрали анкеты, где они сообщали, в каких комиссиях регсовета они хотели бы участвовать. Главы муниципалитетов на этот раз против повестки не возражали. Хотя список рассматриваемых вопросов был для этой площадки малоактуальным. Мэрам ещё раз рассказали про бюджет, который обсуждался до этого на разных площадках не менее 10 раз. То, что мэры не задали ни одного вопроса по итогам бюджетного доклада, свидетельствовало, что спрашивать будут кулуарно и решать вопрос о трансфертах в каждый город и район также будут по мере «дисциплинированности» его руководителя. Потому и мэры явились почти все – за исключением Вадима Семёнова. И были тихи и вежливы.

Вопрос о тарифах на освещение городов, который мэры подняли после доклада об отопительном сезоне, предложено было отложить, чтобы «пригласить энергетиков». Градоначальники попросили правительство создать программу, помогающую местным бюджетам развивать сети, в том числе для новых микрорайонов. Руслан Болотов сказал, что программа, оказывается, есть, просто мэров о ней не уведомили. В итоге энергетические вопросы, которые поднимались полтора года назад и в числе прочих послужили причиной коллапса регсовета, снова не нашли ответов и были перенесены на следующее заседание.

Самый большой интерес вызвала программа создания комфортной городской среды – мэры за год почувствовали, что это живые деньги. Однако муниципалы пожаловались, что правительство неимоверно долго затягивает экспертизу проектов. «Можно как-то усилить работу, чтобы нас за одно место не цеплять потом?» – попросил один из градоначальников. «Сколько они держат?» – спросил Сергей Левченко. «До восьми месяцев», – крикнули из зала. «Ну это вы, наверное, чистые листы им давали», – засмеялся губернатор.

Оказалось, цифру не выдумали. Председатель правительства Руслан Болотов сообщил, что «определённые выводы» в отношении сотрудников, долго державших документы, они уже сделали и после этого срок прохождения документов «существенно сократился». При этом он бросил ответный шар муниципалитетам, заявив, что они сами должны напрячься и сделать так, чтобы документы по приоритетным проектам в системе шли не более пяти дней.

Мэр Саянска Олег Боровский, который и ратовал за воссоздание регсовета, неожиданно оказался самым обиженным в плане комфорта. На дворе ноябрь, сообщил он, а правила игры по программе развития комфортной среды на 2018 год не определены. Правила 2017 года для Саянска были совсем даже не комфортными. Деньги по программе распределись следующим образом: в зависимости от бюджетной обеспеченности на одного жителя и количества многоквартирных домов в городе. Чем больше таких домов, тем меньшая сумма положена городу. Правительство насчитало в Саянске около 300 многоквартирных домов, тогда как реально в городе густозаселённых многоэтажек всего 135. Остальные – маленькие дома на 2 подъезда, сказал Боровский. «Несмотря на статус моногорода, несмотря на то что у нас 135 многоквартирных домов, мы получили всего 11,5 миллиона, – пожаловался мэр. – Хотя население 40 тысяч – не самое маленькое. Вы правила игры на следующий год посмотрите, чтобы мы знали, с чем играем и как играем». Руслан Болотов заявил, что этот год «был экспериментальным», а в будущем методики пересмотрят. «Возможно», – добавил он.

В следующем в году программа расширяется с 13 до 160 участников, и малые муниципалитеты боятся быть обойдёнными, так как крупные города и районы будут выигрывать в соревновании на получение субсидий. Они просили ввести группы по численности населения. «В принципе, разумно, хорошо. Давайте пометим в правилах», – сказал губернатор. Ноябрь подходит к концу, а сроки внесения корректировок в программу ни Болотов, ни Левченко не назвали. Зато стимулировали мэров готовить документацию заранее, не зная правил игры. Впрочем, мэры, занятые налаживанием конструктивных отношений с губернатором, не возражали.

«У меня уже нервическая дрожь»

В финале «показательного» регсовета мэры получили комплексное наставление от минстроя и прокуратуры о том, как следует реагировать на указы президента. Область готовится отчитаться в Москве, как завершается программа переселения из ветхого и аварийного жилья. Из более чем 550 тыс. кв. м жилья, признанного аварийным в регионе, расселено 448 тыс. кв. м. На реализацию программы с 2013 года выделено 19,7 млрд рублей. Программа действовала в 73 муниципальных образованиях Иркутской области, 16 из них сегодня программу не завершили, сообщила министр строительства и дорожного хозяйства Светлана Свиркина.

Максимальный объём аварийного фонда зафиксирован на территории Братска – 153 тыс. кв. м. За Братском идут Черемхово, Иркутск, Шелехов. Сегодня, к примеру, в Братске не расселено 69,5 тыс. кв. м жилья. Особые опасения вызывают 17 тыс. кв. м, вводимые компанией ООО «Стройспецгрупп», на директора которой заведено уголовное дело: его подозревают в мошенничестве. В Усть-Илимске, по словам Свиркиной, компания, занимавшаяся строительством, не смогла справиться с объёмами. Было принято решение вводить второго застройщика. Но на сегодняшний день, несмотря на то что дома сданы, 1,4 тыс. кв. м не расселено. В Усть-Куте эта цифра составляет 4,5 тыс. кв. м. Договор долевого участия заключён с компанией «Атмен хаус». И в августе «Атмен хаусу» уже было вынесено представление прокуратуры за невыполнение программы. «По информации администрации, у компании на сегодняшний день практически нет средств для завершения программы», – сообщила Светлана Свиркина.

В 2014 году в Магистральный Казачинско-Ленского района зашла некая нарофоминская компания, которую Свиркина не назвала. Она должна была обеспечить строительство чуть более 5,5 тыс. кв. м. «На сегодняшний день из 16 фундаментов, которые у нас имеются, два в степени готовности, то есть могут быть сданы, остальные, по сути, не готовы», – сказала министр. Правительство Иркутской области вместе с прокуратурой предложило муниципалитету расторгнуть контракт, однако мэр выбрал вариант судов с компанией. Принято решение о направлении муниципалитету 60 млн рублей в качестве замещения средств. «И таких проблемных муниципальных образований, где недобросовестные застройщики должны быть наказаны, несколько, – сказала Светлана Свиркина. – Ведутся следственные действия в отношении нарофоминской компании, в отношении подрядчика в Новомальтинске. И ещё в ряде территорий».

Однако мэры напомнили, что санкции в отношении строителей чреваты, поскольку один и тот же застройщик зачастую ведёт несколько объектов на территории. И предъявление ему штрафных санкций может привести к тому, что в коллапсе окажется не только программа переселения, но и, к примеру, строительство физкультурно-оздоровительного комплекса. Замена же исполнителя – это трудная и многоступенчатая процедура. На защиту министерства вышел заместитель прокурора Иркутской области Андрей Некрасов.

– У меня уже нервическая дрожь начинается, когда я слышу эту невероятную заботу о недобросовестных подрядчиках, – сказал он. – По поводу того, что нельзя предъявлять к ним штрафные санкции и что тем самым мы обескровим бедных-несчастных строителей. Я хочу публично разъяснить законодательство. Коллеги, это не право ваше, а ваша обязанность по контрактам рассчитывать пени и штрафы и предъявлять их. Вопрос обескровленности в правовом поле тоже решается потом, когда мы выполним задачу. Чтобы поддержать бедного-несчастного строителя, можно потом не взыскивать, наверное, штраф. Но совершить необходимые правовые действия, чтобы зафиксировать невыполнение обязательств, – это обязанность должностных лиц, заказчика. Не выполняя это, вы пропускаете возможность обеспечения по контрактам в виде банковских гарантий и страховых выплат. И в итоге этот недобросовестный подрядчик оказывается за рамками юридической ответственности. А перед вами становится в полный рост проблема вплоть до уголовной ответственности. Сами собой-то не рискуйте в тех ситуациях, когда этого совершенно не надо делать.

Мэры на это эмоциональное выступление и намёк на уголовные дела не нашли возражений. Губернатор занял позицию над схваткой, призвав любить строителей, но и прижимать их. Видимо, той же тактики он решил придерживаться с мэрами. Регсовет показал, что правительство очень любит мэров, но «за одно место зацепить», если что, всегда сможет. На закуску был зачем-то подан юбилей ВЛКСМ. После полученного задания активно провести комсомольский юбилей «в каждом городе» мэры робко попросили о старом: а можно взглянуть глаза в глаза руководству Дорожной службы? Ведь и этот вопрос висит уже годами. Губернатор обещал исполнить желание на следующем заседании совета, то есть через три месяца.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры