издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Новый старый музей

В Хужире после реконструкции открыт краеведческий музей имени Ревякина

На днях после косметического ремонта открылся Хужирский краеведческий музей имени Н.М. Ревякина на острове Ольхон. В здании 1954 года постройки демонтирована старинная печь, которая занимала часть одного из залов, заменены входные двери – ровесницы здания, покрашены стены и потолки, обновлена электропроводка. Посетителям представлено 12 вновь открытых выставок из фондов музея. Средства на ремонт выделены из бюджета Хужирского муниципального образования. Глава муниципалитета Вера Маланова пообещала, что реконструкция ключевого туристического объекта на острове на этом не закончится.

«Легенды острова Ольхон»

Как рассказала директор Хужирского краеведческого музея Юлия Мушинская, большую поддержку в ремонте оказали добровольцы и спонсоры. В числе вновь открывшихся выставок – «Легенды острова Ольхон», «Геология Южного Прибайкалья и острова Ольхон», «Растительный мир», «Предметы быта жителей Сибири», «Декоративно-прикладное искусство» и другие. «Многие гости приходят второй и третий раз, так как за одно посещение невозможно увидеть все экспонаты», – сообщила Юлия Мушинская.

В настоящее время в фондах музея более 6000 экспонатов, 70% основного фонда относится к государственной части Музейного фонда РФ. В прошлом году музей успешно прошёл регистрацию в Государственном каталоге Музейного фонда РФ, в начале 2018 года – в реестре Госкаталога. «С сентября 2017 года мы систематически вносим наши экспонаты в Госкаталог, где им присваиваются уникальные номера, и каждый желающий может с ними познакомиться, зайдя на сайт Госкаталога Музейного фонда РФ», – подчеркнула Юлия Мушинская.

В церемонии открытия приняли участие актив острова и ученики знаменитого краеведа Николая Михайловича Ревякина. Библиотекарь, краевед Любовь Кирильчук вручила в дар музею семейную реликвию – Псалтирь, которому более 200 лет. После церемонии дочь Николая Михайловича Капитолина Литвинова, заслуженный работник культуры Иркутской области, в своё время возглавлявшая музей, провела мини-экскурсию «Геология Южного Прибайкалья и острова Ольхон».

Руками гостей мероприятия была создана экспозиция из музейных предметов с рабочим названием «История оргтехники», которую увенчал такой предмет, как деревянные счёты. Местные жители также поблагодарили Марианну Язеву – создателя «Музейных баек» – за возможность регулярно читать об экспонатах музея занимательные истории.

«Улыбчивый, голубоглазый»

Экскурсовод Марина Слободчикова начинает рассказ о музее с его основателя. Видно, что за время ремонта она соскучилась и по работе, и по слушателям. «Николай Ревякин родился в простой крестьянской семье, в детстве помогал отцу боронить землю, – говорит она. – Когда он работал помощником бороняги, в земле часто находили черепки, наконечники стрел. Затем в двухклассном училище одной из его преподавательниц стала женщина, учившаяся у знаменитого Бернгарда Петри, известного советского этнографа и антрополога».

В 1937 году в качестве ликвидатора неграмотности островного населения Николай Ревякин прибыл в улус Ташкай на остров Ольхон, где располагалось предприятие Гослова. Сначала Ревякин был преподавателем начальной школы в Ташкае, в 1944 году стал директором Хужирской средней школы, но через некоторое время ушёл с директорства по состоянию здоровья, хотя и остался учителем географии, ботаники и зоологии. В 1952 году, выйдя на пенсию, Николай Михайлович собрал ребят, которые занимались краеведческой работой, и организовал с ними краеведческий кружок. Для занятий в школе была выделена небольшая комната с оборудованием. Число желающих заниматься в кружке было очень большим.

То, что ребята тянулись к Николаю Михайловичу, вполне объяснимо. Он был настоящим новатором, подвижником, энтузиастом. «Ревякин самым первым на острове Ольхон начал делать фотографии на документы, моя первая фотография на паспорт была сделана именно им, – рассказала Любовь Кирильчук. – Он увлекался всем: первым пригнал сюда мотоцикл, провёл радио, посадил акацию… Он был улыбчивым, голубоглазым, располагал к себе. Когда вместе с ребятами сходил в поход, каждому дал характеристику, сказал, кто и чем должен заниматься. Так, Вася Дьяков стал художником, кто-то – инженером».

Возвращение «козлика»

В 1953 году вместе с ребятами Николай Ревякин собрал столько экспонатов, что кружок перерос в полноценный музей. Они списались с научной сотрудницей Иркутского государственного университета Граниной. Она посоветовала присвоить музею имя Владимира Афанасьевича Обручева – знаменитого академика, который в 1889 году побывал на Ольхоне, где искал минерал графит. В общей сложности он пробыл здесь два дня, графита в промышленных масштабах не обнаружил, но исследовал Ольхон и сделал много научных записей. Ребята написали ему письмо, через несколько месяцев он ответил, так завязалась переписка, которая продолжалась с 1953 по 1956 год.

– Он писал ребятам тёплые письма, – рассказала Марина Слободчикова. – Сначала ребята попросили у него описание его поездки. Он ответил, где нужно искать графит, из каких минералов состоит остров Ольхон, а также рассказал, как делать научные описания. В музее хранятся подаренные им книги с его авторскими подписями, такие как «Земля Санникова», «Плутония» и другие. Затем переписка была продолжена с детьми и внуками академика. В 2014 году, в год 120-летия со дня рождения учёного, здесь побывала его правнучка.

Среди предметов быта семьи Николая Михайловича сохранился и мотоцикл голубого цвета, который хозяин называл «козликом». С ним связана удивительная история. В мае 1963 года Николай Ревякин вместе с приятелем поехал на бормашовую рыбалку. В это время лёд уже не очень крепкий, но если зима была морозной, то рыбаки рискуют и выезжают на лёд, причём лучше делать это в утреннее время. Так случилось, что они задержались, солнышко припекло, и они на обратном пути оказались в ледяной воде.

К счастью, им удалось выбраться, благодаря тому что у Николая Михайловича был нож, которым его спутник перерезал лямки на рюкзаке с уловом. Так им удалось спастись, но вся выловленная рыба ушла под воду, как и мотоцикл. Глубина там была 40 метров, но Николай Михайлович не терял надежду, что «железный друг» к нему вернётся. Через два года рыбаки на боте пошли бросать невод. И получилось как в сказке: тянут-потянут – вытянули «козлика». Конечно, они сразу его узнали и вернули хозяину. А мотоцикл обсох, потом завёлся и служил верой и правдой ещё долгие годы.

«Это не эскимос, а краснокожий!»

Одна из экспозиций музея связана с работой на острове академика Алексея Окладникова и американского профессора Вильяма Лафлина. В начале семидесятых годов в учёном мире существовала версия о том, что некоторая часть Северной Америки впервые была заселена выходцами из Азии. Была создана экспедиция, получившая название «Стыковка советско-американских археологов». Сначала раскопки проводились на Аляске и Алеутских островах, а затем на острове Ольхон. Раскопки велись недалеко от мыса Бурхан, и первый же череп древнего человека, найденный там, подтвердил предположения учёных.

«Они пришли к выводу, что северо-американские индейцы и ольхонцы имеют общие корни, – рассказала Марина Слободчикова. – Когда ещё не было Берингова пролива, а два континента соединял перешеек, люди частично мигрировали из Прибайкалья и добрались до Северной Америки, став предками современных коренных жителей Аляски и Алеутских островов. Говорят, когда Лафлин вскрыл одну из могил, взяв в руки череп, он сказал: «Это не эскимос, это – краснокожий!»

Практический каждый населённый пункт острова – это место стоянки древнего человека: Ялга, Ташкеней, Ташкай, Узыры, Хобой. «Вот каменная рыбка, которая была найдена на стоянке древнего человека в Ялге, её почти невозможно отличить от настоящей, – рассказала экскурсовод. – Николай Михайлович писал: «Не устаю восхищаться умением и качеством труда древнего человека». На острове найдены костяные наконечники, осколки керамики. Оставили свой след и курыкане, которые жили на Ольхоне ориентировочно в 5–10 веках. Они владели письменностью, разводили коней и построили в районе нынешних Харанцов железоплавильни».

«Шли на рыбзавод, как «на картошку»

Маломорский рыбзавод – целая веха в истории острова. Это сейчас он не работает, а часть флота стоит возле берега и ржавеет. «С начала июня и до начала июля омуля было так много, что огромные горы лежали в цехах, – вспоминает Любовь Кирильчук. – Всех бюджетников и школьников снимали с работы и учёбы, и мы шли на рыбзавод, как «на картошку». Нам выделяли перчатки, сапоги, нарукавники и давали задание – уложить по 14 бочек омуля культурного посола за смену».

«Во время запрета добычи омуля рыбзавод работал на привозной рыбе – красной, кильке, селёдке, которую специально доставляли сюда по железной дороге. Её солили, коптили и делали консервы, – рассказала Марина Слободчикова. – Именно благодаря рыбзаводу население острова в некоторые годы превышало 3 тысячи человек. Так, в 1968 году оно составляло 3128 человек. Здесь жили представители 28 национальностей, часть быта которых представлена в нашем музее».

На 1 января 2018 численность населения острова Ольхон превысила 1700 человек. Здесь по-прежнему живут представители разных национальностей, в основном русские и буряты. Очень хочется верить в то, что впереди остров ждёт период расцвета, а не упадка. И он снова станет местом притяжения не только туристов, но и активных жителей, которые смогут изменить его жизнь к лучшему, как в своё время это сделал Николай Михайлович Ревякин.

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры