издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Его вывезли на корабле, привязали к шее груз и сбросили»

Ново-Ленинская ОПГ: дело «чёрных  риэлторов» начали рассматривать в суде

  • Автор: Виктория Чистякова

В Иркутском областном суде началось рассмотрение уголовного дела в отношении восьми городских «чёрных риэлторов». Фигурантами стали иркутяне Галина Елохина, Игорь Наталин, Дмитрий Перетолчин, Сергей Захаров, Андрей Зайчук, Виталий Лаптев, Владимир Лысенко и Алексей Селиванов. Им в зависимости от содеянного предъявлены обвинения в похищении человека (ст. 126 УК РФ), пособничестве в убийстве и убийстве семи человек (ст. 33, ст. 105 УК РФ), умышленном причинении тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК РФ).

Как полагает гособвинение, преступления были совершены в период с 2002-го по 2007 год в составе организованной преступной группы (ОПГ) на территории района Ново-Ленино. В 2008 году был задержан первый участник и руководитель преступной группы Андрей Беспалов. Напомним, его уголовное дело было выделено в отдельное производство и рассматривалось в особом порядке, поскольку осуждённый заключил сделку со следствием. Иркутский областной суд в апреле этого года признал его виновным в совершении пяти убийств, похищении человека, причинении тяжкого вреда здоровью в составе ОПГ и приговорил к 20 годам лишения свободы в колонии строгого режима.

– Подсудимыми выбирались жертвы, их квартиры продавались, преступники завладевали денежными средствами, а впоследствии собственников этих квартир убивали с целью невозвращения денежных средств, – пояснил начальник отдела государственных обвинителей прокуратуры Иркутской области Максим Руды. – Судебное следствие только началось, в настоящее время проводятся допрос свидетелей и исследование материалов уголовного дела.

На момент совершения преступления самому младшему из фигурантов было 19 лет, самому старшему – 42 года. По словам гособвинителя, лидер ОПГ занимал должность начальника ЖЭУ № 17, затем возглавлял организацию, работающую в аналогичной сфере. В жилищном управлении также работала Галина Елохина, однако, как сообщил представитель прокуратуры, инкриминируемые ей преступления не связаны с деятельностью ОПГ. Остальные подсудимые  официально трудоустроены не были.

Слушания проходят с участием присяжных заседателей, об этом ходатайствовал один из обвиняемых. Стоит отметить, что такой формат заседаний редко используется в российских судах. Согласно данным судебного департамента при ВС РФ, в 2017 году судами общей юрисдикции было рассмотрено 914,98 тыс. уголовных дел. Из них лишь в 283 делах приняли участие присяжные. Таким образом, количество подобных дел по стране не превышает 1% от общего числа, за год в каждом субъекте проходит рассмотрение примерно 3-4 таких уголовных дел.

«Это право подсудимых – выбирать ту или иную форму судопроизводства», – заявил гособвинитель. Он затруднился спрогнозировать, когда суд и присяжные вынесут решение по делу, поскольку  его материалы занимают более 100 томов, а в качестве свидетелей заявлено около 150 человек. Отметим, что быстрому рассмотрению дела не способствует и частая необходимость суда останавливать судебное следствие для решения процессуальных вопросов. Например, на заседании, которое состоялось 18 июля, Игорь Наталин сообщил суду о плохом состоянии своего здоровья, ему на процесс вызвали «скорую помощь». Другой подсудимый,  Алексей Селиванов, заявил ходатайство о невозможности присутствия без своего адвоката.

На заседании было двое потерпевших. Одна из них – Ирина Меринкова. В разговоре с корреспондентом «Восточно-Сибирской правды» она сообщила, что часть информации об инкриминируемых подсудимым преступлениях ей стала известна от следователей по особо важным делам. «У меня погиб двоюродный брат Алексей Тихонов. Это было в 2007 году, тогда скончалась его мать, он поехал на её похороны. И после этого пропал», – вспоминает потерпевшая.

– Мы с мужем приезжали к нему домой, а там другой человек у него в квартире, – рассказала Меринкова. – Мы спросили, где Алексей, он попросил не беспокоиться, сказал, что он жив, но мы должны за него отдать 1,2 миллиона рублей. Якобы он деньги должен. Мы попросили нас к нему отвезти, чтобы убедиться, что он жив. Так мы оказались в общежитии на Баумана, якобы это его новое место жительства. Был цел, только все глаза в гное. После встречи поехали домой, по прибытии включили телевизор, а там уже красной строкой бежит информация, что квартира Алексея продаётся. Позже нам стало известно, что его вывезли на корабле, привязали к шее груз и сбросили. А ему ещё даже тридцати не было.

«И моему тоже два года до тридцати не хватило», – поддерживает разговор второй потерпевший – Александр Филюк.

– Мой двоюродный брат Андрей Харитонов жил в квартире со своей сожительницей, бывало, выпивал. Как-то раз к нему пришли из ЖЭУ и сказали, что у него имеется долг за квартиру, – отметил он. – Предложили её продать, купить более дешёвую, а разницу в цене отдать ему, забрав себе сумму долга. Думаю, что спаивали его параллельно. Его переселили в другую квартиру под предлогом того, что прежнюю нужно показывать покупателям. Ну а потом, когда жильё уже было переписано на других лиц, в 2004 году я узнал о его смерти. Об этом мне сообщил его друг.

Судья Виталий Тыняный на процессе заявил, что судебное следствие по уголовному делу планируется завершить к началу августа.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры