издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Играли по-крупному

Лжебанкиры незаконно обналичили около 3,5 миллиарда рублей

Ангарский городской суд вынес приговор организованной преступной группировке, осуществлявшей незаконную банковскую деятельность. С января 2015 года по июнь 2017-го «финансисты», создавшие без лицензии собственный банк, обналичили около 3,5 миллиарда рублей, получив почти 105 миллионов незаконного дохода в виде комиссии.

Деньги в семью

Организованной преступной группой (ОПГ), состоявшей почти сплошь из родственников, руководил Евгений Зинуров. Криминальный талант он развернул уже на пенсии, отметив своё 60-летие, до этого судим не был. Имея широкий круг общения в банковской среде, пенсионер подыскивал клиентов, нуждавшихся в обналичивании денежных средств. А желающих скрыть свои доходы от налогообложения находилось немало. Разумеется, все операции осуществлялись на возмездной основе: лжебанкиры брали за свои услуги не менее трёх процентов от заказанной суммы. Чтобы извлекать доход в особо крупном размере, работа была поставлена на широкую ногу с применением системы дистанционного обслуживания «Банк-клиент».

Психологи выявили у Зинурова организаторский талант, настойчивость, коммуникабельность, способность влиять на волю других людей. Лидерские качества пригодились, когда пенсионер начал сколачивать свою «бригаду» для извлечения доходов в особо крупном размере. ОПГ состояла из шести человек. В их число вошли прежде всего самые близкие. С супругой пенсионер был в разводе, но со взрослыми дочками и их семьями поддерживал самые тесные отношения. Они и стали сотрудниками созданного им фальшивого банка. (Фамилии этих «банкиров» называть не буду – молодые люди получили условное наказание и должны воспользоваться предоставленным судом шансом вернуть свою жизнь в нормальную колею. – Авт.)

Глава «финансовой империи» умело использовал профессиональные знания и опыт каждого из своих помощников. Так, старшая дочь босса Людмила имела навыки работы в сфере регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, у неё был опыт составления налоговой отчётности и общения с налоговыми органами. Пригодился и профессионализм её мужа Дениса, имевшего стаж в должности руководителя отдела крупной фирмы. Младший брат зятя Николай оказался докой в сфере компьютерных технологий и совершения банковских операций через систему удалённого доступа. Не осталась в стороне и семья второй дочери Зинурова. Её муж Андрей тоже получил должность, обещавшую хорошие доходы. Глава семейной фирмы сумел всех заинтересовать будущими заработками, потребовав беспрекословного подчинения и безоговорочного исполнения указаний.

Обещанные миллионы так манили этих образованных людей, что они с головой окунулись в противоправную деятельность. О последствиях в виде уголовной ответственности ни глава семейства, ни представители молодого поколения не думали, хотя у Зинурова подрастало четверо внучат, младший из которых был ещё грудничком. В родственных отношениях с боссом из членов ОПГ не состояла одна лишь 28-летняя продавщица Галина, сумевшая войти в доверие семьи и доказать, что на неё можно положиться.

Но на самом деле круг тех, кто так или иначе вовлекался в фиктивные финансовые операции, был гораздо шире. И все были заняты без продыху, ведь приходилось обслуживать огромный ложный документооборот с фиктивными договорами, накладными, фактурами и другой мнимой документацией. И при этом исполнять функции «инкассаторов» – физически перемещать добытую из «воздуха» наличку. При таком размахе не удивляет конспиративная терминология преступников, когда миллион рублей назывался «единицей», а тысячи в разговоре вообще опускались, будто речь шла о двузначных цифрах.

«Рога и копыта»

Для начала махинаторы приобрели несколько коммерческих организаций (юридических лиц), которые фактически не осуществляли финансово-хозяйственную деятельность. Их руководители формально, за вознаграждение, оставались в прежнем статусе, но уже не ведали, что творится у них под крышей. Создавались и новые организации с последующим использованием их реквизитов и счетов. Для этого были нужны подставные фигуры, которые тоже за вознаграждение соглашались номинально возглавлять «Рога и копыта». Кандидатов на роли «учредителей» и «директоров» таких мнимых фирм хватало – семья привлекала в основном знакомых, которые, не имея работы и постоянного источника дохода, нуждались в денежных средствах. Каждое такое «ООО» регистрировалось в установленном законом порядке. Но ни о какой хозяйственной деятельности речь не шла. Самому Зинурову органы предварительного следствия вменили 15 фактов незаконного создания коммерческих организаций через подставных лиц, его дочь Людмила ответила за 16 таких преступлений. В Иркутской области и других регионах подыскивались банки, где липовым фирмам открывали счета и выдавали банковские карты. В контролирующие органы регулярно поступала бухгалтерская и налоговая «отчётность» с фиктивными сведениями.

Для конспирации безналичные деньги клиентов переводились с одних подконтрольных счетов на другие. Так махинаторам удавалось запутать следы своей незаконной деятельности и обратить сотни тысяч рублей, существующих в виде мифических цифр на банковских счетах, в настоящие хрустящие банкноты. Эти реальные деньги уже можно было вывести на разные «нужды» через индивидуальных предпринимателей, вручить клиенту и получить свой гонорар. Налички в фальшивом банке было так много, что возникали проблемы с её хранением, перевозкой и инкассацией.

В материалах уголовного дела значатся 34 коммерческие организации, зарегистрированные на подставных лиц. Расчётные счета этих юридических лиц были открыты в двух десятках банков, филиалы которых расположены в различных регионах. Охотно обслуживали фактически не существующие фирмы Байкальский банк ПАО «Сбербанк России», ВТБ 24, АКБ «Авангард», АО «Райффайзенбанк», ПАО «Промсвязьбанк», филиал в г. Барнауле Национального банка «Траст», ПАО «МТС-Банк», Красноярский филиал КБ «Ланта-банк», Межрегиональный Коммерческий банк развития связи и информатики, КБ «Байкалкредобанк», Усольский АКБ «ГринКомБанк», ПАО «МДМ БАНК», Новосибирский филиал АО «Альфа-Банк», Мирнинский коммерческий банк «Мак-Банк», Сибирский филиал ПАО «Росбанк», филиал в г. Улан-Удэ Азиатско-Тихоокеанского банка», АО «БайкалИнвестБанк». Суммы, которые поступали туда от фиктивных организаций, варьировались от 200 тысяч до 350 миллионов рублей. Так через банковскую систему страны удалось обналичить почти 3,5 миллиарда рублей. В течение полутора лет солидные кредитные учреждения на полном серьёзе обслуживали «Рога и копыта», и лжебанкиры чувствовали себя вполне вольготно.

Вернуть миллионы в казну

Следствие провело огромную работу, чтобы изобличить Зинурова с его подельниками. Материалы уголовного дела насчитывают более 40 томов. Ангарский городской суд рассматривал это дело в так называемом особом порядке – без допроса свидетелей и анализа документов. Об этом ходатайствовали сами подсудимые, полностью признавшие вину в инкриминируемых преступлениях. Суд согласился, что в уголовном деле достаточно доказательств незаконной банковской деятельности всех шестерых ангарчан, осуществлявших в составе организованной преступной группы банковские операции без обязательной лицензии с извлечением дохода в особо крупном размере. Кроме того, руководителя ОПГ Евгения Зинурова и его дочь Людмилу признали виновными в предварительном сговоре и создании юридических лиц через подставных людей, что повлекло внесение сведений о них в Единый государственный реестр. Эти преступления относятся к категории средней тяжести, но наносят большой вред экономике страны. Подрывается доверие к банковской системе, которая обманом вовлекается в операции корыстной направленности, «помогает» выводить реальные активы в теневой сектор.

Более строгую меру ответственности Ангарский городской суд определил лидеру ОПГ Евгению Зинурову – 2 года 11 месяцев лишения свободы в исправительной колонии общего режима. Большую часть этого срока он, правда, уже отбыл. Год содержания под стражей во время предварительного следствия осуждённому зачли из расчёта день в СИЗО за полтора дня в колонии. Дополнительным наказанием предприимчивому пенсионеру стали штрафы – 800 тысяч рублей за организацию незаконной банковской деятельности и 3,5 миллиона за создание фирм на подставных лиц (около 400 тысяч рублей за каждую липовую контору).

Отца семейства взяли под стражу в зале суда. Но хотя бы дети, которых он втянул в преступления, получили условные наказания – по 2,5 года с испытательным сроком 3 года. Молодым людям (сейчас они в возрасте от 25 до 30 лет) предстоит ещё выплачивать немалые штрафы, наложенные судом, – от 500 тысяч рублей. На плечи дочери Зинурова Людмилы вообще легла сумма в четыре миллиона рублей. Во исполнение этого наказания суд сохранил арест, наложенный на имущество подельников: земельных участков, автомобилей, квартир они лишились. Вчерашним «банкирам», а ныне условникам, состоящим на учёте в уголовно-исполнительной инспекции, придётся расплачиваться с государством за то, что посягнули на авторитет банковской системы страны. Не повезло и некоторым клиентам финансовой организации Зинурова. Деньги, которые в ходе предварительного следствия были изъяты со счетов фальшивых фирм, суд конфисковал. Около трёх миллионов рублей, принадлежащих «заказчикам», обращены в доход государства.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры