издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Явление было аномальным»

Метеорологи и климатологи рассказали о причинах паводка в Приангарье

  • Автор: Георгий Борисов

Причиной катастрофического паводка на юго-западе Иркутской области стала погодная аномалия, которая является следствием глобальных изменений климата. Над Восточным Саяном и прилегающей к нему территорией сошлись три воздушные массы, которые сформировали мощную облачность и вызвали обильнейшие осадки. При этом она оказалась зажата антициклоном, так что сильные дожди шли на протяжении нескольких дней. Техногенных факторов, которые усугубили бы разгул стихии, не было.

Сила социальных сетей в том, что можно, не обладая специальными знаниями и надёжными источниками информации, выдать своё мнение за истину в последней инстанции. Пока наблюдатели на гидрологических постах с риском для жизни продолжали замерять уровень воды на тех реках Иркутской области, которые вышли из берегов, профессиональные спасатели работали в зоне наводнения, а волонтёры собирали гуманитарную помощь, анонимы по полочкам разложили причины катастрофического паводка. В их картине мира всё выглядит просто: никаких обильных ливней не было, просто энергетики увеличили сброс воды с Иркутской ГЭС и задержали её в Братском море, чтобы затем сработать и получить дешёвое электричество для алюминиевых заводов. Аргументы – карта региона, на которой выделена Ангара, и фотография гидроэлектростанции.

Горы накопили тучи

Инженеры и учёные в отличие от них оперируют объективными данными, цифрами и графиками. Их, к слову, предостаточно в открытом доступе. Тот же Гидрометцентр России публикует синоптические карты с информацией о циркуляции воздушных потоков в атмосфере. А на официальном сайте Иркутского центра дистанционного зондирования Земли есть архив снимков, сделанных транснациональным спутником Terra, которым управляет НАСА. На них видно, как 24 июня огромную территорию от Бирюсинска и Тайшета до Зимы (плюс юго-восток Красноярского края и север Республики Тыва) начинает затягивать плотная облачность. В течение двух следующих дней она полностью закрывает землю. За это время только в Тулуне выпало 78 мм осадков при норме июня в 59 мм. В Нижнеудинске и Усть-Каде их объём был меньше – 50 и 52 мм соответственно. Если брать период с 25 по 29 июня, то в Тулунском районе в целом выпали четыре месячные нормы осадков, в Нижнеудинском – полторы. Дожди, прошедшие на этой территории и южнее, вызвали подъём воды в реках, берущих начало в горах Восточного Саяна. На пике паводка, который возможен раз в 1000 лет, уровень Ии в границах Тулуна поднялся до 13 м 87 см – почти на четыре метра выше показателя, зафиксированного 3 августа 1980 года, который считался рекордным. Схожая ситуация наблюдалась в бассейнах Бирюсы, Оки и Уды.

«Могу сказать достоверно, что явление было аномальным с точки зрения погодных, климатических и циркуляционных факторов, – отмечает и.о. заведующего кафедрой метеорологии и физики околоземного пространства Иркутского государственного университета Инна Латышева. – Проанализировав ситуацию июня 2019 года, мы выяснили, что на территории Иркутской области сложилось уникальное стечение обстоятельств». Прежде всего нужно отметить, что регион обычно находится под влиянием западной циркуляции. Иными словами, воздушные массы над ним перемещаются с запада на восток. Однако в прошедшем месяце здесь проявлялись меридиональные процессы – тёплый воздух скапливался в районе Восточного Саяна. В конечном итоге это привело к интенсивному образованию облаков и осадков и могло вызвать таяние снежного покрова на горных ледниках. Вдобавок над юго-западом Иркутской области столкнулись три воздушные массы: арктическая, мощный поток с Тихого океана, жаркий и насыщенный влагой, а также циклонический вихрь, пришедший с Урала и из Западной Сибири. Сформировавшийся циклон при этом оказался зажат двумя устойчивыми антициклонами. Как следствие, интенсивные дожди непрерывно шли на одной территории в течение трёх полных суток с небольшим.

«Вызванный ими паводок совпал с запоздавшим снеготаянием в Восточном Саяне, – добавляет заведующий лабораторией гидроэнергетических и водохозяйственных систем Института систем энергетики имени Л.А. Мелентьева СО РАН Вячеслав Никитин. – Это сочетание дало экстремальные условия осадков и водности». Искать здесь техногенные причины бессмысленно. Напротив, Братское море позволило принять огромную массу воды, которую принесли Белая, Ока, Ия, Уда и Бирюса. Дело в том, что за маловодные 2015–2017 годы его уровень постепенно снижался. Минимальная отметка – 395,05 м по Балтийской системе высот (БС) – была достигнута позапрошлым летом. Тогда возникла реальная угроза устойчивой работе водозаборов, которая обеспечивается при уровне выше 394,73 м БС. Ситуация всё-таки исправилась, в 2018 году приток в водохранилище Братской ГЭС вернулся к норме. С 27 июня по 5 июля 2019 года оно приняло 4,76 кубического километра – или 4,76 млрд кубометров – воды. За это же время его уровень вырос с 396,65 м БС до 397,52 м БС. При этом нормальный подпорный уровень Братской ГЭС составляет 401,73 м в Балтийской системе высот, которая берёт своё начало от Кронштадтского футштока. Центр Тулуна, в свою очередь, находится примерно в 460 м над уровнем Балтики. Чтобы Ия, которая через него протекает, затопила город, вода в Братском море должна подняться более чем на 50 м выше гребня Братской ГЭС. Рассматривают ли авторы панических постов и перепостов в социальных сетях такую физическую возможность – вопрос открытый.

Задача о двух бассейнах

Они же, однако, указывают на «обмеление Байкала» из-за повышенных сбросных расходов Иркутской ГЭС, которые наполняли Братское море. Однако уровень озера устойчиво растёт со второй декады мая. Более того, за последнюю неделю июня он увеличился на 9 см и достиг 456,56 м в Тихоокеанской системе высот, а за пять дней июля прибавил ещё 3 см. Попуски Иркутской ГЭС с 25 по 28 июня составлявляли 1800 кубометров в секунду, к 30 июня их увеличили до 2000 кубов ежесекундно. Этого недостаточно даже для подтопления низменных участков в самом Иркутске, не говоря уже о населённых пунктах по течению или в стороне от Ангары. В 150 км до Тулуна река и вовсе поворачивает на север, а в начинающееся после этого Братское водохранилище Ия впадает примерно в 300 км от города. Бирюса и Уда вовсе соединяются с Ангарой уже в Красноярском крае, ниже Богучанской ГЭС по течению.

Вклад Иркутской ГЭС в наполнение Братского моря в дни паводка невелик. Например, 27 июня она давала 1800 кубометров воды в секунду, а притоки Ангары, которые расположены ниже по течению, – 4430. Через три дня, когда паводок достиг пика, на её долю приходилось 2000 кубометров ежесекундно, а так называемая боковая приточность обеспечивала почти 11 600 «кубов». Запас, остающийся до нормативного подпорного уровня Братской ГЭС, позволил принять эту воду, не увеличивать попуски станции и тем самым избежать каких-либо подтоплений ниже неё.

К слову, энергетики не устанавливают сбросные расходы гидроэлектростанций в принципе. За это отвечают структуры Федерального агентства водных ресурсов, в Восточной Сибири – Енисейское бассейновое водное управление. При этом первоочередной задачей для его специалистов является обеспечение водой населения и ЖКХ. Следующие по важности отрасли – водный транспорт и рыбное хозяйство. Потребности энергосистемы учитывают в последнюю очередь. Таковы правила использования водных ресурсов, которые в Енисейском БВУ соблюдают неукоснительно. В соответствии с ними Братское водохранилище в настоящее время заполняют не для выработки дешёвого электричества, а для того, чтобы в течение нескольких лет воды было достаточно для всех пользователей.

Что касается Байкала, то его максимально допустимый уровень правительство России установило на отметке 457 м в Тихоокеанской системе высот. Сделано это было под давлением властей Республики Бурятия, аргументирующих свою позицию тем, что иначе подтапливает посёлки на восточном берегу озера. Вячеслав Никитин прогнозирует, что при сохранении существующего притока и сбросных расходов Иркутской ГЭС максимум с высокой вероятностью будет достигнут к концу нынешнего сентября. Временное постановление, действующее до конца 2020 года, предполагает, что уровень озера может быть и выше, но только в условиях обильного паводка на реках, которые в него впадают. Однако на них наблюдается водность, близкая к норме, так что специалисты Енисейского БВУ, устанавливая режимы работы гидроэлектростанций Ангарского каскада, исходят из необходимости «удержать» Байкал на отметках ниже 457 м ТО. При этом им приходится учитывать, что при сбросных расходах Иркутской ГЭС в 3000 кубометров в секунду в областном центре начнёт подтапливать торговый центр «Комсомолл», лодочные станции в районе Верхней Набережной и посёлка Боково, локомотивно-вагонное депо Детской железной дороги на острове Юность, а также дачи на Елизовском, Кривом, Комсомольском, Конном и Поповском островах.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры