издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Опережающий контроль

Полномочия депутатов и контрольно-счётных органов могут быть расширены

62 млрд рублей – такова сумма средств, проверенных контрольно-счётными палатами Иркутской области в 2019 году. КСП провели 1060 контрольных и экспертных мероприятий. Только одна КСП Иркутска проверила около 30 млрд рублей, выявлено нарушений на 519 млн рублей. В целом же аудиторами КСП региона выявлено в прошлом году нарушений на 9 млрд рублей. Об этом на заседании Совета контрольно-счётных органов региона сообщила глава областной КСП Ирина Морохоева. Спикер Законодательного Собрания Иркутской области Александр Ведерников выступил с идеей внесения в региональное законодательство изменений, которые дополнят контрольные полномочия депутатов и дадут им право предварительного и текущего контроля государственных программ.

В заседании совета приняли участие 45 контрольно-счётных органов области, депутаты регионального парламента и местных Дум. Работали участники заседания как очно, так и в формате видеоконференцсвязи. В заседании приняли участие спикер ЗС Александр Ведерников, вице-спикер Кузьма Алдаров, председатель комиссии по контрольной деятельности ЗС Тимур Сагдеев, председатель Думы Ангарского муниципального образования Александр Городской, глава Думы Братска Лариса Павлова, председатель Думы Усть-Кута Валерий Носовко, председатель Думы Усольского района Надежда Глызина, сотрудники аппаратов местных парламентов. Совет контрольно-счётных органов области является добровольным объединением и был создан 27 июля 2006 года с целью повышения эффективности государственного и муниципального финансового контроля. Совет объединяет 51 контрольно-счётный орган региона. Контрольно-счётные палаты в регионе созданы на уровне всех муниципальных районов и городских округов, в ряде поселений также есть КСП. Ирина Морохоева рассказала об актуальных задачах работы контрольно-счётных органов, начальник сводной экспертно-аналитической инспекции КСП области Александра Петрушина – о реализации национальных проектов в регионе, председатель КСП Ангарского городского округа Лилия Козлова – об итогах работы контрольно-счётных палат области в 2019 году.

«Между Законодательным Собранием и КСП Иркутской области налажено конструктивное взаимодействие, – сказал спикер ЗС Александр Ведерников. – При активной позиции, самостоятельности КСП тем не менее орган Законодательного Собрания. Мы вместе работаем над повышением эффективности и прозрачности расходования бюджетных средств, профилактикой коррупции. По итогам 2019 года аудиторами КСП региона выявлено нарушений более чем на 9 миллиардов бюджетных рублей. Из них 420 миллионов рублей были использованы неэффективно. Стоить отметить, что КСП не только выявляет какие-то нарушения, но и формирует методологию на основе совершённых ошибок, чтобы не допускать этих нарушений в дальнейшем. И сейчас важно добиваться, чтобы исполнительная власть эти методологические рекомендации реализовывала и применяла на практике в большей степени, чем мы наблюдали до этого. Во многих сферах, ставших объектами контроля КСП, наладились положительные изменения, и в этом, безусловно, заслуга в том числе и контрольно-счётных органов».

Спикер ЗС отметил, что сегодня работа КСП носит «последующий» характер. То есть выявляются ошибки, которые были совершены в прошлом. По мнению Александра Ведерникова, нужно расширять права и полномочия и депутатского корпуса и, как следствие, контрольно-счётных органов. В связи с этим нужно проработать идею внесения в региональное законодательство изменений, которые дополнят контрольные полномочия депутатов и дадут им право предварительного и текущего контроля государственных программ. «Это позволит с нашей стороны помочь исполнительной власти всей мощью контрольно-счётных органов и депутатского корпуса направить совместные усилия на реализацию национальных проектов, – сказал спикер ЗС. – Считаю, что идею нужно осмыслить, посмотреть её применимость на региональном и муниципальном уровнях. Успех реализации национальных проектов лежит именно в сплочённости законодательной и исполнительной власти. И, конечно, без профессионализма контрольно-счётных органов здесь тоже не обойтись».

– Контрольно-счётная палата – наш главный союзник, – сказал вице-спикер ЗС Кузьма Алдаров. – В зоне её внимания качественное исполнение бюджета, реализация национальных проектов, социально значимых программ. От КСП во многом зависит эффективность нашего парламентского контроля. Тесно работая с аудиторами, мы видим их профессионализм и компетентность. Благодаря их работе постоянно растёт результативность использования областных бюджетных средств. В целом наша экспертно-аналитическая деятельность оказывает заметное влияние на формирование бюджетной и налоговой политики в Приангарье. Важно не только искать нарушения, но и предотвращать их, проводить профилактические мероприятия, готовить руководителей органов исполнительной и муниципальной власти к тому, чтобы принимать верные решения. КСП обладает правом законодательной инициативы, такое решение было принято депутатами ЗС. Уверен, что те законопроекты, которые сегодня принимаются, во многом эффективны благодаря нашей совместной работе. Должен сказать, что ни один законопроект у нас не проходит обсуждение, если нет заключения КСП, в случае, если это требует каких-то дополнительных затрат из областного бюджета. Мы высоко оцениваем уровень нашего взаимодействия и надеемся, что и в дальнейшем будем следовать этой тенденции.

Как рассказала глава КСП Ирина Морохоева, региональная и местные палаты Иркутской области работают в соответствии со стратегией, предложенной федеральной Счётной палатой. «КСП должны формировать стратегическое видение, компетентную картину тенденций и рисков развития страны, – сказала она. – И содействовать повышению эффективности управления государственными ресурсами. Задача в том, чтобы оценить не только то, как потрачены деньги, но и насколько они приближают к реализации национальных целей и ведут ли к изменениям в жизни граждан страны. Ещё одно немаловажное направление – укрепление публичности и открытости процессов принятия государственных решений. Органы КСП должны постоянно совершенствовать меры по борьбе с коррупцией и злоупотреблениями». Ирина Морохоева отметила важность системной работы с региональными документами стратегического планирования. «В своих отчётах КСП не раз отмечала, что в регионе, к сожалению, отсутствует Стратегия социально-экономического развития, – сказала глава КСП. – Однако у нас бюджетные расходы реализуются только в рамках государственных программ. Они имеют элементы стратегического планирования. Мы надеемся, что в ближайшее время примем наш основной документ и будем работать более системно».

Как пояснила глава КСП, сейчас очень важно опираться на базу данных рекомендаций, которая формируется по итогам проверок, а специалисты КСП обязаны отслеживать, как рекомендации исполнялись на местах. «Это очень важная функция последующего контроля, о чём сегодня говорили Александр Ведерников и Кузьма Алдаров», – сказала Ирина Морохоева. Кроме того, в современных условиях региональные и муниципальные КСП должны ориентироваться на подготовленный Федерацией проект стратегического аудита. Документ должен быть рассмотрен в ближайшее время коллегией Счётной палаты РФ, сообщила Морохоева.

«Важный вопрос, с которым столкнулись все субъекты, – это состояние финансирования системы здравоохранения, – сообщила Ирина Морохоева. – Счётная палата РФ полагает, что контрольные и экспертные мероприятия в сфере здравоохранения должны иметь приоритет. Сейчас в структуре Счётной палаты сформирован отдельный департамент, занимающийся вопросами здравоохранения. Мы тоже должны сосредоточить внимание на этой сфере». Сейчас важно использовать все возможные источники для проведения проверок, подчеркнула Морохоева. У современных КСП расширяется доступ к базам данных министерств, ведомств, государственным информационным ресурсам. «Мы надеемся, что и на муниципальном уровне через представительные органы или благодаря прямому выходу на мэров, глав КСП будут добиваться доступа к информационным базам», – говорит Морохоева. Этот вид проверок становится особенно актуальным, когда приходится работать в удалённом режиме.

Основная стратегическая задача КСП – уходить от сплошных проверок, уделяя внимание риск-ориентированному подходу, выявляя особо значимые, системные нарушения и злоупотребления. Бюджеты сегодня являются программно-целевыми, и проверке теперь нужно подвергать не только собственно финансы, но и то, как бюджет сформирован в соответствии с национальными целями. По оценке Счётной палаты России, многие регионы не направляют 45% программных средств на реализацию национальных проектов, как того требует законодательство. 75% государственных программ не коррелируются с целями и показателями национальных проектов. Задача КСП – проверять программы на целевую направленность и рекомендовать исполнительной власти совершенствовать их. «Все КСП работают в рамках федеральной концепции повышения эффективности бюджетных расходов, – рассказала Ирина Морохоева. – Документ долгосрочный, срок его действия – 2019–2024 годы. Я прошу, чтобы этот документ стал вашей настольной книгой и мы работали в рамках его основных положений по совершенствованию государственных и муниципальных программ, внедрению принципа проектного управления, управления налоговыми ресурсами».

Основной темой обсуждения совета стали итоги работы за прошлый год. В 2019 году КСП муниципалитетов Иркутской области провели проверки на 62 млрд рублей. Было успешно завершено 1060 контрольных и экспертных мероприятий. «Но если смотреть внимательно, то очень часто объёмы проверенных средств и количество выявленных нарушений несопоставимы, – заметила Ирина Морохоева. – К примеру, КСП Иркутска проверила 30 миллиардов рублей, а нарушений было выявлено на 519 миллионов рублей. КСП Братска проверила 7 миллиардов рублей, а выявила нарушений только на 2 миллиона рублей. Братский район проверил 2 миллиарда рублей, а выявлено нарушений на 18 миллионов рублей». К некоторым КСП у главы областной палаты были вопросы по эффективности работы. Например, КСП посёлка Усть-Ордынский не выявила никаких нарушений за год и не проверила ни одного рубля. У других палат хорошая выявляемость, а вот контроль – не очень. «Братский район действительно выявил нарушений на 18 миллионов рублей, но эти нарушения не были устранены. Устранение – это важная работа, которую должны вести контрольно-счётные органы», – напомнила Ирина Морохоева.

Она отметила, что КСП зачастую не пользуются своим правом на выписку представлений по нарушениям. Ни одного представления не было выписано в Братском, Казачинско-Ленском, Нижнеудинском, Осинском, Усть-Илимском и других районах. Ирина Морохоева призвала более активно работать с мэрами и депутатами местных Дум и информировать их о нарушениях. «Давайте поставим задачу на 2020 год писать письма по всем нарушениям, беспокоить по итогам проверок мэров, глав, руководителей», – сказала Морохоева. Она напомнила, что КСП вправе выписывать административные протоколы и направлять их в суды, писать в прокуратуру. И есть успешные примеры судебных решений и реагирования прокурорских работников. Ирина Морохоева, призывая работать более активно, напомнила об основной философии работы КСП страны: «В 80% случаев предупредить, в 20% – наказать». Это означает, что надо уделять больше внимания предупреждению и мониторингу.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры