издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Ваш город помогал мне в жизни и людьми, и духом, и делами…»

Визиты Олега Табакова в Иркутск всегда становились праздником для зрителей

  • Автор: Владимир Ходий

Из всех выдающихся мастеров театра и кино нашей страны второй половины прошлого и начала нынешнего веков наиболее часто посещал Иркутск народный артист СССР, один из основателей Московского театра «Современник», а затем основатель и художественный руководитель театра, получившего неформальное название «Табакерка», художественный руководитель и директор МХТ имени А.П. Чехова Олег Табаков. Причём он приезжал в Приангарье не один, а в окружении своих коллег и учеников. И всегда это становилось праздником для зрителей.

«Ну как там голубые тени облаков?»

Первый раз такое случилось в июле 1963 года. «Успешно, – писала «Восточно-Сибирская правда», – прошли в Иркутске и области творческие вечера талантливого молодого актёра театра и кино Олега Табакова. Вместе с ним приехали артисты театра-студии «Современник» Г. Волчек, Г. Фролов, Л. Крылова, Е. Миллиоти, О. Станицина. Они показали зрителям отрывки из спектаклей «Пять вечеров» Володина, «По московскому времени» Зорина, «Третье желание» Блажека и «Продолжение легенды» Кузнецова. Артисты побывали также у металлургов Шелехова, железнодорожников Слюдянки, встретились с участниками художественной самодеятельности Ангарска, посетили Иркутскую ГЭС, с которой так тесно связана биография театра. И, где бы они ни были, каждая встреча превращалась в большой разговор об искусстве, о театре и его назначении».

Редакция «Восточки» пригласила в гости Табакова, и он пришёл вместе с коллегой Геннадием Фроловым. Рассказав о том, что такое театр-студия «Современник», они отметили, что «вне проблемных спектаклей не мыслят своего существования». Поэтому им так дороги и близки спектакли «Два цвета», «Продолжение легенды».

Много интересного поведал о своём творческом пути Олег Табаков:

– Сама жизнь подсказывает решение создаваемого образа. На XIV съезде комсомола я познакомился с вашим земляком – строителем Братской ГЭС Владимиром Казмирчуком. Какими-то чертами этого человека мне хотелось наградить Колю Бабушкина из фильма «Молодо-зелено».

Зрители в новом театральном сезоне смогут увидеть Табакова в роли Молчалина в комедии Грибоедова «Горе от ума». Он по-прежнему много работает в кино. Только что закончились съёмки фильма «Живые и мёртвые» по одноименному роману Симонова, где он играет лейтенанта Крутикова. Следующая его работа – это съёмки в фильме «Война и мир» в роли Николая Ростова. Артист мечтает попробовать свои силы в кинорежиссуре.

В заключение Олег Табаков сказал:

– Наш театр хотел бы приехать к вам в Сибирь и показать свои спектакли…

…Примерно эти же слова он произнёс и в редакции «Советской молодёжи», где тогда впервые познакомился с начинающим драматургом Александром Вампиловым. Фотокорреспондент Виталий Белоколодов заснял Табакова на фоне улицы Карла Маркса, снимок был напечатан в газете рядом с очередной главой путевого очерка Вампилова и Шугаева, проехавших по маршруту Нижнеилимск – Кеуль – Усть-Илим. Очерку авторы дали явно «абстрактно-формалистический» заголовок – «Голубые тени облаков». Заголовок вызвал у гостя неописуемый восторг. Он потом при встречах с Александром в Москве всегда в шутку спрашивал: «Ну как там голубые тени облаков?»

«Запомнил надолго радость встречи с сибиряками»

Следующий приезд Табакова в Прибайкалье состоялся в январе 1970 года. В этот раз с ним были студенты. На сцене театра музыкальной комедии зрители увидели комедию Гоголя «Женитьба» в исполнении выпускников филиала школы-студии МХАТ при «Современнике».

Своих учеников он взял с собой на берега Ангары не просто так. Вот слова Табакова перед спектаклем:

– Я был здесь несколько лет назад и запомнил надолго радость встречи с сибиряками, которые любят свою землю и умеют влюбить в неё своих гостей. Поэтому я и привёз как раз сюда своих первых в жизни учеников, которых, конечно же, люблю и очень вместе с ними волнуюсь. Это выпускники нашего театра, они представляют собой не просто учащихся студии, но воплощение мыслей о будущем нашего театра, о продолжении и развитии его идейных и творческих традиций. Хочется, чтобы наша встреча прошла хорошо…

«Молодые актёры показали свою дипломную работу увлечённо и весело, от души отдаваясь атмосфере, созданной в спектакле постановщиком-педагогом, заслуженным артистом РСФСР, лауреатом Государственной премии СССР О.П. Табаковым, – писала в «Восточно-Сибирской правде» рецензент А. Левикова. – «Женитьба» доставила явное удовольствие зрителям, тесно заполнившим зал театра. Культура постановки, прекрасная режиссёрская школа, масса остроумных находок, заряд радости – всё это составило основу спектакля, своеобразно и интересно раскрывающего знаменитую комедию Н. Гоголя».

Этот спектакль увидели также зрители в Шелехове и Ангарске. Олег Павлович встретился с актёрами и режиссёрами иркутских театров, студентами и преподавателями политехнического института, побывал в Усть-Илимске, показал ещё не вышедший на экраны страны художественный фильм «Гори, гори, моя звезда», в котором сыграл одну из главных ролей.

– У меня были удачные и неудачные, любимые и менее любимые работы в кино, – говорил он на встречах. – Искремас в новом фильме – важная человеческая роль, и хочется, чтобы все, кто увидит эту картину, взяли от моего героя его необыкновенную чуткость, доброту, его необыкновенную отдачу себя работе… В дни, когда были съёмки, я находился в необъяснимо восторженном, счастливом состоянии – предстояло играть мечту, сказку, предстояло играть доброго человека для добрых людей.

…Александра Вампилова в те дни в Иркутске не было. Он уехал в Москву с очередной попыткой добиться постановки своих пьес на тамошних сценах, потому что театральное искусство, как и все его другие виды и литература, в советское время находились под идеологическим «колпаком», и разрешения на новые постановки давали Министерства культуры СССР и РСФСР, а в столице – ещё и Управление культуры горисполкома. Но достоверно известно, что тогда и позже они с Табаковым находились в постоянном контакте. Привожу письмо Александра, включённое Олегом Павловичем в изданную им в 2000 году книгу воспоминаний «Моя настоящая жизнь»:

«Дорогой Олег!

Спасибо за письмо, сам понимаешь, как для меня важно узнать, что ты начал репетиции, и как это здесь (в Иркутске) меня подбадривает. Дай бог! Будем надеяться, на этот раз дело выгорит.

Вспомнил я, что театр, в который когда-то я заявился с первой пьесой, был именно «Современник» и первый, кто протянул мне тогда руку, был Олег Табаков. Ты, понятно, можешь не придавать этому обстоятельству никакого значения, но мне (я человек суеверный) сейчас это кажется хорошим предзнаменованием. Что касается творческих подробностей, не мне учить вас ставить пьесы. Скажу только, что, по-моему, чем эту историю (речь идёт о «Старшем сыне». – Авт.) разыгрывать достовернее, тем она будет смешней и более обнажаться по смыслу. Но ты, возможно, пойдёшь другим путём – дело твоё. Доверяю тебе полностью, на 139%.

Зная твою занятость, не прошу тебя писать письма, но на пару строк, возможно, выкроишь время, в особенности тогда, когда (если бы!) будет получено или (не дай бог снова!) не будет получено разрешение властей на постановку.

Ну вот. Всего тебе и пастве твоей самого наилучшего.

А. Вампилов.

15 февраля 71 г.»

Из позднейшего рассказа самого Олега Павловича об истории с этой постановкой:

– Когда я стал директором театра «Современник» вслед за тем, как Олег Ефремов возглавил МХАТ, мы продолжали вне плана репетировать «Старшего сына» с Георгием Бурковым в главной роли. Внепланово! Что-то у нас двигалось, интересным был актёрский расклад. Но у меня случилась какая-то служебная командировка, а когда вернулся, пришёл Саша Вампилов и сказал мне, что уступил свою пьесу театру имени М.Н. Ермоловой. Я его очень понял, ведь он ждал, ждал, и ему это надоело. Любопытно и другое. Когда Саша заключил контракт с Ермоловским театром, их заведующая литературной частью на тексте этого документа написала слова: «Право первой постановки даётся театру имени М.Н. Ермоловой, но не театру «Современник».

Уже после трагической гибели Вампилова театр Олега Павловича одним из первых в стране поставил на своей сцене «Провинциальные анекдоты». Режиссёром спектакля был Валерий Фокин, в роли Анчугина выступил Табаков.

«Иркутск знаю давно, тянет сюда»

Желание театра «Современник» приехать в Иркутск и показать свои спектакли, о чём говорил Табаков в свой первый приезд в наш город, исполнилось лишь в 1985 году – сразу после завершения 29-го сезона труппы. Гастроли начались 4 июня и продолжались практически месяц с участием всего сценического коллектива на двух площадках города – театра музыкальной комедии и драматического театра имени Н. Охлопкова. Афиша гостей содержала 14 названий разноплановых спектаклей, например «Эшелон» и «Спешите делать добро» по Рощину, «Навеки девятнадцатилетние» Бакланова, «А поутру они проснулись» Шукшина, «Любовь и голуби» Гуркина, «Ревизор» Гоголя, «Двое на качелях» Гибсона.

Был ещё один спектакль-изюминка в этих гастролях – «Восточная трибуна» по пьесе Александра Галина. Ради этого спектакля Табаков и прилетел в Иркутск. Дело в том, что к тому времени он уже перешёл из «Современника» в Московский художественный академический театр и также приступил к созданию нового сценического коллектива – театра-студии, будущей «Табакерки», а в «родных пенатах» оставался на разовых ролях. Что касается спектакля «Восточная трибуна», то Олег Павлович его особенно ценил за то, что в нём отстаивались и защищались такие достоинства человека, как порядочность, щедрость сердца, готовность к добру, а вместе с ним играли замечательные актёры, в том числе Нина Дорошина и Елена Козелькова.

Однако, оказывается, существовало и другое обстоятельство, из-за которого Табаков оказался на берегах Ангары. Он руководил состоявшимся здесь отбором кандидатов на учёбу в студии МХАТа. С этого и началась беседа с ним журналистов «Советской молодёжи». На вопрос, так ли было необходимо его участие в прослушивании кандидатов, поскольку этим занимались известные театральные педагоги, Олег Павлович ответил:

– Видите ли, учеников нужно учить в первую очередь для себя – с тем, чтобы работать с ними вместе в дальнейшем. В нашем ремесле так: чем меньше учеников, тем лучше. Производство наше не поточное и даже не мелкосерийное, а штучное, единичное. Когда я начинал обучение первого своего набора, у нас на первом курсе было 26 человек. После первого года отсеяли восемь, после второго – ещё четверых. Вошли в конфликт с ректоратом, но, несмотря на это, могу сказать: остальные были обучены серьёзно…

Попросили журналисты поделиться и впечатлениями об Иркутске.

– Иркутск знаю давно, тянет сюда. Был здесь 22 года назад, 15 лет… Приходилось играть «Обыкновенную историю» с Виталием Венгером. С «Женитьбой» привозил сюда своих учеников студии при «Современнике». Сейчас, поверьте, доставало причин не ехать. За последние двадцать дней в Москве сыграл одиннадцать спектаклей, что для человека моего возраста немало. Играл на большой сцене МХАТа, где энергоёмкость велика – за каждый спектакль «Амадей» я теряю кило веса. При этом оставил съёмки фильма «Генеральный конструктор», где играю академика Королёва. И прилететь сюда на три дня? Для этого нужно быть очень неравнодушным к театру человеком и воистину испытывать тёплые чувства к этому городу, к этой земле и её людям. Здоровая эта земля, с хорошим здоровьем…

А в автографе читателям газеты Табаков написал: «Молодым жителям этого славного города желаю счастья, удачи, мужества… Ваш город помогал мне в жизни и людьми, и духом, и делами».

…О Вампилове в данной беседе была только его короткая реплика в связи с вопросом о том, не слишком ли строго подходит он к оценке достижений советского искусства и литературы: «Но глупо же делать вид, что у нас десять Вампиловых! Вампилов был один, и это место вакантно».

«Наилучшие пожелания «Восточке» и её читателям»

25 июля 1992 года спектаклем по пьесе Галича «Матросская тишина» в Иркутске открылись гастроли Московского театра-студии под руководством Олега Табакова.

Вот что писал об этом событии в «Восточно-Сибирской правде» её обозреватель по вопросам культуры Анатолий Семёнов: «Как-то странно было видеть, что в нынешнем году ни на одной из афишных тумб в Иркутске не было рекламы, извещающей о гастролях театральных коллективов. И не то что столичных, но даже из соседних регионов. Такого в городе на Ангаре практически никогда не случалось… И вот как гром среди ясного неба прозвучало сообщение, что на целый месяц к нам приезжает московский театр под руководством народного артиста России Олега Табакова. Надо отдать должное спонсору этих гастролей – Иркутскому биржевому союзу, взявшему на себя бремя немалых расходов, связанных с их организацией и проведением».

Проанонсировал предстоящие гастроли в автографе читателям газеты и сам руководитель театра: «В моей юности я был не раз обласкан сибиряками. Думаю, что их любовь до сих пор защищает меня. Наилучшие пожелания «Восточке» и её читателям. От всей души приветствую иркутян, надеюсь на сибирское гостеприимство. С нетерпением ожидаю встреч с вами на спектаклях».

Выступления сценического коллектива, тогда уже набравшего силу и ставшего одним из самых популярных в столице, проходили на площадке областного драматического театра имени Н. Охлопкова. Кроме уже названной «Матросской тишины» они включали ещё пять спектаклей – «Ревизора» Гоголя, «Я хочу сниматься в кино» и «Билокси-блюз» американского драматурга Саймона, «Звёздный час по местному времени» Николаева, «Импровизации на вечные темы» Никитина.

Среди актёров выходили на иркутскую сцену Владимир Машков, Евгений Миронов, Марина Зудина, Игорь Нефёдов, Александра Табакова, Надежда Тимохина и другие.

Сам Олег Павлович играл в спектаклях «Матросская тишина» и «Я хочу сниматься в кино». «Мы уезжаем от вас удовлетворёнными, – делился он по итогам гастролей. – Нас здесь ждали, и мы, мне думается, не обманули ожидания зрителей. Это самое главное… Какие мои личные ощущения и впечатления? Я как-то уже говорил о, на мой взгляд, неторопливой, размеренной жизни иркутян, об их умении передвигаться по улицам, сохраняя своё достоинство. И вот эти люди, я имею право так сказать, поскольку в течение этого жаркого месяца выходил на сцену около пятнадцати раз, не были равнодушными, в их глазах была признательность. И этого мне хватит надолго».

«Мы вернёмся к Вампилову»

Во время гастролей москвичей на прибайкальской земле произошло другое примечательное событие – состоялись «Вампиловские дни», посвящённые 55-летию со дня рождения драматурга. Конечно, была помянута и горькая дата – 20-летие его трагической гибели. И в этот день – 17 августа – на берегу Байкала, в ста метрах от того места, где произошла трагедия, был установлен мемориальный знак – камень-символ в память об Александре Валентиновиче. Средства на его создание и установку выделил опять-таки Иркутский биржевой союз, а изготовили его мастера-каменотёсы из фирмы «Сибтонар». Было много выступающих, в том числе короткую проникновенную речь произнёс Олег Табаков:

– Смотрю я с уважением и даже гордостью на всех вас, которые в столь трудное для нашей страны время взаимных разборок, выяснений правоты, отстаивания суждений проявляют благородство. Посмотрите, что творится вокруг: свергают, рушат различные памятники, стаскивают с постаментов фигуры. Господь с ними, кого стаскивают. Но есть в этом что-то нашему русскому человеку противоестественное – пора бы и остановиться! Вы же, напротив, не разрушаете, а устанавливаете памятник – славно, дорого и трогательно! И то, что появился на берегу Байкала камень-символ, посвящённый Александру Вампилову, ярко подтверждает это. Прожил он жизнь так, что всё, что написал, есть правда, ибо оплачена она его жизнью. И закончить хочу так, как заканчивает Солженицын «Матрёнин двор»: «Не стоит без праведника ни село, ни город, ни вся земля наша». Так и он в образе камня-символа будет стоять здесь и спрашивать нас: «Как живёте вы, люди?»

…Прощаясь с сибиряками, Олег Павлович подарил музею Александра Вампилова в посёлке Кутулик фотографию с надписью: «Дай Вам Бог сил и терпения в святой работе Вашей. О. Табаков. 23.08.92».

И в заключение фрагмент из его интервью в те дни «Восточно-Сибирской правде» под заголовком «Возвращаясь к Вампилову»:

– Рассуждая о театре, я прежде всего думаю, что для тех молодых людей, с которыми работаю, для их активного творческого и духовного развития необходима и высокая драматургия. Вот тут-то и понадобятся и Чехов, и Вампилов, и Шекспир. Без них сегодня нельзя осваивать актёрскую профессию, получить успех у зрителя. Ведь что, в конце концов, такое творческая свобода? Для актёра – это вотум доверия, вынесенный ему зрителем. А для этого и нужен Вампилов. И мы к нему обязательно вернёмся…

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры