издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Сказка – ложь…»

Но политтехнологи заставят верить

Что связывает былинного злого богатыря Тугарина Змея и выборы в Черемховском районе? Отчего урина иногда может стать живой водой из волшебной сказки? Почему на нашей поп-эстраде так много Золушек и даже Золушков, пробившихся к счастью из глухой провинции? И отчего мы так любим отпетого бандита Сашу Белого из сериала «Бригада»? Виноваты мифы, которые имеют большее влияние на нас, чем любые доводы разума. О том, как глубины нашего подсознания могут быть использованы политтехнологами, рассказала кандидат философских наук, доцент кафедры журналистики и медиаменеджмента Института филологии, иностранных языков и медиакоммуникации ИГУ Светлана Булатова.

«Вычистим землю, посадим сад…»

«Для одних вакцина – вода живая, для других – вода мёртвая», – пишет известное СМИ, вольно или невольно обращаясь в простом вопросе – колоть/ не колоть – к самым глубоким нашим представлениям о мире, к подсознанию. Волшебная сказка с её живой и мёртвой водой вдруг входит в пандемийную реальность и влияет на наши поступки. Для кого вакцина – «мёртвая вода», тот не даст себя уколоть никогда, а для кого живая – тот истово верит в неё, это практически панацея от страшной пандемии. Мы все – дети мифов и «ведёмся» на истории, в которые искусно вплетён миф. Пылаем ненавистью к бандитам, распявшим трёхлетнего ребёнка на глазах у матери в Славянске, забывая, что не знаем, откуда вдруг выскочил рассказчик жуткой истории, правду ли он говорит. Это сейчас не важно. В нас горит жажда мести, потому что затронуты самые глубокие струны подсознания. Мы не можем терпеть избиение младенцев, как не терпели наши предки. Миф этот пережил тысячелетия. Но до сих пор работает, как работал в первую мировую, вторую мировую и во время конфликта на Украине.

Кандидат философских наук Светлана Булатова 2 октября стала вторым лектором нового сезона «Научных weekend-ов», организованных ИГУ и Иркутской городской общественной организацией «Клуб молодых учёных «Альянс». Она рассказала о том, почему нами так владеют мифы и как профессиональные политтехнологи используют мифотехнологии, чтобы настроить нас на нужную волну. Мифотехнологии обеспечивают максимальное восприятие аудиторией той информации, которую закладывает в сообщение её автор. Это способы и приёмы воздействия на аудиторию, в основе которых лежат мифологические образы и сюжеты. Сильные технологи способны сформировать в нас симпатии и сочувствие к их кандидату на выборах, оперируя мифами. У кого-то это получается хорошо, а у кого-то старания шиты «белыми нитками».

Мифологические образы и сюжеты находятся в глубинах коллективного бессознательного. Что такое бессознательное? Открыл это явление в структуре психики Зигмунд Фрейд. Бессознательное – это глубинная часть психики. «По топографической модели Фрейда первый уровень – сознание, «я», оно отвечает за взаимодействие с окружающим миром, – говорит Светлана Булатова. – Средний уровень – предсознательное, это воспитание человека, память, традиции. Например, мы входим в помещение и автоматически говорим: «Здравствуйте!» – не задумываясь об этом. Это наше предсознательное действие. Самая глубокая, объёмная часть психики – бессознательное, в котором содержатся инстинкты человека. Это прежде всего эрос и танатос. Эрос – стремление к любви, продолжению рода, танатос – стремление к агрессии, разрушению, смерти. Это два противоположных инстинкта, о которых очень подробно писал Фрейд. Кроме того, в бессознательном находятся вытесненные из сознания идеи».

Ученик Фрейда швейцарский психолог и культуролог Карл Юнг выдвинул гипотезу о существовании коллективного бессознательного, под которым он понимал итог жизни человеческого рода, историческую память человечества. Структура сознания по Юнгу: верхняя часть – сознание, средняя – индивидуальное бессознательное. Самая большая часть, основа – коллективное бессознательное. Это историческая память всего человечества. Это бессознательное, с которым каждый человек рождается. Коллективное бессознательное состоит из архетипов – древних прообразов: мифов, символов, интуиции.

«Интуиция – это древняя память человечества. Почему люди имеют интуицию? Потому что наш древний мозг помнит о том, в каких условиях человечество вынуждено было выживать, – говорит Светлана Булатова. – И часто, когда люди совершают поступки, чтобы спасти себя или близких, включается древняя интуиция. На древней интуиции основан интересный эффект медиа, который называется «Эффект негативности». Почему людям всегда больше нравятся печальные, отрицательные новости? Это тоже древняя память человечества, это интуиция. Только те люди сумели выжить, которые улавливали негативные сигналы – о приближении вражеского племени, опасности. Те же люди, которые находились в благостном настроении и не видели эти отрицательные сигналы, погибали. Это пример интуиции, которая тоже находится в глубинах коллективного бессознательного».

Подсознательное оперирует архетипами. Это устойчивые формы коллективной памяти, и они часто находят отражение не только в мифах, но и в фольклорных произведениях, сказках, в разных народных сюжетах. «Архетип несёт в себе некоторое особое влияние или силу, благодаря которому его воздействие имеет зачаровывающий характер, – говорит Светлана Булатова. – Вы все помните, как маленькие дети любят, когда им читают одни и те же сказки. Нам уже кажется, что ребёнок знает сказку наизусть, но тем не менее он просит почитать именно её. Всё потому, что, слушая сказку, он оказывается под воздействием архетипов, зачаровывающих образов. Архетипы оказывают влияние на поведение человека на бессознательном уровне».

Например, мы читаем слоган спутникового телевидения «Весь мир на тарелке». Слово «тарелка» имеет два смысла – спутниковая тарелка и обычная. Мы считываем: сказочное блюдечко с золотой каёмочкой, по которому герой катит яблоко, и в блюдечке отражается весь мир. Обычно в аудитории, где Светлана Булатова рассказывает об этом сюжете, только 1-2 человека обязательно вспоминают волшебное блюдечко. Почему? Это воздействие основано на бессознательном механизме. Люди не помнят историю с блюдечком, но она им всё равно нравится на бессознательном уровне. И с точки зрения рекламы слоган «Весь мир на тарелке» – попадание в десятку. А вот слоган компьютерного магазина: «Аудио и видео – видимо-невидимо». Очень часто в сказках говорят: «Войска было видимо-невидимо». Это традиционное фольклорное выражение, свойственное русским сказкам. И оно тоже легко считывается.

Мы помним слова Маяковского: «Я знаю, город будет, я знаю, саду цвесть…» Сад – это тоже архетип, по сути, это Эдемский сад. Каждый человек на бессознательном уровне мечтает жить в таком месте, где находится рай, а рай – это сад. Чеховский «Вишнёвый сад» – как символ потерянного рая. Сад как результат большого подвига в песне: «И на Марсе будут яблони цвести…» А вот слова главного героя фильма Алексея Германа «Мой друг Иван Лапшин»: «Вычистим землю, посадим сад и сами ещё успеем погулять в этом саду!» Не удивительно, что и политтехнологи активно используют этот архетип. Когда они пишут предвыборную программу, например мэру посёлка, всегда вкладывают мысль: «Человек, возглавив посёлок, превратит это место в сад». И даже не обязательно сад, а сделает какой-то сквер или аллею. Люди должны жить в месте, которое напоминает сад, и тогда поддержка населения будет.

Келдыш с паяльником

На архетипы всегда опираются так называемые «эффективные сюжеты», рассказывает Светлана Булатова. На них строятся литературные произведения, сценарии фильмов, сериалов, церемонии награждения в конкурсах, истории, легенды, слухи. Если мифологический сюжет лежит в основе какого-то произведения, какого-то продукта, он нравится людям безусловно. К таким сюжетам относятся, например, «Мотив противостояния», «Благородный разбойник», «Золушка», «Замаскированный герой», «В поисках утраченного», «Избиение младенцев», «Злобная и властолюбивая царица».

На мотиве противостояния построен известный сюжет античности – Аристотель против Александра Македонского. Плутарх в своё время писал, что учитель Александра Аристотель не мог противиться мнению царя, но не слишком-то поддерживал Александра в его завоевательных походах. Плутарх сообщает, что уже в античности ходил слух о том, что якобы Аристотель отравил Александра Македонского, добыв особый сверхсильный яд. В этом мифе отразились черты противостояния двух сильных личностей: самый сильный – Александр, самый умный – Аристотель. Для того, чтобы уничтожить самого сильного, нужен был сверхяд. Но этот сюжет не утратил силу и в наши времена. В народном сознании боролись Никита Хрущёв и академик Мстислав Келдыш. В начале 1960-х, когда Брежнев и заговорщики снимали Никиту Хрущёва, в СССР распространился такой слух: якобы академик Келдыш помог снять Хрущёва со всех постов, он отрезал какие-то кнопки, которые связывали Хрущёва с ядерным чемоданчиком или иными механизмами управления. «Келдыш якобы перепаял какие-то контакты, – рассказывает Светлана Булатова. – Можно ли предположить, что академик Келдыш что-то там с паяльником перепаивает? Нет, конечно. Просто в народном сознании Келдыш был самым умным человеком, который сумел противостоять самому сильному – Хрущёву».

«Благородный разбойник» – это Робин Гуд. И это тоже эффективный сюжет. Все помнят Юрия Деточкина из фильма «Берегись автомобиля», пушкинского Дубровского. Это человек вне закона, но со своими нравственными принципами, часто он выступает за интересы народа. И очень нравится людям. На сюжет «Благородный разбойник» опирается и сериал «Бригада», который несколько романтизирует преступников. А вот сюжет «Золушка» очень любят представители шоу-бизнеса. Например, Глюкоза. Когда Наталья Ионова только появилась на публике, продюсер Максим Фадеев рассказывал, что нашёл запись песни «Шуга» в Интернете, её сделала девочка из Сызрани со своей семьёй. Он пригласил девочку к себе и сделал из провинциалки звезду. И только спустя годы мы узнали, что Ионова москвичка, занималась в ансамбле «Непоседы» и готовилась стать звездой с детства. А песня «Шуга» была записана самим Фадеевым. Но легенда Фадеева уже сработала. Андрей Данилко, или знаменитая Верка Сердючка, тоже использовал этот ход. Рассказывали истории о его бедной семье и о том, как родители одноклассников скидывались Данилко на выпускной костюм. Совсем как добрая фея, которая подарила Золушке платье. О несчастном, но пробившемся в люди детдомовце Юре Шатунове рассказывать не надо. Это, наверное, самый удачный проект «Золушка» на отечественной эстраде.

Сюжет о «замаскированном герое» воплотился, например, в известных каждому школьнику Лжедмитриях. В царской России ходили слухи и о том, что Александр I не умер, а удалился с супругой в монастырь и их видели в Оптиной пустыни ещё в течение 10 лет. Сюжет о замаскированном герое воплотился в образе дочери Николая II Анастасии, которая якобы выжила после расстрела и жила в Европе. Сюжет о злобной и властолюбивой царице – это и сказка о мёртвой царевне, и мачеха, которая мучила Золушку. В своё время злую шутку с царской семьёй сыграл портрет императрицы Марии Фёдоровны, матери Николая II. На нём она изображена моложе своих лет, цветущей. Портрет был на всех календарях, такой царицу видела вся Россия. Историки считают, что этот образ спровоцировал многочисленные негативные слухи о матери царя. Поскольку она происходила из немецкой династии, то ходили слухи о её сговоре с кайзером Вильгельмом и даже о романе с ним (ведь она была такой красивой, юной на портрете Маковского). Это вылилось в то, что стали поговаривать, будто Мария Фёдоровна хочет умертвить Николая II. И не просто умертвить, а сварить его в ванне. И посадить на трон Мишутку, младшего своего сына. Эти слухи в период первой мировой войны очень сильно навредили династии Романовых.

Богатырь Серёжа Марач

Мифологический сюжет всегда должен содержать определённые элементы. Например, «противоречие существующим реалиям». Александр Невский, как установили археологи, обнаружив его могилу, был маленького роста. Но в фильме Эйзенштейна актёр Николай Черкасов предстаёт могучим витязем, поскольку нельзя показывать великого воина маленьким. Это правило справедливо и для современных политиков, потому фотографы и видеооператоры очень хорошо знают, кого и как выгоднее снимать.

Почти во всех уголках земного шара встречаются такие сюжеты, как «Притеснение сироты». Это и Золушка, и Крошечка-Хаврошечка. Программы типа «Пусть говорят» обычно выдают таких сирот серийно, и зритель делает рейтинги передаче. Сюжет «Хитрые проделки плута» – это о герое-трикстере, особом типе героя, который нарушает установленные правила, но добивается определённых успехов за счёт своего плутовства, ловкости, озорства. В русских сказках это лиса, Петрушка. Обязательный сюжет – «Путешествие в иной мир». Герой должен пройти испытания, побывав условно «на том свете». Это сюжет об Орфее и Эвридике, в русских сказках – поход в Тридевятое царство. А ещё все люди планеты хорошо реагируют на тему «Соперничество братьев». Это прежде всего библейские Каин и Авель, а в современных сюжетах соперничают не только братья, но и сёстры или просто друзья. На особом месте стоит «Борьба со змеем».

– На политических плакатах часто изображался и изображается змей, – говорит Светлана Булатова. – Возьмём 18 век, США, борьба за независимость. Лозунг Бенджамина Франклина: «Объединись или умри», 1754 год. Разрозненные штаты были изображены в виде разрубленного змея. Объединение и противостояние Великобритании тогда удалось. В российской истории известен плакат Васнецова 1914 года, на котором змей изображён в сюжете о борьбе в Учредительном собрании. Есть масса немецких плакатов, на которых солдат поражает змея. Известны советские плакаты времён Великой Отечественной. На них русский солдат поражает свастику, изображённую в виде змея. Это очень частый сюжет. Почему так происходит, почему образ змея остаётся востребованным не только в российских реалиях, но и за рубежом? Змей, ящер, в китайской мифологии дракон – это одно из самых древних божеств. У замечательного автора Бориса Рыбакова есть две книги – «Язычество древних славян» и «Язычество древней Руси», где он очень подробно исследует образ бога-ящера, подземно-подводного бога. Рыбаков рассказывает о том, что в деревне летом, в День Ивана Купалы, самую красивую девушку топили в реке, то есть приносили её в жертву богу подводно-подземного царства, ящеру. Вы помните у Гоголя этот сюжет в произведении «Майская ночь, или Утопленница»? Внимание ко змейкам и ящерицам прослеживается во многих моментах культуры. В «Хозяйке Медной горы» сама Хозяйка была в образе ящерицы. Ящерицы и змейки – это те, кто хранил подземные богатства. И у славян существовали обряды и обычаи, когда они ходили в лес в опредёленное время, искали ящерицу в надежде, что она поможет им найти клад. В русских сказках мы называем бога-ящера Змей Горыныч».

Казалось бы, где сказки, а где предвыборная борьба. Но и тут есть место мифу. Светлана Булатова продемонстрировала клип 2019 года. Этот ролик использовали коммунисты в предвыборной борьбе за пост мэра Черемховского района зимой 2019 года. От КПРФ шёл Сергей Марач, от «Единой России» – Ирина Тугаринова. В предвыборной борьбе был использован видеоряд детского мультика про Алёшу Поповича и Тугарина Змея, а текст наложен собственный. И была явная отсылка к мифологическому образу. Мультик назвали «Серёжа Марач и Тугарин Змей». «Есть один богатырь, который способен постоять за землю русскую, – это Серёжа Марач! – мультяшными голосами вещали за кадром технологи. – И пришла в наш район орда чёрная, семёновская и побойкинская, и потребовала голосовать за свою марионетку – Тугарина Змея. Возмутился народ Черемховского района и не захотел ига семёновско-побойкинского…» Мэр Черемхова Вадим Семёнов выступал в мультике как Соловей-разбойник. «Мне искренне жаль Ирину Тугаринову, но вот так использовали фамилию, – говорит Светлана Булатова. – Сергей Марач победил, и он сейчас мэр Черемховского района».

Уринотерапия как «открышка»

– Мифы, а также слухи часто используются в качестве инструмента политтехнологий, – говорит учёный. – В политике слухи, и это мы прекрасно знаем, всегда были, есть и будут. Грамотная позиция технологов заключается в том, чтобы уметь этими слухами управлять. Именно в эпоху «лихих» 1990-х использование самых разных слухов привело к тому, что пиар называют «чёрным», и от этого не всегда удаётся отстраниться даже сейчас. В 21 веке ситуация вошла в цивилизованное русло, однако слухи в предвыборной борьбе используются по-прежнему. Один из самых эффективных сюжетов, используемых в политике, – «Открышка». Это малоубедительное опровержение несуществующего слуха. В принципе, чтобы создать слух, денег много не надо, но нужны креатив, источники распространения слуха. Когда используется технология «Открышка», даже слух распространять не нужно. Нужно придумать малоубедительное опровержение. В одном из курортных городков России политтехнологи решили, что мишенью станет местный кандидат в депутаты, начальник налоговой инспекции. Появилась опровергающая информация: «Не может быть, чтобы столь уважаемый человек использовал уринотерапию». Текст строился на опровержении: «Поговаривают, что он не только сам использует, но и принуждает лечиться своих подчинённых. Правда ли это? Странный слух, надо проверить». После этой публикации весь город только и говорил о странных пристрастиях начальника налоговой инспекции и его отношениях с подчинёнными. Люди говорили: «Это у вас невозможно такое, а у нас возможно, и мы верим». Самое главное, что к этому кандидату в депутаты было сочувствие: раз человек лечится, значит, он болеет. И давайте пожелаем ему здоровья, пусть лечится, а депутатом ему, конечно, не быть.

Особую выразительность ситуации придавали плакаты, развешанные по всему городу. На них кандидат в губернаторы выглядел таким благообразным человеком, семейным, он пил из прозрачной чашки чай. И именно с этой чашки чая и заработала мысль политтехнологов. «Какой сказочный мифологический образ использовали в истории с уринотерапией? – спрашивает Светлана Булатова. – Это история с живой и мёртвой водой. В данном случае урине приписывались свойства живой воды, поскольку она лечит от всего».

В другом случае объектом «открышки» стал действующий сибирский губернатор. Технологи запустили новость: «Можно ли предположить, что данное должностное лицо имеет пристрастие к ваннам из молока 5% жирности? Нельзя. Потому что наукой не доказана благотворность молочных ванн для мужской кожи…» Объект «открышки» не нашёл ничего лучшего, как пуститься в объяснения. А ведь технологии борьбы со слухами предполагают, что никогда нельзя оправдываться и пересказывать тот самый слух. Вместо этого губернатор заявил, что никаких ванн он не принимает, ему и в баню сходить некогда. И избиратели поняли, что он вообще не моется. Светлана Булатова приводит пример хорошей работы технологов, подопечный которых стал жертвой «открышки». Человека обвинили в том, что он гей. В ответ был запущен ряд информации, но никто не оправдывался в том, что кандидат не гей. Рассказывали, что у него хорошая семья, с женой он познакомился ещё в школе, вступался за девочек, охотник. То есть демонстрировали все традиционно мужские качества. Так удалось остановить тиражирование слуха о принадлежности к гей-культуре. Он сам по себе сошёл на нет.

Но если с технологами всё понятно, у них такая работа, то как быть получателям информации? Наше сознание мифологично, и каждую новость лучше бы пропускать через призму этого знания. Когда ваша рука тянется, чтобы перевести деньги «матери-одиночке с тремя детьми», а вы не знаете, откуда пришла эта информации, каково благосостояние этой женщины и есть ли она и её дети в природе, просто подумайте, сколько раз у вас наворачивались слёзы при виде художественного полотна с Мадонной и младенцем. И проверьте ещё раз информацию.

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры