издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Корона» для Байкальска

Проектировщики рассказали, каким видят город

  • Автор: Ольга Туктарова

Три горных склона, с которых лыжники скатываются прямо на лёд Байкала. Такое решение архитекторы придумали для города Байкальска. Сейчас ни с одной горы вокруг Байкала нельзя выехать на лёд озера. Три трассы пройдут над железной и автомобильной дорогами и свяжут горную часть города с берегом. Архитекторы Сибирской лаборатории урбанистики представили своё видение того, как должен развиваться Байкальск, какие предприятия там можно разместить и чем горожанам зарабатывать на жизнь.

Туристические «магниты»

Экологичность, качество и продолжительность жизни. Такими принципами руководствовались разработчики проекта развития Байкальска. Градостроительные решения были представлены на конференции Зимнего градостроительного университета. Он открылся 25 марта в Иркутске и завершит свою работу в июне.

Градостроители исходили из того, что за последние несколько лет количество туристов в Байкальске удвоилось и в ближайшие годы будет расти. При этом качество услуг не соответствует мировому уровню. Для сравнения разработчики брали природные объекты, расположенные в других странах: Большой барьерный риф в Австралии и Гранд-Каньон в США. Байкальск при сопоставимой значимости уступает им и по количеству туристов, и по качеству услуг.

Город удобно расположен – на полпути между Иркутском и Улан-Удэ. Основными «магнитами» для туристов в нём могут стать Байкал и горный хребет Хамар-Дабан. Кроме того, безусловной ценностью города является гранатовый пляж. Песок на нём имеет красноватый оттенок из-за содержания минерала граната альмадина. Гранатовый пляж протянулся на несколько километров, его ширина – всего пять метров. В окрестностях города много дикоросов, в озере водятся уникальные рыбы. Бренд Байкальска – клубника. Чистый воздух, голубая глина, минеральная вода также могут быть интересны туристам.

По мнению градостроителей, у Байкальска больше преимуществ по сравнению с другими точками на Байкале. Слюдянка – промышленный город, испорченный индустриализацией, там нет свободных площадок. Кроме того, город отрезан от Байкала железной дорогой. В Култуке сильный ветер, и его часто топит. В Порту Байкал мало места, и он является частью национального парка. Листвянка расположена недалеко от Иркутска, есть хорошая дорога, но в посёлке мало места. В Большом Голоустном нет инфраструктуры, там степь и голая местность. Кроме того, много ограничений накладывает то, что посёлок находится на территории нацпарка. Этот же фактор нужно учитывать и при развитии территории Ольхона.

«Именно Байкальск может стать центром массового экологического туризма. По остальной части Байкала туристы могут путешествовать организованными группами, созерцать красоты, – отметил эксперт лаборатории урбанистики Сергей Маяренков. – Раз Байкальск осваивается давно, он выпал из охраны ЮНЕСКО, в городе может размещаться довольно много туристов».

Есть и много сложностей, о которых говорили разработчики. Во-первых, нужно решать проблему утилизации отходов. Во-вторых, остро стоит вопрос, чем будут заниматься байкальчане и какая будет функция у города. В-третьих, градостроители должны учитывать правовые ограничения и действовать в соответствии с экологическим законодательством. В-четвёртых, городу нужны серьёзные инвестиции.

В разработанном проекте акцент сделан на три составляющие: туризм, здоровье и спорт и производство.

Дом-мост и два «рукава»

Эпиграфом к проекту архитектор Елена Григорьева выбрала цитату из романа Стругацких «Пикник на обочине»: «Ты должен сделать добро из зла, потому что его больше не из чего сделать». «Это касается площадки БЦБК, которая производит впечатление Зоны из романа Стругацких», – сказала докладчица.

Байкальск стоит на двух транспортных магистралях – Транссибе и федеральной автодороге. Это безусловное преимущество. Оно же создаёт трудности: дорогами город разрезан на две части. Основной вызов для разработчиков – решить проблему разобщённости районов города. И если бывшую промышленную площадку БЦБК с прибрежной частью города связать достаточно легко – с помощью моста через реку Солзан, то, чтобы создать единое пространство из горной части города и прибрежной зоны, пришлось потрудиться.

Решением сложной задачи стала идея построить дом-мост, проходящий над магистралями от горной части города до Байкала. Это здание станет новым центром города, одновременно там разместятся вокзал и автовокзал. Григорьева отметила, что идея не новая, она была не один раз реализована. Например, в канадском заповедном лесу в Онтарио есть деревянный дом-мост. В России такое сооружение, соединяющее два берега реки, построено в Заокском районе Тульской области. В доме располагается резиденция заказника.

Автор проекта предлагает усилить бренд горы Соболиной как горнолыжного курорта. Она уверена, что развитие только горнолыжного туризма в Байкальске может увеличить поток туристов в разы. В пример Григорьева привела мощное развитие туризма на горе Шерегеш в Кемеровской области. В прошлом году там побывали три миллиона человек. «О том, что место развивается, можно судить по доле негабаритных грузов, то есть лыж, с которыми ехали пассажиры авиарейса Москва – Новокузнецк. Несколько лет назад было 10%, сейчас доходит до 90%», – сказала архитектор. В перспективе власти хотят увеличить поток туристов на Шерегеш в 5–10 раз, планируют построить собственный аэропорт.

На этом фоне гора Соболиная развивается «неактивно», по оценке Григорьевой. Хотя у этого места много очевидных преимуществ: натуральный снег, вид на Байкал. Усилить их разработчики решили, предложив идею продолжить горнолыжную трассу таким образом, чтобы лыжники могли спуститься к самому Байкалу. Зимой смогут даже выкатиться на Байкал. «Ни с одной другой горы нельзя скатиться прямо на лёд Байкала», – отметила Григорьева.

Эта трасса пройдёт по верху дома-моста. По бокам будут ещё два «рукава», которые «вырастут» из горы Соболиной, где она имеет более пологий склон. Они тоже пройдут над автодорогой и Транссибом. По ним тоже можно будет спуститься с горы и выкатиться к Байкалу. Внутри закрытых пространств под трассами расположатся торговые центры и кафе. «Таким образом, три элемента зимнего города с тёплым контуром крепко связывают части города, разрезанные магистралями. Мы освобождаем большую часть территории, не трогаем природу. Не забываем также про горы Красную и Чёрную, что по обе стороны от Соболиной. Синергия этих трёх гор даст развитие курорту», – объяснила замысел архитектор.

Центр нового района Байкальска, а возможно, и всего города, расположится на месте бывшего комбината. Каркас здания и трубы архитекторы предлагают сохранить. «Здание неприглядное снаружи, но его каркас впечатляет мощью. Великолепные металлические конструкции, фундаменты. Они были рассчитаны на высокую сейсмику», – рассказала Григорьева. Она предлагает на основе этого каркаса сделать «зимний город в городе», соединённый галереями и переходами. Там будут административные помещения, общественные пространства, гостиницы, апартаменты, коворкинги.

Наравне с ценностью старых конструкций разработчики учитывали экологические эффекты. Решили использовать опыт проектировщиков из Копенгагена. Там не стали разбирать конструкции в порту, а использовали их в новом проекте. Тем самым не стали загрязнять природу несколькими тысячами тонн старого бетона. В некоторых частях конструкции вырезали и сделали из них скульптуры. Григорьева выразила надежду, что при реализации проекта в Байкальске будут стараться бережно относиться к природе, не станут загрязнять среду строительным мусором.

Вокруг центра запланированы жилые дома, зелёные бульвары, ведущие к реке Солзану, а также школа, детский сад и поликлиника. Ещё один зелёный пояс пройдёт вдоль берега Байкала. В этой зоне разместятся санатории, гостиницы и Центр водных ресурсов компании En+. Он разместится в двух квадратных зданиях площадью 200 на 200 кв. м. Проектировщики таким образом вписали их в ландшафт, чтобы они гармонировали с природой. Крыши зданий представляют собой зелёные лужайки.

По берегу расположатся порт, база МЧС, вертолётные площадки, причал для яхт. В Байкальске благоприятные условия для яхтинга как вида спорта. Аэропорт проектировщики решили вынести в отдельную зону и разместить его ближе к Утулику. Аэропорт будет принимать и отправлять суда малой авиации, бизнес-борты и вертолёты.

Ту часть площадки комбината, где работали козловые краны, тоже планируется использовать. Площадь, обрамлённая огромными колоннами, хорошо подходит для фестивалей, гастролей театров и цирка. Кроме того, можно там проводить и коммерческие ярмарки.

На открытии Зимнего градостроительного университета выступил главный архитектор института градостроительства и инвестиционного развития «Гипрогор» (Москва) Александр Колесников. Он предложил разместить в Байкальске обсерваторию. Оказалось, что в проекте, который представила Григорьева, тоже есть это идея. По замыслу разработчиков, на бывшей площадке БЦБК может расположиться офис лаборатории уникального нейтринного телескопа.

Несколько сооружений, похожих на шар или на нейтрино, разместятся в разных частях города. Рядом с берегом в районе промышленной площадки в сфере, погружённой в воду, будет работать океанариум. Там можно будет увидеть обитателей озера.

Как рассчитывают разработчики, если посмотреть на город с озера, на фоне гор будут видны три светящихся склона. Эта композиция в форме короны станет новым имиджем Байкальска.

«Мы понимаем, что Байкальск не должен расти в высоту ни в коем случае. Лучшая архитектура – архитектура гор и акватории Байкала. Спорить с природой бессмысленно», – этими словами Григорьева закончила представление проекта.

Байкальск к 2040 году (проект):

  • 1–1,1 миллиона туристов – это от трети до пятой части всех туристов на Байкале;
  • 30 тысяч жителей;
  • 16-17 тысяч рабочих мест;
  • 38 миллиардов – годовая выручка от туристов.

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры