«Яша, ну кто его не знает?!»
Юбилей любимца публики
На бенефис этого актёра иркутяне спешили вперегонки. В первую очередь, горячие поклонники, а вслед за ними коллеги из иркутских театров и разные важные персоны – лидеры многочисленных организаций, годами эксплуатирующих разносторонние дарования юбиляра. Заслуженный артист России Яков Воронов – человек-фейерверк: артист от Бога, герой и комик, красавец и острослов, талантливый постановщик, непревзойдённый спортивный комментатор, изобретательный конферансье, виртуозный аукционист, звезда капустников, почётный Дед Мороз и несравненный тамада. А ещё Яков Михайлович горазд блеснуть шутливым стихотворным экспромтом, чем и радует любимый коллектив почти к каждому празднику.
В день юбилея коллектив дал самородку-рифмоплёту симметричный ответ, который красовался на внутреннем экране Охлопковского театра. Маленькая цитата из этого весёлого мадригала:
Яша, Яша, радость наша!
Мы не шутим, мы всерьёз!
Мы без Воронова Яшки,
Как матросы – без тельняшки,
Как гадалка – без ромашки,
Как телега – без колёс!
Вечером, после «Старомодной комедии», где именинник был просто ослепителен и неподражаем, на сцену обрушился каскад славословий и поздравлений. Ходоки шли и шли, чтобы выразить респект виновнику торжества. Областной минкульт, Иркутское театральное училище, региональное отделение Союза театральных деятелей, Федерация хоккея с мячом Иркутской области, благотворительный Фонд имени Юрия Тена, — микрофон ходил по рукам, а зрители в зале узнавали всё больше и больше ошеломительных фактов о своём любимце.
Не каждому, например, известно, что Российская Федерация хоккея с мячом четырежды объявляла Якова Воронова лучшим комментатором матчей во всей стране. Об этом напомнил «знаменосец» легендарной «Сибсканы» Владимир Матиенко. Владимир Александрович радостно подивился, что юбиляр «так и не замёрз», проведя долгие часы и годы на зимнем стадионе, до алмазного блеска отточив свой комментаторский навык. Дорогим подарком стал для актёра флаг «Сибсканы» с личными росписями «золотого» состава игроков. Комментаторское ремесло – сложное, уникальное искусство, которому не выучишься, что называется, «по протоколу». Нужно понимать все тонкости игры, знать составы команд, к каждому матчу серьёзно вооружаться – изучать архивы, делать заготовки. Комментатор Воронов приезжает на игру за три часа с испытанным заветным портфельчиком: тут секундомер, записи, статистика, собственные многолетние наработки, рекорды, достижения, личные праздники, эксклюзивные сведения о тех, кто выступает на поле. Всегда есть чем заполнить паузу, удивить знатоков. Но самое главное, конечно, в портфельчик не поместится. Главное – это неповторимый дар импровизации, который практически невозможно объяснить. Ведь он высекается из неотъемлемых свойств личности импровизатора: природного, острого и быстрого ума, искромётной реакции, большого культурного багажа, яркой семейной биографии и бережной памяти, неугасимого азарта. Иркутские болельщики дружно признают, что матчи с комментариями виртуоза Воронова воспринимаются, как увлекательные спектакли с динамичной и живой драматургией.
Если спортивных фанатов в нашем регионе множество, то вот посетители аукционов – публика избранная. Поэтому мало кто видел Якова Воронова в качестве превосходного аукциониста. Об этой «узкой специализации», где в Иркутске Якову Михайловичу нет равных, рассказала председатель благотворительного Фонда имени Юрия Тена Людмила Тен. С нашим героем эта почтенная организация вот уже двадцать лет проводит свои благотворительные акции, успех которых Людмила Борисовна напрямую связывает с мастерством неизменного ведущего. Мне приходилось не раз любоваться филигранной работой мастера на аукционах «Нота До» в рамках Международного фестиваля Дениса Мацуева «Звёзды на Байкале». Это буря и натиск, блеск и фурор. Это такой откровенно честный способ отъёма денег, техничный и вместе с тем упоительный, что вдохновенному умельцу беспрерывно аплодируют в процессе. Состоятельные селебрити часто признаются: запланированный на траты лимит превышается в разы, потому что «Ну, невозможно удержаться!». Народный артист России Вениамин Смехов, оказавшийся как-то на одном из таких мероприятий, мимоходом обронил: «Якубович отдыхает!». За все фестивальные сезоны на благотворительных торгах под предводительством нашего артиста было собрано и направлено в помощь талантливым юным музыкантам без малого 230 миллионов рублей. Председатель Фонда пожелала дорогому партнёру на социальной ниве прожить вдвое дольше достигнутого юбилея.
Кстати, о магии чисел. Она в этот праздничный вечер проявлялась многократно и многосторонне. Звучала не только триумфальная цифра «семьдесят». Упоминались и другие математические показатели. Например, стаж юбиляра как хоккейного болельщика на стадионе «Труд» — 62 года, как комментатора – 23. В любимом Охлопковском театре именинником сыграно около сотни ролей, а уж выходам на сцену давно потерян счёт. В некоторых постановках случалось исполнять по две, а то и три роли. Диапазон завидный, судите сами: Борис Годунов и Шут в «Короле Лире», служанка Анджелика в «Бедном Пьеро» и гоголевский Ноздрёв, Змей Горыныч в прежней версии «Василисы Прекрасной» и Тараканий царь Артур Артурыч в булгаковском «Беге», мясник Лейзер Вольф в «Поминальной молитве» и безупречный рыцарь Родион Николаевич из «Старомодной комедии». А сколько, благодаря своей колоритной и выразительной внешности, артист воплотил «экзотических» персонажей! Тут вам и турок, и грек, и цыган, и французы с итальянцами, и уж, конечно, яркие потомки Авраама. Пёстрый, многоликий карнавал незабываемых образов, воплощённых на подмостках Иркутского академического. Самой большой удачей в жизни, самым весомым предметом гордости Яков Михайлович считает единственную запись в своей трудовой книжке: принят на работу 1 марта 1978 года. С тех пор он верен своему коллективу. А если учесть, что ещё студентом Иркутского театрального был занят у режиссёра Григория Жезмера в массовке «Макбета» и даже ездил с труппой на трёхмесячные летние гастроли, то трудовой путь его стоит отсчитывать ещё с 1976 года. Получается, в следующем году у лицедея вновь юбилей – 50-летие творческой карьеры.
К богатому списку исполненных ролей в портфолио юбиляра давно присоединился перечень режиссёрских постановок. Многие спектакли-концерты и музыкально-поэтические композиции, которые так любит иркутский зритель, — тоже дело рук заслуженного артиста. Образцовое качество этих дивертисментов порождает порой неожиданный резонанс. Рождественское представление «Новый год у Ивана Васильевича», посвящённое 100-летию нашего великого земляка Леонида Гайдая, публика буквально «вынудила» повторить два года подряд. В восторге уходя из зала, театралы спрашивали у капельдинеров: «Откуда пригласили гениального режиссёра для этой шедевральной программы?!». И счастливо удивлялись, что «пророк» нашёлся «в своём отечестве», воспитан в собственном коллективе. Для визита в столицу Дагестана минувшей осенью Яков Михайлович специально поставил «Посвящение Расулу Гамзатову» — аварскому и советскому поэту. Практически на разовый показ было создано удивительное ревю из стихов и песен на стихи выдающегося автора, не только общеизвестные, но и редко исполняемые. Постановщик выбрал для композиции самые проникновенные строки, не побоялся доверить актёрам богатый и сложный музыкальный материал, идеально выстроил последовательность номеров. Концерт на открытой площадке Театра поэзии в Махачкале произвёл на зрителей неизгладимое впечатление. Дочь поэта Салихат Расуловна Гамзатова – директор Государственного Дагестанского музея изобразительных искусств была впечатлена высочайшим уровнем исполнения и подарила артистам книги отца с памятными надписями. Не обошлось и без комичного курьёза. Корреспондент «Махачкалинских известий» обманулся невероятным мастерством охлопковских певцов и всерьёз принял наш театр за оперный. Комплиментарная заметка в газете так и названа: «Оперное искусство – для народа». В родном Иркутске эту замечательную работу ещё не демонстрировали. Зато публика щедро оценила глубокий экскурс в творчество Булата Окуджавы «Под управлением любви» — премьеру к 9 Мая прошлого года.
В большие гастроли по Волге Яков Михайлович отправился не только как постановщик. Он зажигательно играл Лейзера Вольфа в «Поминалке», с огоньком выступал спикером на многочисленных пресс-конференциях на маршруте. Был одним из самых активных и энергичных в дружной компании вояжёров. А годом раньше, летом 2023 года, в составе «фронтовой артбригады» ветеран двинулся «за ленточку», в расположение частей СВО, чтобы порадовать добрым словом, сердечным приветом наших бойцов. Умелый конферансье моментально находил общий язык с поначалу скованной служивой публикой, «растапливал лёд», выкликал земляков, находил «акупунктурны точки» в сознании зрителей. Нашлись среди них черемховцы. Артист обрадовался им, как родным, рассказал о своём отце, который ушёл на фронт восемнадцатилетним парнишкой, дошёл до Берлина, оставил на Рейхстаге сакральную надпись: «Миша Воронов из Черемхово». «Как сын фронтовика я не мог не поехать», — говорит наш герой. В паузах между песнями наш мастер разговорного жанра общался с бойцами, угощал сладостями, дарил сувениры, устраивал игры. Старался пусть не надолго создать для них атмосферу, в которой они смогли бы расслабиться и оттаять хоть на чуть-чуть…
Когда Яков Михайлович рассказывает о своей большой и красочной жизни, получается искренний, не дежурный дифирамб родному городу, театру, товарищам по сцене. Уютным, камерным улочкам областного центра, где прошло волшебное детство под крылом бабушки и деда, где пролегали первые отроческие шаги с мамой в музкомедию и драму, где отшумела весёлая юность в театральном училище. Учителю с большой буквы народному артисту Виталию Венгеру, с которым посчастливилось партнёрствовать в искусстве, работать в озорном эстрадном дуэте ВилЯшка. Коллективу, с которым не только объездил необъятную родину, но и побывал в дальних странствиях.
— Но, знаете, дорогие мои, — подытоживает юбиляр свои несметные впечатления на длинном театральном пути, — в каких только далях мы не побывали, на каких только сценах не выступали, нигде нет такого потрясающего зрителя, как в моём родном Иркутске, в нашем Охлопковском театре. Я люблю этого зрителя, я знаю, я чувствую, как он дышит, как он молчит, как откликается и благодарит. Наш зритель самый лучший! И я счастлив служить именно здесь, на этих подмостках!
Братья по подмосткам завершали парад поздравлений 19 мая, в день 70-летия заслуженного артиста, а заодно и День пионерии. Конечно, в шутливом «капустном» ключе. Усадили именинника и накрыли белым полотном. Решили памятник ему воздвигнуть нерукотворный. Сидячий памятник, шутил заслуженный артист РФ Степан Догадин – вожатый пионерского отряда, пришедшего отдать «салют юбиляру». Но, шутки в сторону, затея с памятником провалилась. Сначала Догадин хотел «отсечь от глыбы всё ненужное», но «глыба» сообщила, что ей «в детстве уже всё отсекли» (взрыв хохота до самой люстры). А потом и сам «зодчий» признал, что ничего не выйдет: «Для памятника ты слишком живой! Служи лучше впредь в нашем театре!»
Аминь. Больше и говорить нечего. Бис и браво юбиляру, и многая лета!