Александр Булдаков, заслуженный артист РСФСР
– Юным я мечтал о драме, меня манил живой план. Отправился осваивать искусство драматического актёра в Свердловское театральное училище. Попал на курс Георгия Николаевича Полежаева, народного артиста Украинской ССР и заслуженного артиста РСФСР. Это тот самый Георгий Полежаев, что играл Петлюру в фильме «Щорс» 1939 года. Тот, что в 20-е годы учился в Театральном техникуме и на высших режиссёрских курсах в Москве и брал уроки у самого Станиславского. Вот и получается, что у меня до Станиславского – одно рукопожатие через Полежаева. Это был прекрасный, конечно, дядька. Ему было за шестьдесят, а мы, восемнадцатилетние, уступали ему в резвости. Он летал по этажам, сухой, красивый, с орлиным носом, великолепной шевелюрой, горящими глазами. Очень колоритный был человек. Второй педагог – Вероника Михайловна Воронова, светлая им память обоим. Она была нам, как мамка. Я был такой импульсивный, дёргался много, кипятился, она меня всегда успокаивала.
Они привили мне железную любовь к русскому реалистическому психологическому театру. Конечно, Полежаев был фанатом системы Станиславского, той, что лежит в основе нашей русской театральной школы. И эту любовь он передал мне. В отношении Станиславского было много критики, писали, что его система сушит актёров. Это абсолютно дилетантское мнение. Полежаев открыл мне эту систему – и я до сих пор в неё верю и до сих пор являюсь её проводником, много лет работая со студентами. Если серьёзно подходить к системе Станиславского, правильно ей пользоваться, то это путь к глубинам подсознания, путь к импровизации, к свободному творчеству – к живому театру.
А в Иркутске я оказался благодаря Борису Николаевичу Преображенскому – очень яркому режиссёру. Были великолепные годы в Иркутском ТЮЗе. Это был, как тогда говорили, экспериментально-авангардный театр. В ТЮЗе я прожил счастливую вереницу любимых ролей, незабываемых постановок. А потом случилась моя встреча с драматическим театром. Сильно подкупала атмосфера – дружелюбная, тёплая, где все готовы друг друга поддержать. Здесь трудились отличные актёры, была высокая конкуренция. На новом месте пришлось доказывать, чего ты стоишь. И я доказал.
Нынче я не так много играю, зато много занимаюсь преподавательской работой. Уже 45 лет учу ребят актёрскому мастерству. Выпустил восемь курсов и, мне кажется, этот рекорд пока никто из иркутских коллег не побил.



