издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Три главные роли Эммы Алексеевой

  • Автор: Марина РЫБАК, Фото: Анатолий Бызов и из архива драмтеатра

Главным событием уходящего года в Иркутском академическом драматическом театре было празднование 175-летнего юбилея. Оно продолжалось на охлопковских подмостках, в музеях и библиотеках, в теле- и радиоэфире областного центра почти две недели. А кульминацией этого марафона стал торжественный вечер «Любимый театр» на Основной исторической сцене. Тогда под несмолкающие аплодисменты на эту сцену вышла вся могучая команда, все цеха и службы старейшего театра региона. На авансцене стояла ветеран коллектива Эмма Николаевна Алексеева – не только самый старший в труппе человек, но и обладатель рекордного рабочего стажа.

Актриса служит в Охлопковском дольше шестидесяти лет, со студенчества в артистической студии набора 1958 года. Она – хранитель живой памяти долгих и славных десятилетий театра-юбиляра, свидетель и участник его поисков и триумфов, его роста и побед. За месяц до грандиозного общего торжества Эмма Николаевна отметила своё 85-летие – и сразу вскоре – бриллиантовую свадьбу со своим однокурсником, охлопковским артистом Валерием Жуковым. За плечами – огромный жизненный и творческий багаж, а походка по-прежнему легка, осанка благородна, голос звонок и сердце полно окрыляющего восторга перед великим чудом Театра. Ролей сыграно множество, но хочется играть вновь и вновь. Каждый выход на сцену – до сих пор экзамен и праздник. Каждая роль дорога по-своему. А главных, «генеральных» ролей в долгом и красочном спектакле жизни у неё три. И в них она состоялась в завидной полноте и счастье.

Актриса

Артистические способности проявились в маленькой Эмме очень рано и поощрялись в дружной семье. Отец – фронтовик, был тяжело ранен под Сталинградом, ногу чудом спасли военные врачи, на этом боевой путь для него окончился.

— Помню, я была ещё маленькая, к нам в гости приходил тот комиссар с войны, который нёс раненого папу три километра из-под огня и, по существу, спас ему жизнь, — вспоминает моя героиня. – Они встретились случайно в Иркутске десять лет спустя. А служил отец в 321-й Сибирской стрелковой дивизии, которой фрицы очень боялись. Дорогого гостя тепло, с огромным уважением встретили у нас дома. У нас долго хранились папины письма с фронта, которые он писал маме. Очень нежные, тёплые, с переписанными от руки, ходившими по окопам стихами «Жди меня», «Землянка»… И почти в каждом письме – напутствие: «сбереги детей!».

Сберегла. И двух сыновей, и младшую долгожданную девочку. Все выросли, получили хорошее образование, каждый нашёл своё призвание. Дочка так и «метила» в артистки ещё со школьной скамьи. Занималась в театральной студии Дворца пионеров, у замечательного педагога Веры Александровны Измайловой, участвовала в детских передачах областного радио, посещала кукольный и хореографический кружки. В 1951 году в Иркутск приехал член комитета по Сталинским премиям Сергей Михалков, чтобы дать экспертную оценку спектаклю «Канун грозы» в драмтеатре по пьесе Павла Маляревского. На «Пионерском костре» по случаю Дня пионерии в том же драмтеатре одиннадцатилетняя школьница Эмма Алексеева читала перед высоким гостем стихи о вожде народов. Любопытный параллелизм: именно «Канун грозы» стал грандиозным театральным впечатлением Валеры Жукова, который после него влюбился в театр безраздельно и твёрдо решил стать артистом. Ему тогда тоже было одиннадцать, и он самостоятельно, как взрослый,  купил билет в театр. Легендарная постановка сыграла знаковую роль в судьбах двух маленьких иркутян, которым суждено было стать образцовым артистическим союзом.

Моя героиня – свидетель и персонаж огромной советской эпохи. Визит Михалкова – лишь один из многих ярких эпизодов того неповторимого времени. Однажды студентка Алексеева, жившая на левом берегу Ангары, по дороге в театр не узнала окрестности старого моста: за считанные часы на улице Степана Разина были снесены деревянные домики, которые стояли тут ещё вчера, так город готовился к приёму американского президента Эйзенхауэра в 1959 году. Советский театр, поставленный на службу коммунистической идеологии, тем не менее, свято берёг и развивал высокие традиции русского психологического театра и системы Станиславского. Именно таким был Иркутский драматический, где студийцы получили мощную творческую и личностную прививку на всю оставшуюся жизнь. Поступление в эту студию Эмма Николаевна до сих пор считает бесценным подарком фортуны. Ведь из 600 абитуриентов принятыми оказались только 18 счастливчиков.

— Это было невероятное везение. Нам повезло с учителями, с труппой, в которую мы сразу были приняты, как в семью, с директором Осипом Александровичем Волиным, — вспоминает актриса. — Именно Волин и Маляревский стояли у истоков иркутской артистической педагогики. Чтобы получить новое поколение профессиональных артистов, они настояли на открытии государственной школы-студии, а позднее добились её преобразования в Иркутское театральное училище. Студия работала по программе МХАТа, в нашем распоряжении была богатейшая библиотека при областном отделении Всероссийской театральной организации, то есть в Доме актёра. Павел Григорьевич и Осип Александрович сами преподавали нам учебные дисциплины, как и многие ведущие артисты. С первых шагов мы стали частью труппы, были задействованы в спектаклях. А труппа была мощная, состоящая из поразительных и очень разных талантов, из настоящих мастеров и подвижников.

Эмма Николаевна произносит обширный перечень великих имён с огромным пиететом и восторгом, не потускневшим со сменой веков и даже исторических формаций. Алексей Алексеевич Павлов, Николай Васильевич Харченко, Галина Алексеевна Крамова, Владимир Васильевич Серебряков, Александр Николаевич Терентьев – персональный наставник Эммы Алексеевой… Имена всё звучат и звучат.  И мне, не видевшей этих выдающихся мастеров, безоговорочно верится, что это были настоящие титаны сцены, кумиры города и, что не менее важно и ценно, носители высочайшей театральной культуры.

— Наши мэтры учили нас не только секретам мастерства, они внушали нам особенное отношение к профессии, которое нужно сохранять даже в мелочах. Александр Николаевич, к примеру, завещал нам: «Не толкайтесь в очередях, не ходите с авоськами, зрители не должны вас видеть в быту». Нужно всегда высоко нести статус человека театра, помнить, что тебя будут узнавать и оценивать на улице, в транспорте, в обычной повседневности.

Нашей героине довелось играть удивительные, знаковые роли, роли-жемчужины мирового и отечественного репертуара, у именитых и сильных режиссёров. Александр Шатрин, прославленный работами в двух столицах, доверил ей роль Энн Салливан в своём шедевральном спектакле «Сотворившая чудо», который стал уникальным явлением в театральной биографии Иркутска. Молодая учительница, сумевшая найти тропинку в замкнутое сознание слепоглухонемой девочки и открывшая для неё большой мир, была сыграна с удивительным проникновением в характер и погружением в драматизм этой реальной истории. Мировой хит Ричарда Нэша «Продавец дождя» в Иркутском драмтеатре поставил Вячеслав Кокорин. На центральную роль, единственную женскую роль в этой пьесе, он утвердил Эмму Алексееву. Её Лиззи – увядающая на хиреющем ранчо дочка фермера, поглощённая заботами большого хозяйства и лишённая внимания мужчин, вдруг оживала и преображалась с появлением обаятельного шарлатана – «заклинателя» дождя, роль которого с блеском исполнял красавец Анатолий Басин. Спектакль получился ошеломительным.

— Вы не поверите, в этой роли меня никто не узнавал на сцене, — уверяет актриса. – Я была совершенно не похожа на себя. И больше того, моя героиня тоже до неузнаваемости менялась в ходе действия. Как режиссёру так удалось меня заворожить? Это было счастье работы с большим и ярким мастером, с настоящим талантом. Поэтому и результат получился волшебным.

Она создавала разные, очень живые и многомерные женские образы в пьесах Арбузова, не раз воплощала на сцене судьбы, связанные с войной. До сих пор играет бабушку в постановке «Вечно живые». Варвара Капитоновна в семье Бороздиных – персонаж немногословный, все её переживания, весь её тихий подвиг по сохранению тепла и света в доме, полнее всего передают красноречивые паузы, выразительное безмолвие, редкие, из сердца рождённые фразы. Эмме Николаевне довелось познакомиться и вдоволь наговориться с автором на гастролях в Калуге. Их мысли и чувства о театре, о войне, о жизни, оказались во многом созвучны. Роль Кашкиной в драме «Прошлым летом в Чулимске» была ей обещана самим автором Александром Вампиловым, но сыграть её в постановке Бориса Преображенского пришлось уже после трагической гибели великого земляка. Счастливую встречу подарила артистке судьба с другим знаковым литератором Леонидом Зориным. Она много лет играет главную героиню двух его пьес – знаменитой «Варшавской истории» и «Перекрёстка», написанного о тех же героях тридцать лет спустя. Баллада о любви двух студентов – советского паренька и польской девушки, которую они пронесли сквозь всю долгую жизнь, не став супругами из-за политического запрета, стала материалом дилогии драматурга. В Иркутске он нашёл воплощение в спектакле «Перекрёсток» режиссёра Александра Лабыгина, родившемся, как независимый творческий проект и ставшим на удивление долговечным. Леониду Зорину, увидевшему постановку в Москве, понравилось, как иркутяне проживают эту историю длиною в полвека, он искренне приветствовал её и благословил.

В галерее сыгранных ролей одна из самых любимых для Эммы Николаевны – роль в пьесе Нэлли Матхановой «Из Америки с любовью». Она построена на реальных событиях. Её герои – иркутянка Лидия Маевская и американский ветеран Второй мировой Сильвио Склоччини, чья любовь сумела сломать все барьеры, нагромождённые между людьми разных государств и даже континентов. О том, как немолодой житель Филадельфии, влюбившись в уже не юную сибирячку, переехал в город на Ангаре, построил здесь настоящий «американский» дом и провёл свои счастливые последние годы, хорошо знают у нас, а благодаря яркому спектаклю охлопковцев в постановке Изяслава Борисова узнали и за океаном. Американцы дважды помогли организовать гастроли Иркутского академического с этой работой сначала в 1995-м в Сан-Франциско, потом в 1998 году в Юджине.

— Это была очень красивая, романтичная, сентиментальная поэма любви, — рассказывает Эмма Николаевна. – Героя по имени Марио играл блестящий Виталий Константинович Венгер, а героиня была в двух воплощениях. Ту Катю, что впервые встретилась с иностранным суженым, играла Ольга Шмидгаль. А я была Катериной уже в годах, вспоминающей свои незабываемые годы с любимым человеком. В моей «музыке» звучали нотки печали, ранней утраты, неизгладимой нежности. Венгер был очень сердечен. Вообще, весь спектакль пронизывал какой-то удивительный свет и чистый воздух, что ли. Американцы принимали горячо. На первом показе подвела аппаратура с наушниками, но зал всё понял. Ведь язык настоящей любви – это язык сердца, он не нуждается в переводе. Эту прекрасную пьесу, рождённую самой жизнью, мы с огромным успехом играли на Охлопковской сцене долгие годы.

Супруга

С невероятной искренностью, тонко и трепетно рассказывая со сцены о любви, не подвластной расстояниям и времени, моя героиня и в жизни сумела пронести это чувство, нетронутым беспощадной властью лет и болью испытаний. Неразлучная чета Эммы Алексеевой и Валерия Жукова, дружно встретившая свою бриллиантовую свадьбу, — живая достопримечательность театра-юбиляра. В кипучей и ветреной «богемной» среде такой долгий, а главное, счастливый союз – бесценная редкость и похвальный пример. Поженились они в 1965-м, но взаимное притяжение почувствовали гораздо раньше, ещё когда обучались в актёрской студии.

— У нас сложился счастливый любовный треугольник, — шутит Эмма Николаевна. – Третьим и, возможно, главным всегда был театр. Он нас познакомил и сблизил, вырастил и сформировал, он стал нашим общим центром притяжения, нашим домом и храмом, свидетелем всего, что мы пережили, чем были наполнены и согреты. Я впервые обратила на Валеру внимание именно благодаря его азарту и энтузиазму в работе. Мне было интересно наблюдать за его придумками и заготовками, с какими он приходил на репетиции. Он был всегда максимально творчески заряжен, выкладывался на всю катушку. Это замечали все вокруг. И в совместной жизни мы всегда жили нашей общей страстью – сценой, всегда «смотрели в одну сторону». Пришлось и горечь испытать на долгом пути. Нам не суждено было стать родителями, хотя очень хотели, не вдруг и непросто с этим смирились. Но у нас от начала и до сих пор одно дыхание, «одной лишь думы власть», одна на двоих театральная судьба.

Им есть что вспомнить, этим чудесным влюблённым. Восторг и муки инициации в «сумасшедшую» профессию, покровительство и строгий спрос корифеев охлопковской сцены, ставших для них идеальным примером в искусстве, долгий лирический эпистолярный роман, когда Валерий Жуков два года работал в драмтеатре Таганрога. Письма, конечно, бережно сохранены в этой семье. Как и обширный театральный архив, отразивший вехи творчества не только самих хозяев, но и замечательных коллег. Программки, фото, газетные вырезки, всевозможные артефакты и документы огромной творческой эпохи долгие годы собирает и систематизирует Валерий Михайлович. Сегодня он редко появляется в любимом театре, не ходит на лекции по гриму в театральное училище, которому отдал двадцать лет преподавания. Но принимает студентов на дому с этюдами и эскизами по визуализации образов. А Эмма Николаевна встречает «детей», всегда здесь желанных и обласканных, домашним угощением, родственным словом.

Когда задаёшь лобовые вопросы о любви, о секретах семейной гармонии, оба – и Валерий Михайлович, и Эмма Николаевна – норовят свернуть на косвенные темы. Это – от редкого внутреннего целомудрия, от человеческой скромности. Видимо, подлинные чувства сторонятся непрошеного любопытства. Кто видел «Из Америки с любовью» и «Немного нежности», где Жуков играл седого Ромео новых времён, и сам не станет всуе расспрашивать о сокровенном. В этих спектаклях сердечные струны и романтические обертоны нашей заслуженной пары звучали и раскрывались во всей полноте и поэзии. В театре любят этот гармоничный дуэт. Их верность подмосткам и верность друг другу, их лебединый танец в лучах рампы – для многих вдохновляющий высокий образец.

Красивая женщина

Все знают сентенции о красоте, неподвластной возрасту. О том, что это не лотерейный билет, а труд и дисциплина, ответственность и уважение к окружающим. О том, что в юности привлекательная внешность – подарок природы, в зрелые годы – свидетельство достойной жизни, а ещё позднее – огромная заслуга личностного роста. Эмма Николаевна всегда помнила, что быть актрисой – значит быть на виду, отвечать на зрительские ожидания, даже если ты вышла в булочную, оказалась в больничной палате или отправилась в загородный поход. Вряд ли я погрешу против истины, если скажу, что никто не припомнит её застигнутой врасплох, непродуманно одетой или небрежно причёсанной. Кажется, в любое время дня и ночи, в любых обстоятельствах она ласкает взгляд и располагает к общению.

В коридоре врачебно-физкультурного диспансера «Здоровье», что на южной трибуне Дворца спорта, красуется большая фотография Эммы Николаевны с обручем, она – многолетний завсегдатай занятий в здешних оздоровительных группах, активный последователь прописной истины «в движении – жизнь». На этой фотографии очаровательной актрисе, невозможно поверить, — шестьдесят! Так и недавно встреченный юбилей кажется ошибкой или недоразумением. Женщина в завидной форме, а что ещё важнее – излучает удивительную энергию, немеркнущий интерес к жизни, жажду творчества, вкус к новым впечатлениям, блеск неравнодушных глаз.

Не забуду Эмму Алексееву в роли экс-балерины Розы Александровны из пьесы Александра Галина «Ретро», которую охлопковцы с успехом играли больше двадцати лет. На кастинге невест для пожилого джентльмена Николая Михайловича, героиня Эммы Николаевны оказалась вне конкуренции благодаря молодому и радостному задору, воздушной лёгкости и светлому оптимизму. Конечно, зритель видел тут стопроцентное попадание в образ. Овации срывали каждый раз и зефирная шляпка прелестницы без возраста, и её игривые реплики, и лёгкий смех, и озорные танцевальные па, с такой лёгкостью проделываемые на сцене.

— Я любила этот спектакль до восторга, — признаётся Эмма Алексеева. – Мы все любили, кто был занят в этой чудесной постановке Александра Ищенко. Все актёры старой школы. Потому что это был гимн жизни вопреки проносящимся годам. Мы очень любили зрителя, приходящего на эту комедию о марьяжных поисках пенсионеров. Публика всегда была полна тепла и понимания, какого-то родственного участия к нам и нашим героям. Всегда не хотелось расставаться после финала.

Потому что «Ретро» — манифест вечной юности души. В который всем нам охотно и радостно верится. Особенно если  перед нами – живой и неоспоримый аргумент, яркое олицетворение

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры