Хозяйка в стране чудес
Среди коллег нашей сегодняшней героини в иных театрах есть руководители в отдельных кабинетах, куда заходят чуть ли не по записи, с трепетом занося ногу на порог. В Иркутском Охлопковском драмтеатре заместитель директора по маркетингу Ирина Змеенкова трудится, можно сказать, «на семи ветрах». Кабинетик на подступах к директорскому она делит с одним из администраторов – и дверь туда практически не закрывается, одни выходят, другие заходят. Это и представители всех многочисленных цехов и служб большого коллектива, и гости извне – партнёры, деятели культуры, соискатели вакансий, в общем, разных мастей ходоки. Заходят «за всяко просто» - решить рабочий вопрос, обменяться идеями, попросить контрамарку, порой посоветоваться по личной проблеме. И никто не покидает этот кипучий островок «несолоно хлебавши», для всякого найдётся оптимальное решение вопроса, поддержка и надежда, вдохновляющее напутствие и тёплый привет.
Вот почему на недавнем юбилейном торжестве в честь Ирины Владимировны артистическая братия шутливо величала именинницу: «Ирина вездесущая, Ирина всемогущая!». Громогласная, отважная и скорая в решении задач, открытая с людьми, никогда не унывающая, полная энергии, эта женщина – живой опорный стержень в сложной театральной конструкции. Однажды она сумела задержать теплоход, чтобы артисты успели к вечернему спектаклю в Бодайбо после дневного представления в одном из таёжных посёлков. Был аналогичный случай и с самолётом на местных авиалиниях. Вообще, невыполнимых задач для театрального администратора не должно быть в природе, считает Ирина Владимировна. Тут, как в фантастическом сюжете: видишь цель, не замечаешь препятствий, веришь в себя – и вперёд.
Девчушка с Сахалина
Когда-то примерно с таким настроем семнадцатилетняя выпускница отправилась в Иркутск, чтобы учиться, из посёлка Победино на Сахалине. Родители дали старшей дочери сто двадцать рублей подорожных, чемодан в руки – и езжай на материк, выходи в люди. Двинулись в Иркутск вместе с одноклассницей, у которой здесь жила бабушка. Ирина мечтала поступить в мединститут. Самые яркие впечатления её детства и юности были связаны с театром у микрофона из радиоприёмника. Любимая пьеса – «Таня» Арбузова, которую до сих пор помнит во всех подробностях и нюансах радиопостановки.
— Я прямо так себе и представляла, что стану отличным врачом, пройду многие километры в таёжном бездорожье, через пургу и мороз, спасу оленевода на дальнем стойбище, стану героем…
Ирину с детства отличала, как тогда говорили, активная жизненная позиция. В говорливой ватаге подруг она всегда была той, что шла впереди и открывала двери, становясь заводилой и в общественных делах, и в подростковых приключениях. Была комсомольской активисткой, переживала, что БАМ построят без неё, не успеет подрасти. Вот такую, бедовую, смелую, решительную девушку встретил на пороге восьмидесятых студенческий город на Ангаре. Первый же экзамен в медицинский она «завалила». Что ж, город надо было покорять – и целеустремлённая сахалинка пошла на завод «Радиан», где почти сразу возглавила цеховую комсомолию, поступила на рабфак института иностранных языков. Началась кипучая, шебутная самостоятельная жизнь, с общаговской дружбой, уроками выживания, новыми городскими привычками и перспективами. Когда от крепкого заводского заработка переключилась на студенческую стипендию, пришлось задуматься о денежном подспорье. Ирина жила в общежитии иняза на улице Ленина, вот и шагнула через дорогу в драмтеатр, нельзя ли тут подработать хотя бы уборщицей. Таких вакансий не оказалось, а приняли её в костюмеры. И распахнулись перед моей героиней дивные бескрайние горизонты познания и личностного роста. С утра – замечательная гуманитарная высшая школа, а после обеда – трудовые будни на территории вечного праздника.
Океан театральных открытий
— Для меня, как и для очень многих, я думаю, театр стал великим учителем, — резюмирует Ирина Владимировна. – Здесь я ежедневно получала бесценные уроки: психологические, культурные, интеллектуальные, даже дипломатические. Здесь был живой источник обширных знаний и тонких жизненных наблюдений, уроки этикета и манер, железной дисциплины и свободного творческого полёта. Находясь тут, естественно, впитываешь всё это богатство и очень скоро понимаешь, что жить вне этого удивительного мира уже не в силах. Я, конечно, старалась смотреть спектакли, многие из них до сих пор помню детально, могу пересмотреть «на плёнке» моей памяти. Американскую историю «Продавец дождя» с невероятной Эммой Алексеевой, нашумевшую «Дорогую Елену Сергеевну» с блистательной Татьяной Хрулёвой, легендарный «Живи и помни» с народной артисткой Тамарой Олейник и заслуженным артистом Александром Крюковым. Завораживающая другая реальность на охлопковской сцене волновала меня как ничто и никогда прежде. А ещё меня воодушевляла ответственность, работая за кулисами, участвуя в «изнанке» представлений, быть скромным соавтором того абсолютного чуда, которое я видела из зала. Вот этот магический переход «туда и обратно» нравился мне всё больше и больше. Помню, что даже не хотелось идти в другие театры, хотя я, конечно, попадала на какие-то спектакли к нашим коллегам. Как-то сразу в моём сознании и в сердце Иркутский драмтеатр стал лучшим театром на свете. И когда, уже будучи администратором, я выезжала в другие регионы, чтобы подготовить наши гастроли, презентовала наших артистов и наш репертуар, искренне верила, что делаю тамошним зрителям бесценный подарок. Попасть в театр – невероятная удача и, если уж ты тут прижился, не выпал из обоймы с первых же шагов, то расстаться с театром – утопия.
Материнский талант
Конечно, моя героиня быстро завершила свою педагогическую карьеру и безраздельно отдалась театральному поприщу, поднимаясь от ступени к ступени к своему высокому нынешнему статусу. Если директора в охлопковском коллективе воспринимают как отца, то Ирине Змеенковой досталась хлопотная материнская роль.
— Я считаю Анатолия Андреевича Стрельцова своим учителем в профессии, потому что росла и набиралась опыта рядом с ним. Он вышел из актёрской среды, знал театральную жизнь изнутри. Я тоже начинала с конкретной цеховой работы, потом прошла все этапы в команде администраторов. Очень подробно знаю весь театральный организм, все его функции и «акупунктурные точки». Только так можно справляться с теми разными направлениями в работе, которые у меня под контролем. Это и репертуарный план, и реализация билетов, и контакт со зрителями, и реклама, и, конечно, огромный труд по организации гастролей. Решая каждый день массу текущих вопросов, ещё важнее созидать и завтрашний, и даже послезавтрашний день коллектива, выстраивать и обеспечивать маршруты будущих путей. Моя работа сродни шахматному турниру. Тут и рисковать надо уметь, и видеть на несколько шагов вперёд, каждый день погружаться в новые проекты, в неизвестные обстоятельства и непредсказуемые ситуации. Поэтому я всегда живу вперёд, не только на недели, но часто и на месяцы. Так, год за годом, в моём родном Охлопковском я и не заметила, как докатилась до такого солидного юбилея.
Да, нашему юбиляру выпал в жизни счастливый билет – обрести своё настоящее призвание. Но и коллективу повезло, что именно она вот уже тридцать лет несёт на театральном корабле вахту старпома. Члены большой слаженной команды всегда уверены в её авторитете и компетенции, в её поддержке и участии, как в рабочих, так и в самых разных вопросах.
— Когда я только начинала административную карьеру, Стрельцов меня наставлял, о чём надо всегда думать и печься в первую очередь. О базовых потребностях людей: об их жилищных и социальных проблемах, об условиях труда и, конечно же, о здоровье. Он сам уделяет этим моментам огромное внимание. Как-то так сложилось, что у меня сложились добрые отношения с иркутской медициной. Во всех клиниках, где я сама побывала и получила помощь, остались хорошие связи, сердечные человеческие контакты. Это теперь наш общетеатральный социальный капитал.
Это действительно так. Все охлопковцы знают, с кем посоветоваться в случае серьёзных недугов, — идут к Ирине Владимировне. И она устраивает консультации, обследования, госпитализацию, если необходимо, опираясь на добрую волю замечательных областных эскулапов. Не став, как мечталось когда-то в юности, добрым доктором из советской пьесы, она сегодня является чутким хранителем здоровья в дружной охлопковской семье. Поэтому никто не удивился, когда на весёлый юбилейный банкет к имениннице хлынули не только все цеха и службы, но и прибыла целая делегация известных в городе докторов – больших поклонников театра.
На этом празднике атмосфера была именно такая, какая возникает сама собой рядом с этой живой, неунывающей женщиной, — радостная, шумная, юморная и бравурная. Поздравленцы ревниво спешили опередить друг друга, смеху и шуткам не было конца. Зная страсть именинницы к разведению цветов и экзотических растений, которые она привозит из каждой дальней поездки, населяя ими свой красивый домашний сад, коллеги подарили ей десятки саженцев роз – целую гамму сортов, из которых она создаст неповторимую симфонию. У Ирины, как говорят друзья, материнские руки: что ни посадит – всё растёт и цветёт, как в раю. Уникальной домашней оранжереей часто любуются гости, которых она готова принять в любое время. В этом доме друзья всегда ко двору, а их много, и, конечно, большинство – с любимой работы. Бывает даже, кто-то из женщин попросит встретить и подержать до вечера, скажем, дочурку из музыкальной школы, если хозяйка в отпуске. Отказа не будет, она только рада. А ещё под крышей уютной квартиры на полном пансионе по нескольку недель проживают коты и собаки, чьи попечители отлучаются в тёплые края. И надо признать, чувствуют они себя тут, как дома.
Работа в радость
В общем-то, похожее чувство испытывают рядом с Ириной не только близкие, но даже и впервые встретившиеся люди, — чувство надёжности, уютного тепла и родства. Может, поэтому её маркетинговые десанты в дальние города всегда увенчиваются успехом. Грандиозная задача — на любой площадке обеспечить иркутским гастролёрам полные залы и «качественного зрителя», как требует директор, — всегда решается на твёрдую пятёрку. Гарантия этого – не только заслуженная слава Иркутского академического, но и личные качества Змеенковой, её талант общаться и сотрудничать с самыми разными людьми. Гастроли, которые так любят артисты и вспомогательное сопровождение, для администратора – неусыпное напряжение и перерасход всех ресурсов. Но, несмотря на гиперответственность, на тяжкие обязанности «прислуги за всё», Ирина легка на подъём и с воодушевлением готова собраться в любой творческий вояж.
— Иногда в незнакомых адресах работается очень сложно, — делится моя героиня. – Бывает, приедешь – и такое ощущение, что нас тут вообще не ждали, нам не рады, мы словно помеха насиженному покою принимающей стороны. Приходится в первые дни, нет, скорее, часы ломать этот лёд, растапливать холод. Но зато какую гордость за наш театр, за артистов испытываешь после спектаклей! Зрители в восторге. И это без преувеличений. Практически везде, где ступала наша нога. Подходят на улице, говорят удивительные благодарные слова. После этого все трудности кажутся несущественными «побочными явлениями». Их не стоит и брать в расчёт. Особенно я люблю выезжать с театром в города и посёлки нашей области. Вот уж тут-то встречают нас, как долгожданный праздник, с такой счастливой жадностью! И зрители там, вдали от областного центра, особенные, непосредственные, открытые, щедрые на бурные реакции, какие-то очень родные. Мы для них – как подарок, и для нас эти встречи тоже настоящий праздник. Я всегда в таких поездках чувствую, что моя работа, работа моего коллектива – самая важная и прекрасная. Впрочем, я в этом никогда не сомневаюсь.



