издательская группа
Восточно-Сибирская правда

БАМ. Театральная весна.

БАМ.
Театральная весна.
Фестиваль
любительских театров в пос.
Магистральный

Валерий
ВЛАДИМИРОВ, критик

… Телевизор
поставили перед авансценой, и он
будто бы в размерах уменьшился,
если глядеть из зрительного зала
Дворца культуры. Но ему было здесь
место: публика театральная, а на
экране два молодых человека повели
драматический диалог. Когда же их
перебил третий и стал
темпераментно объяснять, что не
ладится пока в их игре, "Так это
же Толя Байкал!" — воскликнула,
заволновалась одна из зрительниц.

Она сама,
оказалось, актриса, Екатерина Тур, а
нынче и директор бамовского музея в
Магистральном, и хорошо помнит, что,
когда начинала в местном народном
театре "Современник", по
соседству, в Звездном, уже
становилась популярной на Западном
участке БАМа "Молодая
гвардия", руководимая Анатолием
Байковым. Сцены героического
спектакля, давшего имя народному
театру, ставшего для него этапным, и
мелькали сейчас на телеэкране
перед участниками фестиваля.

Так
обозначил исток "Театральной
весны на БАМе" В.Д. Кирюнин,
главный специалист областного
центра народного творчества и
досуга, — это он раздобыл и привез
сюда видеокопию киножурнала
"Восточная Сибирь", снятого в
1978 году оператором Александром
Непомнящих и целиком посвященного
легендарному "театру в рабочей
спецовке", как называли эту
труппу-бригаду, где бригадиром и
актером был знаменитый Александр
Бондарь, а рабочим и режиссером —
Анатолий Байков. Оба —
непререкаемые авторитеты, каждый в
своей области, для сподвижников по
сцене и путеукладке.

Валерий
Дмитриевич был буквально счастлив
— я тому свидетель, когда впервые,
незадолго до фестиваля, увидал
киножурнал: значит, Байков, о
котором он столько слышал и читал,
этот вот молодой, красивый,
энергичный, артистичный человек,
предстанет экранно-живым перед
нынешней театральной молодежью.
Это же ему первому давным-давно
пришла мысль о "Театральной
весне на БАМе", он и готовил
фестиваль организационно, да
только обстоятельства тогда не
сложились.

Байков
по-своему первопроходец: осенью
1974-го, когда стройке и года не
исполнилось, начал
"раскручивать" свое
"театральное дело" (до того ли
всем было?). Жили в палатках,
сколачивали бараки, рубили просеки,
искали карьеры для отсыпки полотна,
а он с плотниками, лесорубами,
бульдозеристами об актерстве
заводил разговоры… И ведь убеждал
в клуб заглянуть, порепетировать!

Байкова
можно было бы назвать солидно,
"академически":
основоположник. Но в 1984-м, ему было
чуть за 30, тяжелая болезнь прервала
его жизнь, около 10 лет из которой
отдал он БАМу театральному…

Эта стройка
из всех других великих сибирских —
в исторически-недавнем прошлом,
быть может, самая театрализованная.
Множество "золотых" и
"серебряных" костылей на
различных участках магистрали,
сдача мостов, станций-вокзалов,
приходы "первых поездов" — все
парадно и фанфарно, плакатно и
краснознаменно, с высоким
начальством на трибунах и
рапортами зычно поставленными
голосами. Не говоря уж о репортерах
и свойственной СМИ звездомании.
Однако велик ли тут грех? Праздники
скрашивали бамовцам суровую прозу
трудовых будней, весьма
неприхотливый "соцкультбыт",
смягчали "головную боль" от
проблем, порожденных проколами в
планировании…

В дневниках
Анатолия Байкова можно вычитать
мысль такую: БАМ сам по себе как
стройка, — акция народного
творчества, факт действенного
коллективного новаторства; есть
своя драматургия (и режиссура) в
одолении строителями пространства
— речек, сопок, тайги, болот…
Сценическим коллизиям близка
конфликтность в производственных
отношениях. БАМу ли чужд театр?!
Пусть станет для бамовцев сцена
трибуной! Он и спектакли старался
ставить "на злобу дня" стройки,
так, чтобы тема пьесы, например,
"Премия" А. Гельмана, прямо или
косвенно перекликалась с
ситуацией, в которой оказывалась
родная бригада.

Обо всем этом
подумалось мне на открытии
фестиваля в Магистральном,
сопровождавшемся неожиданной
символикой. Живущие в поселке бойцы
Иркутского отряда имени XVII съезда
ВЛКСМ — те, кто 26 лет назад был
десантирован на вертолете сюда, в
тайгу, чтобы начать "с нуля", —
вскрыли капсулу, ими же заложенную
тогда в основание памятника Первой
палатке. В ней хранилось обращение
комсомольцев 70-х к тем, кто будет
жить здесь в 2000 году. Оно было
торжественно зачитано. Текст,
выдержанный, разумеется, в духе
времени, с иллюзиями насчет
"светлого будущего",
канонизированной верой в партию и
т.п., тем не менее чувства
неловкости от "архаики" не
вызывал. Все действо было
"сыграно" в традициях высокой
(пусть и не громкой, как много лет
назад), романтической
театрализации жизни, с той верой в
предлагаемые обстоятельства,
которая свидетельствовала:
ветераны-первопроходцы с
достоинством одолели "трудные
времена", их жизнь состоялась.

Тут же на
площадке под ясным майским небом,
как бы передавая "эстафету
оптимизма" от поколения к
поколению, пели, плясали, шутили
молодежные группы художественной
самодеятельности. Получился
отличный запев, посыл, камертон
"Театральной весны на БАМе" —
словно первый, внеконкурсный
спектакль фестиваля по
"пьесе-сценарию", где
варьировалась тема продолжения
легенды.

Фестиваль
был организован комитетом по
культуре областной администрации,
областным центром народного
творчества и досуга,
администрацией
Казачинско-Ленского района. А чтобы
"Театральная весна" сделалась
праздником всего поселка, особенно
постарались вникавшие во все
хлопоты ее "режиссуры и
постановки" Николай Павлович
Наумов, глава районной
администрации, Татьяна Васильевна
Скороход, заведующая отделом
культуры (она же — ведущая
фестиваля, а также выступавшая на
его концертах как давняя,
неизменная певица народного хора),
Владимир Федорович Маренич, мэр
Магистрального (и актер театра
"Современник", получивший
диплом жюри "За лучшую мужскую
роль"), их сотрудники — труженики,
энтузиасты, "сеятели разумного,
вечного". Тщательно прибраны,
принаряжены были улицы, кое-что
доделано по благоустройству; в
зрительном зале Дворца культуры
обновили все кресла, светильники…

Семь театров
участвовали в конкурсной программе
"Весны": три детских — "Ксюша
и Кирюша" из г. Северобайкальска,
"Калейдоскоп" (студия) из с.
Казачинское, "Орхидея"
(юннатский экологический центр) из
г. Усть-Кута; взрослые — "Новый
век" из Усть-Кута, "Зеркало"
из Железногорска, "Импульс" из
Казачинского, "Современник" из
Магистрального.

О
большинстве показанных спектаклей
прежде всего надо сказать, что
примечательны они игровым азартом
участников-создателей, их душевной
потребностью публично заявить себя
и о себе с подмостков, войти в
контакт не с "публикой" даже,
но — с единомышленниками, с теми,
кто готов сопереживать в общении.
Не всегда достает им умения,
актерской практики, театральных
средств, но радость
взаимопонимания при этих встречах
случалась нередко. Ибо по существу
"чисто человеческого"
артистам есть о чем поведать
зрителям — и рождался отклик.

Лучший
пример — магистральцы, сыгравшие
известную комедию Г. Башкуева
"Чио-Чио-Саня". Это очень
смешная вещь, с эксцентричными
игривостями по части эротики. Но
как-то спонтанно, природно из
артистов-любителей выплеснулось
большее: чувство человеческого
достоинства, благородство, идущее
от натуры, — в любых нелепых,
дурацких и унизительных ситуациях.
За это-то жюри наградило грамотами
Людмилу Кабанову, Ивана Пальчика и
Нину Дикову — актрису ярких
комедийных красок. О дипломе В.
Мареничу сказано выше. Диплом
присужден и Василию Кононко,
создавшему художественный образ
спектакля, — удивительно живописна,
объемна, достоверна его декорация
деревни, так что "немодный"
нынче в сценографии реализм
обернулся свежестью, поэтичностью
восприятия природы.

У театра
"Зеркало", по-своему маститого
уже, большой фестивальный опыт —
заявки у него серьезнее.
Железногорцы играли ни много ни
мало отрывки из Шекспира, Расина,
Лопе де Вега, Гольдони, Гоголя…
Спектакль называется
"Прикосновение" — это мечта
пока лишь прикоснуться к высокой
классике, и судить строго об
исполнении не стоит (я бы только
похвалил Светлану Романюк за
Мирондолину в "Трактирщице"),
Вообще, "Зеркало" — театр как
семья, артель, коммуна, где ценна и
жизнь вне сцены. Этим труппа
обязана своему бессменному лидеру
— режиссеру Ирине Бушуевой (диплом
жюри). Она — душа "Зеркала".

Девочке из
Северобайкальска Ксении Ивановой и
актрисе из Усть-Кута Татьяне Сердюк
присуждены дипломы за яркую роль в
детском спектакле и за лучшую
женскую роль. Ксения играет в
сказке Кота Мурзика, и в ней столько
лицедейской прыти, так
"брызжет" удовольствием от
того, что можно скакать, беситься,
хитроумничать на сцене, для
которой, кажется, все ее существо и
создано, а еще у нее интуитивное
"умение" гибко модулировать
интонацией реплик, тембрами голоса,
— и не грех предположить в ней
будущую актрису. Весь этот
спектакль динамичен, красочен,
остроумны костюмы, грим; его
режиссеру Галине Черновой
присужден диплом.

Татьяна
Сердюк играет моноспектакль (40
минут на сцене) "Юная леди
Нью-Йорка". Девушка — рекламная
модель — сидит в витрине и
простодушно посвящает нас в драму
своей маленькой жизни, ранние
изломы которой, боль, причиненная
ближними, оказываются удивительно
понятными актрисе, и проживает она
"чужое" не только как свое, но и
как печальный опыт сверстников…

Жюри из
Иркутска (В. Кирюнин и автор этих
строк), не скупясь на скромные
награды, подчеркивало, что они —
прежде всего поощрение надежд.

Но главная
надежда, чтобы "Театральная
весна" приходила в Магистральный
каждый год. В масштабах района
такой фестиваль уже был дважды.
Нынче он проходил как зональный.
Резонанс случился. И это обещает
фестивалю на будущее более широкое
представительство. "Молодая
гвардия" Анатолия Байкова
двигалась на восток по мере того,
как бригада Александра Бондаря
укладывала рельсы второго
Транссиба. Пусть так же к
"Театральной весне на БАМе"
ежегодно подключаются новые
поселки и театры.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры