издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Награда музыканту

Награда
музыканту

Марина
ТОКАРСКАЯ,
художественный руководитель
Иркутской филармонии,
кандидат искусствоведения

В
канун нового года губернатор
Иркутской области Б. А. Говорин
вручил государственные награды за
успехи в труде представителям
разных профессий. Среди работников
культуры звания "Заслуженный
артист Российской Федерации"
удостоен Владимир Евгеньевич
Карпенко.

Путь к успеху
у Владимира Карпенко начинался в
семье. Его отец Евгений Петрович —
дирижер, композитор, музыковед и
педагог, творческая деятельность
которого протекала в городах
Восточного Казахстана
Усть-Каменогорске и Лениногорске,
где он создал симфонический и
камерный оркестры. Как вспоминает
сейчас Владимир Евгеньевич,
регулярно и систематически отец с
ним не занимался, но, видимо,
поразительное влияние оказала сама
среда, общение с отцом и учениками-
оркестрантами. Все они были
молодыми, увлеченными. Володе было
тогда пять лет, и он отчетливо
помнит, что его самыми любимыми
инструментами были гобой и
валторна. Он с детства узнал весь
оркестр — вот откуда его нынешнее
мастерство аранжировки!

Другом семьи
был профессор П. В. Аравин, тот
самый, чье имя мы можем найти во
всех музыкальных энциклопедиях. Он
принадлежал к старшему поколению
корифеев отечественного
музыкознания, к которому относятся
Л. Мазель, В. Берков, В. Протопопов, Ю.
Келдыш. Когда-то П. Аравин, будучи
студентом, обнаружил никому тогда
не известные письма М. Мусоргского
к А. Голенищеву-Кутузову. В
дальнейшем же ему суждено было
стать известным специалистом по
старинной русской музыке, открыть
фактически забытого казахского
композитора XIX века Даулеткерея
Шигаева. Конечно, общение с таким
интересным человеком оставило
глубокий след в душе Владимира.

Впрочем, его
интересовала не только история
русской музыки, но и ее сегодняшний
день, например, творчество Ан.
Александрова, с которым состоял в
тесной научной переписке Е. П.
Карпенко. Владимир же однажды
написал письмо всемирно известному
английскому композитору
Бенджамину Бриттену, музыку
которого он любил с детства. Это
было в 1972 году, когда Владимир
учился в седьмом классе
музыкальной школы. Ответ Бриттена
был трогательно внимателен: он
искренне сожалел о том, что у него
не так много легких фортепианных
пьес, и послал любознательному
мальчику не изданную тогда еще в
Советском Союзе сюиту вальсов и
свою редакцию клавира оперы
"Дидона и Эней" старинного
английского композитора Генри
Перселла. Любители музыки, конечно,
помнят, что в прошлом году Владимир
Карпенко осуществил впервые в
нашем городе концертное исполнение
этого произведения, приурочив его к
400-летию возникновения оперы в
Европе.

В
Алма-Атинскую консерваторию
Владимир Евгеньевич поступил по
примеру отца. Таким образом, он
овладел двумя специальностями —
музыковед и пианист, причем с
красными дипломами.

В
консерватории серьезное влияние на
Владимира Карпенко оказали два
педагога: музыковед, кандидат
искусствоведения С. Шубина и
пианистка Г. Гончарова, наследница
прославленной школы Г. Нейгауза.
Так под воздействием встреч с
замечательными людьми, под
влиянием впечатлений детства и
юности формировались интересы
будущего музыканта. Ансамбль был
создан значительно позже, в 1988 году,
из солистов филармонии в Иркутске,
где Владимир Евгеньевич оказался,
по его словам, по воле случая, как
думалось ему сначала. Но все
получилось к лучшему. Благодаря
более чем десятилетней
деятельности коллектива иркутские
слушатели узнали целый пласт
русской музыки доглинкинского
периода в программах "Россия XVIII
века", "Золотой век
Екатерины", "Малый двор Павла
Петровича", "Забытые имена",
"Д. Бортнянский", "По
страницам опер Е. Фомина",
"Иностранцы в России" (забытые
итальянские, немецкие, австрийские,
чешские, польские композиторы, чьи
судьбы были связаны с Россией).
Пользовались успехом у публики
абонементы "Время в звуке, слове,
живописи", "Русский
музыкальный абонемент" (с
участием поэта и декабристоведа
Марка Сергеева в качестве лектора-
искусствоведа), "Вечера в салоне
княгини Волконской", "Под
сенью дружных муз", "Детский
альбом", литературно-музыкальная
композиция "Метель" А. Пушкина
— Г. Свиридова, премьерные
исполнения в Иркутске сочинений
многих современных композиторов в
концертах "Музыка уходящего
века" (теперь уже ушедшего
двадцатого) и связавший два
тысячелетия проект "С Иркутском
связанные судьбы". Есть и
программа европейской музыки XIV-XVII
столетий "Голоса минувшего" с
использованием старинных
инструментов: квинтета блокфлейт,
кроты, лиры и клавесина. В
репертуаре ансамбля "Глория"
А. Вивальди, оперы
"Служанка-госпожа" Дж.
Перголези и уже упомянутая
"Дидона и Эней" Г. Перселла.

Русская и
зарубежная музыка XIV-XX веков
звучала в городах и поселках
Иркутской области (Ангарск, Братск,
Вихоревка, Шелехов, Чистые Ключи,
Саянск, Усолье-Сибирское, Оек,) и
значительно дальше — в Новосибирске
и даже в трех американских штатах,
где ансамбль под управлением В.
Карпенко гастролировал в 1994 году.

Интересно,
что каждая из этих поездок
запомнилась особо, но самым
незабываемым стал Новосибирск —
ведь это было участие в первом
Международном фестивале старинной
музыки, и общение с
коллегами-музыкантами оказалось
очень, очень плодотворным.

О чем сейчас
мечтает Владимир Карпенко, только
что удостоенный высокого звания
"Заслуженный артист России"? О
гастролях — ближних и дальних, о
новых, никем еще не исполненных
произведениях, об оригинальном
проекте — цикле концертов
"Русская музыка трех
столетий".

"Только
вперед!" — так назывался домашний
журнал, издававшийся когда-то в
семье Евгения Петровича Карпенко. В
этот журнал писали статьи все члены
семьи, друзья и ученики. Так вот это
название, тогда еще не совсем
понятное будущему музыканту,
теперь стало его жизненным
принципом. "Только вперед!" —
звучит оптимистично и
многообещающе. Что ж, Владимир
Евгеньевич, поздравляем Вас и новых
Вам успехов!

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры