издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Земельный дисбаланс

Законопроект о распоряжении земельными участками требует доработки

  • Автор: Сергей Филипенко

Члены Ассоциации сибирских и дальневосточных городов не поддержали инициативу областной администрации о принятии закона о распоряжении земельными участками, собственность на которые не разграничена.

Законопроект Иркутской области, регламентирующий распоряжение земельными участками на территории города Иркутска, государственная собственность на которые не разграничена, требует серьёзной доработки. Такое мнение выразили члены правления секции Ассоциации сибирских и дальневосточных городов земельно-имущественных отношений, заседание которой открылось 15 ноября в Иркутске. Организаторы заседания — сотрудники КУМИ администрации Иркутска постарались пригласить на обсуждение представителей тех городов, где закон уже принят и работает какое-то время, городов, где планируется введение этого законопроекта, и тех муниципальных образований, где такая проблема вообще не стоит на повестке дня: Омска, Кемерова, Ачинска, Читы, Хабаровска и Красноярска.

По словам заместителя начальника земельного управления администрации Иркутска Антона Протасова, на территории РФ в 19 субъектах уже приняты документы, регулирующие распоряжение земельными участками, собственность на которые не разграничена, из них в девяти у органов местного самоуправления изъяты все полномочия по распоряжению земельными участками. Начальник земельного управления КУМИ администрации города Алла Танкичева считает, что решение этого вопроса должно быть обосновано и аргументировано с учётом всех аспектов управления землёй, а самое главное — с учётом эффективности управления.

Рассматривая баланс земель города Иркутска, Алла Танкичева отметила, что действие законопроекта распространится на 30% земель города — земельные участки площадью 7 тысяч га. Осуществление работы по формированию земельных участков невозможно без согласований органов местного самоуправления, поскольку информацией о дежурной топооснове, о генеральном планировании застройки обладают только органы местного самоуправления.

По словам специалистов КУМИ г. Иркутска, не в одном из 19 субъектов, принявших подобные законы, положительного эффекта не наблюдается — только проблемы.

Как сообщил начальник отдела контроля и использования природных ресурсов управления земельных отношений департамента недвижимости администрации города Омска Александр Устинов, после принятия подобного законопроекта к процессу оформления участков по сути добавилось ещё одно дополнительное звено; процесс оформления документов в соответствии с этим значительно удлинился, кроме того, встала проблема с переоформлением более 40 тысяч договоров аренды. Уходят на аукцион участки даже под гаражи и голубятни.

Председатель КУМИ администрации города Кемерова Сергей Прокопьев сообщил, что со времени принятия закона в городе не проводились торги земельных участков под жилищное строительство. А вот в Красноярске, по мнению заместителя главы города, начальника департамента муниципального имущества и земельных отношений Иосифа Бакшеева, такой вопрос вообще не обсуждался. В городе существует полное взаимопонимание между ветвями областной и городской администрации, в результате взаимодействия в этом году площадь города была увеличена на 2,5 тысячи га. Главное, по мнению Иосифа Бакшеева, при принятии законопроекта необходимо исходить из целесообразности и интересов населения городов.

В Чите пошли немного по другому пути, там у города изъяты полномочия только по распоряжению земельными участками под «областными объектами», те есть если на земельные участки возникает право собственности Читинской области по основаниям, предусмотренным федеральными законами, и если на земельных участках располагаются объекты недвижимого имущества, находившегося до отчуждения в собственности Читинской области. Директор департамента КУМИ Валерий Юмашев сообщил: «Мы еженедельно собираемся и решаем все сложные вопросы с руководителем КУГИ областной администрации. Мы работаем дружно. Проблем нет».

В рекомендациях, принятых по итогам заседания, был обозначен ряд вопросов, которые неизбежно возникают и требуют решения при принятии законопроекта, предусматривающего полную передачу полномочий по распоряжению земельными участками: определение мер по формированию земельных участков, разработка мер по созданию информационного обеспечения градостроительной деятельности; определение порядка и источника финансирования межевания территорий, занятых многоквартирными жилыми домами; определение органа и порядка проведения общественных слушаний по вопросам застройки территорий; осуществление муниципального земельного контроля; законодательное установление дополнительных оснований для отнесения в муниципальную собственность земельных участков; разработка нормативно-правовых актов по порядку предоставления земельных участков и определению методики расчётов арендной платы за земельные участки.

Члены правления пришли к выводу, что опыт работы административных центров, столиц субъектов РФ, свидетельствует об эффективности управления земельными ресурсами администрациями этих городов. После рассмотрения законопроектов Хабаровского края и Иркутской области, также предусматривающих полную передачу полномочий по распоряжению земельными участками, члены АСДГ решили, что принятие таких законопроектов поспешно и необоснованно и приведёт к тем отрицательным последствиям, которые имеются в регионах, где подобные законы уже действуют.

Фото Дмитрия ДМИТРИЕВА

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры