издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Большой Иркутск» под вопросом

Эксперты-энтузиасты не могут уложить в рамки закона проект создания города-миллионника

Губернатор Александр Тишанин в продвижении проекта создания городской агломерации Иркутск-Ангарск-Шелехов перешёл от слов к делу. В среду он презентовал его на Петербургском экономическом форуме, говоря о создании особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Иркутская городская агломерация». В настоящее время администрация губернатора Иркутской области разработала проект концепции скоординированного развития городской агломерации Иркутск-Ангарск-Шелехов «Объединённый Иркутск — столица Сибири». Чиновники предлагают три варианта объединения: создание ассоциации входящих в агломерацию муниципальных образований, изменение границ и преобразование агломерируемых муниципалитетов в муниципальный район «Большой Иркутск» либо в городской округ «город Иркутск».

В то время когда глава региона популяризирует проект, региональные эксперты ищут оптимальные способы его реализации. В четверг старший партнёр АБ «Легат» Вячеслав Плахотнюк опубликовал комментарий к проекту концепции. Как признался автор, экспертизу он провёл по собственной инициативе. По мнению Плахотнюка, реализовать второй и третий варианты в рамках существующего законодательства невозможно. «Большой Иркутск» предполагает потерю областным центром административного статуса города и расчленение его на районы со статусом поселений. В то время как в областном законодательстве нет подобных процедур, отмечает эксперт. Нужно учитывать и то, что по региональным законам областным центром Приангарья является именно Иркутск в его нынешних границах.

Ещё больше претензий у автора комментария к проекту «город Иркутск», который предполагает создание городского поселения со статусом городского округа. В этом случае придётся лишить Ангарск и Шелехов статуса города, ведь по закону в состав городского поселения могут входить один город или посёлок, а также территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры. Нужно будет изменить границы Ангарского и Шелеховского районов, вычленив из них Ангарск и Мегет, а также Шелехов и Баклаши, что противоречит основам местного самоуправления и Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления» (ФЗ №131) в отношении районов, отмечает Плахотнюк.

В составе Ангарского района останутся Одинское и Савватеевское сельские поселения. А в Шелеховский район будут входить лишь Олхинское, Подкаменское, Шаманское сельские поселения и Большелугское городское поселение. Далее потребуется изменить границы Иркутска и включить в них территории населённых пунктов Ангарск, Мегет, Шелехов, Баклаши в их существующих границах. В «Легате» отметили, что в состав поселения могут быть включены не любые земли, а только те, которые удовлетворяют критериям федерального законодательства: исторически сложившиеся земли населённых пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения. Вопрос о присоединении иных земель не может быть вынесен на референдум, как противоречащий федеральному законодательству.

Вячеслав Плахотнюк говорит, что городской округ «Иркутск» может быть создан с помощью объединения ныне существующих Ангарского, Мегетского, Иркутского городских поселений, Савватеевского и Одинского сельских поселений. Это означает преобразование существующего муниципального образования «Ангарский район» путём присоединения к городскому округу «город Иркутск» с последующим упразднением муниципального района. Возможность упразднения муниципальных образований, реорганизации в форме присоединения или объединения муниципального района с поселением не предусмотрена ФЗ №131, поэтому не может быть реализована. Для решения задачи требуется внесение изменений в этот федеральный закон. Таким образом, эксперту кажется возможным только первый вариант — создание ассоциации муниципальных образований. Он укладывается в рамки действующего законодательства, утверждает Плахотнюк.

В главном правовом управлении администрации губернатора Иркутской области рассказали, что проводили экспертизу только одного, третьего, варианта агломерации. Начальник управления Артём Кудашов признался «Конкуренту», что с заключением Вячеслава Плахотнюка не знаком. «Вариант, который экспертировали мы, кажется нам длительным, трудоёмким, но осуществимым», — сказал он.

***

О проекте агломерации Иркутска, Ангарска и Шелехова губернатор Александр Тишанин рассказал в середине мая на экономическом форуме в Красноярске. Единственный город-миллионник от Новосибирска до Находки, по мнению главы региона, должен обеспечить внимание федеральных властей и приток инвестиций. По подсчётам Тишанина, в новом мегаполисе будет проживать 1,1 млн. человек. Уже определён срок реализации проекта — февраль — апрель 2007 года, в администрации создана специальная рабочая группа. 13 июня пресс-секретарь губернатора распространила информацию о том, что идея агломерации Иркутска, Ангарска и Шелехова получила одобрение в федеральном центре.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры