издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Бабы Катин конкурс

  • Автор: Леонид БЕСПРОЗВАННЫЙ, зритель со стажем

Для всех, кто участвовал в пятнадцати фестивалях любительских театров «Театральная осень на Байкале» в Утулике или бывал там в качестве зрителей, это очень знакомое словосочетание: бабы Катин конкурс, или, если поофициальнее, конкурс актёрских работ имени заслуженной артистки России Екатерины Евгеньевны Барановой. Десятки актёров-дилетантов из Ангарска, Иркутска, Усолья-Сибирского, Нижнеудинска, Братска, Усть-Илимска, Шелехова, Байкальска, а также из Омска, Новосибирска, Нерюнгри, Читы, Краснокаменска, Нерчинска, ещё из Германии и Австрии хранят присуждённые жюри дипломы с портретом легендарной иркутской актрисы середины прошлого века.

Мне, как зрителю с большим стажем, ещё в школьные и студенческие годы довелось видеть Екатерину Евгеньевну Баранову на сцене Иркутского облдрамтеатра (ныне — академического театра драмы имени Охлопкова). Это воспоминания из незабываемых.

Один режиссёр сказал: «Театру требуются талантливые мужчины и красивые женщины». В иркутской труппе всегда были те и другие, и у каждого были свои поклонники. Но поверх всех, впереди всех, можно сказать, первым номером, зрители любили эту неприметную на вид, лишённую актёрского лоска и эффектности актрису. От неё веяло простотой, безыскусностью, правдой, сокрушающим обаянием, добротой. Она излучала со сцены душевное тепло. Это то, что нельзя сыграть, изобразить — оно или есть, или его нет. Даже когда она исполняла роли так называемых отрицательных персонажей, доброта ощущалась как исходная позиция, как неприятие зла и коварства. Иркутский драматург Павел Маляревский в своей книге «Очерк из истории театральной Сибири» свидетельствует: когда на подмостки выходила Баранова, в зале устанавливалась особая тишина, сверхтишина — ей внимали жадно, стремясь уловить каждое словечко, каждый вздох, каждую паузу. Такова была сила её воздействия на зал, магического владения чувствами публики.

Через всё её сценическое творчество проходил образ матери — с разными именами, в разных обличиях и ситуациях, но всегда напоённый любовью к детям, преданностью земному предназначению женщин. В моём архиве сохранилась страница газеты «Восточно-Сибирская правда» за 18 января 1947 г., где в очерке «Заслуженная артистка республики» А.Багашев рассказывает о концертах в госпиталях, которыми был полон военный Иркутск, как всякий тыловой город. Екатерина Баранова исполняла в этих концертах монолог матери из популярной в те годы пьесы Виктора Гусева «Слава». «И было в её голосе столько простой правды, столько материнской нежности, и вся она сияла такой душевной чистотой, что раненые, затаив дыхание, слушали её, как слушают только родного и любимого человека…». Актриса говорила: «Сыны мои, я рабочая мать…». А каждый из раненых узнавал в ней свою маму. Искусство лечило, помогая медицине.

Раз после этого спектакля появился за кулисами зритель скворцовской стати и, найдя Лагутину — Баранову, рухнул перед ней на колени. Она, как это бывало во многих случаях, напомнила ему свою мать, перед которой он был чем-то виноват…

А ещё Екатерина Евгеньевна была депутатом Верховного Совета РСФСР. Та, шестидесятилетней давности, полоса «Восточки» посвящена целиком как раз этому событию: агитирует за кандидата в депутаты. Теперь ни для кого не секрет, как в те времена выдвигались кандидаты в депутаты: по разнарядке. Всё чётко распределялось по территориям, дабы в высшем органе были пропорционально представлены рабочий класс, крестьянство, интеллигентская прослойка, партийные и беспартийные… Но когда в разнарядке на Иркутск была указана «беспартийная актриса», ни у кого не возникло сомнений, что это должна быть Е.Е.Баранова. Она слыла печальницей, идущей навстречу любым страданиям, заботницей о всех и каждом. Не случайно коллеги, а вслед за ними и зрители тепло звали её тётей Катей, потом бабой Катей, а в последние десятилетия, в Доме ветеранов сцены, — бабкой Катериной.

Пятьдесят лет назад, в мае 1956 г., семидесятилетняя Екатерина Евгеньевна Баранова прощалась со сценой по состоянию здоровья. В родном театре состоялся небывалый вечер-бенефис в трёх отделениях. Свою любимицу приветствовали шахтёры и авиаторы, военные и речники, учёные и писатели, коллеги — актёры и режиссёры. Зрители не могли сдержать слёз благодарности и восхищения. Лишь одна виновница торжества сохраняла твёрдость и невозмутимость. Но и она дрогнула, когда рабочие сцены на глазах у зрителей выпилили кусочек из подмостков, расписались на нём и преподнесли в дар театральной кудеснице.

Раз, придя в гости к Екатерине Евгеньевне, я угодил на совершенно необычный юбилей: отмечалось её 95-летие. В фойе Дома ветеранов сцены собралось множество бывших Чацких и Гамлетов, Джульетт и Кабаних… Это было необычайно трогательно. В один из моментов я обернулся на стоящих стеной обитателей этого необыкновенного дома и вздрогнул, увидев сплошную пелену слёз…

Однажды в Утулике, на фестивале «Театральная осень на Байкале», об актрисе милостью божьей Екатерине Барановой рассказали патриарх иркутской сцены Виталий Венгер, театровед Виталий Нарожный. К ним присоединился и я со своими зрительскими воспоминаниями. И вошёл с той поры в обиход бабы Катин конкурс.

Сегодня на календаре — 120-летие Екатерины Евгеньевны Барановой. О ней вспоминают и коллеги по подмосткам, и зрители, и те, кому не довелось её видеть, но кто наслышан об этой актрисе-легенде, и лауреаты байкальского конкурса имени заслуженной артистки России Екатерины Евгеньевны Барановой, всматривающиеся в её портрет на своих дипломах.

НА СНИМКЕ: портрет Е.Е. Барановой

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры