издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Всю жизнь играющие в куклы

Театральный Иркутск в эти дни живет под знаком юбилея областного театра кукол "Аистенок". Особенно радуются дети, которые каждый день могут смотреть спектакли гостей нашего города - актеров из Читы, Братска, Красноярска, Омска. Здесь есть спектакли, поставленные для детей, и те, что специально сделаны для взрослых.

Один юбилейный день не похож на другой. Понедельник выделился тем, что в
областном краеведческом музее открывалась выставка, посвященная 70-летию
театра. Заместитель директора по научной работе Татьяна Пушкина, поздравляя
юбиляров, говорила, что это не возраст по сравнению с историей
краеведческого музея, которому в декабре исполнится 223 года. Со дня
основания он живет в тесном содружестве с театральным искусством города. В
ХХ веке музей посвящал выставки академическому драматическому театру
имени Охлопкова, музыкальному театру имени Загурского, настал черед и
«Аистенка».

Возраст для коллектива, который всю жизнь играет в куклы, действительно
небольшой. Его ветераны, многие из которых приглашены из самых разных
городов России, выглядят молодыми, по-прежнему любят театр, которому
посвятили долгие годы службы, гордятся тем, что в их судьбе он стал самой
важной и светлой страницей жизни. Первой было предоставлено слово
заслуженной артистке РФ Елене Болотовой. В театр она пришла в 1948
году, но по рассказам коллег хорошо знает его жизнь в годы войны, трудное
послевоенное время. Елена Константиновна давно на заслуженном отдыхе, но
бодрости духа не теряет, посвящая свободное время народному творчеству.
Освоить искусство вязальщицы ей было несложно, она всю жизнь наряжала
кукол, своих партнеров по сцене.

Одной из первых ролей в театре у нее была цирковая лошадка в спектакле
«Каштанка». Эта кукла-марионетка, несмотря на преклонный возраст (ей более
пятидесяти лет), по-прежнему изящно гарцует, поднимает передние ноги,
кивает головой. Более сорока лет сопровождала она Елену Константиновну в
ее встречах со зрителями, которые восхищались мастерством актрисы,
незаметно управляющей движениями куклы. Лошадку актриса передала в театр.
«Там ее место», — сказала она, с сожалением прощаясь со своей подружкой и
коллегой по творчеству.

Во время встречи с легендарным Сергеем Образцовым на фестивале в Москве
режиссер сказал актерам России, что каждый из них должен уметь сам сделать
для себя куклу. Болотова выполнила завет мастера и сшила для себя Петрушку — куклу, которая может повторять сложные движения человека, а ее румяная
мордашка с широкой улыбкой говорит о том, что она отличается веселым
нравом, приветливым и чуть хулиганистым характером.

Елена Константиновна Болотова — живая история. Она рассказывала о работе
театра в годы войны. О том, как актеры добирались до Братска и Усть-Улимска
по Ангаре, еще не перегороженной плотинами, а потом на плотах спускались
вниз по реке через пороги. Ездили они и во Владивосток, жили на острове
Русский, выступали на военных кораблях. В гастрольных хлопотах проходил
месяц, другой, третий, наконец, из Иркутска пришла телеграмма, в которой
театр просили немедленно вернуться домой, по кукольникам соскучились
ребятишки города.

Другой ветеран театра — Людмила Когодовская с некоторых пор живет в
Москве, но каждый год приезжает в Иркутск, чтобы встретиться со своими
друзьями. Работать она начинала в драматическом театре, когда перешла в
кукольный, первым ее выступлением стал спектакль на телевидении, который
шел в эфир «живьем». Людмила Федоровна надела на руку куклу, подняла ее и
стала ждать сцену, в которой ей надо было говорить текст роли. Казалось,
время остановилось, рука затекла и стала медленно оседать, из-за ширмы
виднелась только головка ее героини. Товарищи подняли руку актрисы, и
кукла вновь начала весело прыгать среди других персонажей сказки.

Трогательным было выступление режиссера Людвига Устинова. Он говорил о
том, что благодарен Иркутску за то, что здесь ему довелось заниматься
реконструкцией здания стационарного театра. Кстати, рабочие не успевали
выкопать яму для сцены, тогда лопаты в руки взяли актеры, они же на носилках
выносили землю. Устинов в Иркутске поставил свои лучшие спектакли, с
которыми театр ездил на гастроли в Германию, показывал их на фестивалях
кукольников в городах Сибирского региона, в Москве и Санкт-Петербурге. В
Иркутске режиссер получил звание заслуженного деятеля искусств
— самое почетное для человека, который посвятил жизнь «театру вольности и
чистоты». Устинов сожалел о том, что чиновники забыли народные сказки,
если бы они читали их, то знали бы, как обустроить Россию.

Трудно назвать ветераном заслуженного артиста Анатолия Попова, но по сроку
службы в труппе театра он действительно ветеран. Первое, о чем он попросил
гостей, собравшихся на открытии юбилейной выставки в краеведческом музее, — почтить память коллег, ушедших из жизни. Светлую и живую память о них
хранят сердца актеров, давно работающих в театре, и молодых, только что
окончивших театральное училище.

Шесть выпускников отделения театра кукол остались работать в «Аистенке».
Главный режиссер Юрий Уткин поставил с ними премьерный спектакль
«Птица белая, птица черная». Ребята сегодня незаменимы в номерах
концертных программ, которые в предъюбилейные и юбилейные дни театр
проводит часто. В краеведческом музее они исполнили песни военных лет и
гимн своего курса, посвященный актерской профессии.

На экране собравшиеся видели кадры фильма со знакомыми лицами
актеров «Аистенка», которые самозабвенно играли спектакль, посвященный 60-
летнему юбилею. Десять лет минуло с той поры. Работающие сегодня в театре
актеры повзрослели, кто-то стал ветераном. Минет столько же лет, и зрители
другого поколения увидят тоже повзрослевших ребят, которых сегодня
называют молодой сменой. Круги жизни повторяются не только в судьбе
отдельного человека, но и в творческой судьбе целого коллектива, и остановить
это движение невозможно.

Гости юбиляров и актеры «Аистенка» дружной семьей отправились смотреть
спектакль «Не хочу быть собакой» братского театра кукол «Тирлямы». Их
провожали куклы, плакаты спектаклей прежних лет театра, составленные в
экспозицию выставки. История провожала их в настоящую жизнь «Аистенка»,
повзрослевшего в эти дни.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры