издательская группа
Восточно-Сибирская правда

"Прощание славянки"

  • Автор: Виктор Игнатенко

90 лет назад, в жаркое лето 1915 года, произошло
событие, вызвавшее настоящий фурор во всей
Российской империи: киевская фирма грамзаписи
«Экстрафон» выпустила первую пластинку с грамзаписью
ставшего к тому времени удивительно популярным
военного марша «Прощание славянки». Пластинки шли
нарасхват, и их стали печатать не только в Киеве, но
и в Москве, Петрограде и других больших городах
России. Издание пластинки со знаменитым маршем стало
тем редким случаем, когда патриотическая музыка
стала приносить фирмам грамзаписи солидные доходы.
Марш звучал повсюду. В то время в России невозможно
было найти граммофона, на котором не была бы
проиграна заветная пластинка.

Очень быстро мелодия популярного марша стала
всемирно известной: ее стали исполнять военные
оркестры в Болгарии, Норвегии, Румынии, Франции,
Швеции, Югославии и других странах. В России в
начале 20-х годов известный марш попал под запрет и
находился под ним до конца 50-х — начала 60-х годов
прошлого века. И только триумфальное шествие по миру
художественного фильма «Летят журавли», получившего
множество международных призов, сняло этот запрет. В
знаменитом фильме звучала чарующая мелодия
возвращенного публике марша. Музыка вернулась, но ее
создатель долгие годы считался неизвестным. Его имя
до сих пор не упоминается даже в самых солидных и
подробных музыкальных энциклопедиях, изданных в
России в последние годы.

Марш «Прощание славянки» был написан военным
музыкантом Василием Ивановичем Агапкиным под
влиянием войны на Балканах, разразившейся осенью
1912 года. Сербия, Черногория и Болгария объявили
войну Турции, намереваясь освободить свои балканские
земли, находившиеся под османским игом. Так южные
славяне решили восстановить историческую
справедливость. Война на Балканах вызвала в России
большой резонанс сочувствия. Фирмы грамзаписи
немедленно напечатали большие тиражи пластинок с
записями сербского, греческого и болгарского гимнов.
В знак солидарности с южными славянами в каждом
российском доме, в котором имелся модный по тем
временам граммофон, стали проигрывать эти
грампластинки. Василий Агапкин решил внести свою
лепту в патриотическое музицирование и написал
музыкальное произведение на «балканскую тему». Таким
произведением стал марш, названный им «Прощание
славянки» и посвященный славянским женщинам.

За поддержкой своего творческого начинания Агапкин
обратился к известному в то время военному
капельмейстеру Якову Богораду. Маститому и
взыскательному музыканту понравился новый марш, и он
издал его ноты. Обложка нотной тетрадки была
проиллюстрирована картинкой, изображающей на фоне
Балканских гор сцену прощания молодой женщины с
солдатом в гусарском доломане, который вот-вот
побежит догонять удаляющийся отряд воинов. Впервые
этот марш был публично исполнен при построении 7-го Западного кавалерийского полка, в котором служил
Василий Агапкин. С тех пор и начал звучать марш: от
полка к полку, от города к городу. К началу 1914
года он уже звучал по всей стране: его исполняли
военные оркестры всех гарнизонов. Во время первой
мировой войны марш «Прощание славянки» приобрел
международную известность. Широко известным в России
и за ее пределами стало и имя автора марша.

Знаменитый военный композитор Василий Агапкин
родился в Рязанской губернии в 1884 году. Будучи
сиротой, как «сын полка» он попал в военный оркестр
308-го Астраханского батальона и получил там азы
музыкальной грамоты, а также научился играть на
трубе и других духовых инструментах. Повзрослев,
начинающий музыкант стал служить в славном Тверском
драгунском полку, в котором имелся отличный военный
оркестр. По рекомендации командования Василий
Агапкин поступил в Тамбовское военно-музыкальное
училище на медно-духовое отделение. После окончания
училища он служил штаб-трубачом в одном из
кавалерийских полков.

Марш «Прощание славянки» был популярным и после
октябрьской революции 1917 года. Во время
гражданской войны этот марш любили исполнять в
войсках адмирала Колчака. Марш постоянно звучал и в
других белогвардейских военных соединениях. Как
вражеская музыка, он был надолго запрещен
большевиками. Что касалось других популярных в
народе белогвардейских маршей и песен, то их слова
нередко просто переписывались, «воровалась» только
музыка. Так, сегодня мало кто знает, что известный
марш времен гражданской войны «По долинам и по
взгорьям» представляет собой словесную переделку
белогвардейского марша «Шли дроздовцы бодрым шагом».

Сам Василий Агапкин волею судеб оказался в рядах
Красной Армии и стал служить капельмейстером в одном
из военных оркестров. Он стал автором известных
музыкальных произведений «Волшебный сон», «Голубая
ночь», «Любовь музыканта». На знаменитом столичном
параде на Красной площади, который состоялся 7
ноября 1941 года, сводным военным оркестром
дирижировал именно Василий Иванович Агапкин. Но марш
«Прощание славянки» не прозвучал ни разу ни до
войны, ни во время войны, ни в послевоенные годы —
он был под строжайшим запретом. Автор знаменитого
марша дожил до восьмидесяти лет и умер в 1964 году.
К концу жизни он все- таки дождался второго рождения
своего музыкального шедевра.

…Почти сто лет звучит на земле удивительный по
силе военный марш «Прощание славянки». От его
грустной и совсем не бравурной мелодии с
торжественным маршевым ритмом и ладом щемит сердце и
сжимаются губы. Эта музыка несет в себе не только
живительную веру в будущую победу, но и осознание
горечи неминуемых потерь от грядущих сражений. Так
повелось издревле: из века в век войны возлагают на
женщин одно из тяжелейших испытаний, выпавших
на род человеческий, — провожать на войну своих
родных мужчин и верить в их возвращение.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры