издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Честность лишней не бывает

  • Автор: Наталья РАТНИКОВА, Политком.Ру

Страховые компании будут платить штрафы за обман клиентов На рассмотрение Госдумы внесен законопроект, устанавливающий ответственность для страховых компаний и их должностных лиц за нарушения правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО). Депутаты предлагают привлекать страховщиков к административной ответственности за необоснованный отказ в страховых выплатах, нарушение сроков выплат, искусственное занижение размера подлежащего возмещению ущерба.

Законопроект предусматривает штраф для компаний в
размере от 400 до 500 МРОТ, а для их должностных лиц — от 40
до 50 МРОТ. «Сталкиваясь со злоупотреблениями
страховщиков, граждане имеют лишь один реальный способ
защиты — обращение в суд, что обрекает их на достаточно
длительную и хлопотную процедуру с минимальными рисками
для ответчика», — говорится в пояснительной записке,
прилагаемой к законопроекту.

Авторы законопроекта указывают на фактическую
безнаказанность страховых организаций в случае
невыполнения или ненадлежащего выполнения условий
договора ОСАГО. По их словам, автомобилисты повсеместно
сталкиваются со злоупотреблениями страховщиков, однако
действующее законодательство ставит их в неравное
положение со страховыми компаниями. Если владелец
автомобиля не выполняет требований закона об ОСАГО, то он
подлежит административному наказанию в виде штрафа за
отсутствие страховки.

В то же время страховые компании не попали в список
организаций, для которых предусмотрена ответственность за
нарушения прав потребителей. Формально гражданин может
обратиться с жалобой в специализированный
контролирующий орган — Федеральную службу страхового
надзора (ФССН). Однако, по мнению депутатов, никаких
реальных полномочий по влиянию на поведение страховщика
и привлечению его к юридической ответственности у этой
службы нет. Она может поставить вопрос об отзыве лицензии
в строго определенных случаях. В их числе — несоответствие
размера уставного капитала требованиям закона, грубое
нарушение правил страхования и т.д. Но ФССН не обязана
разбираться в каждом отдельном случае, тем более она не
обладает достаточными полномочиями для проведения,
например, экспертизы оценки ущерба и соответствия
выплаченной страховщиками суммы реальным затратам на
ремонт.

Один из экспертов, которых страховые компании
привлекают для «независимой» оценки, на условиях
анонимности рассказал , что ни о какой независимости речь
идти не может: оценщики вынуждены идти на поводу у
страховщиков, так как именно они предоставляют заказы и
зачастую отказываются работать с «излишне честными
экспертами». Среди наиболее распространенных схем
минимизации расходов на покрытие ущерба источник назвал
использование неадаптированных для России программ
расчета стоимости ремонта: они не учитывают стоимость
таможенной очистки запчастей. Из-за этого стоимость ремонта
оказывается на 10-20% ниже реальной.

В другой ситуации, когда, напротив, автомобилист
должен выплатить возмещение страховщику, например, в
рамках регрессного иска, стоимость ремонта иногда
оказывается просто заоблачной: источник рассказал недавний
случай, когда ремонт автомобиля Mazda, в который врезался
незастрахованный автомобиль, обошелся владельцу
последнего дороже, чем рыночная стоимость этой иномарки.
Но доказать что-либо в этой ситуации практически
невозможно: большинство страховщиков пользуется услугами
строго определенных, «фирменных» автосервисов, цены на
работы в которых иногда в разы превышают среднерыночные.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры