издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Уходящий праздник

  • Автор: Юрий БАГАЕВ, "Восточно-Сибирская правда"

В России стало меньше еще одним праздником.
В минувшее воскресенье граждане в последний
раз отметили День Конституции. Впрочем, для
большинства россиян этот день всегда оставался
просто выходным. Прощание с ним не вызвало у граждан
больших сожалений.
Может быть потому, что после реформирования
Государственной Думой праздничного календаря
выходных у народа даже прибавилось, что и предстоит
в полной мере ощутить по пришествии новогодних каникул.

Зато руководители государства ознаменовали канун
Дня Конституции важнейшими политическими шагами,
как раз соответствующими духу уходящего праздника.

Президент страны встретился с членами Конституционного
суда. Он похвалил главных юристов страны за дружную и
слаженную работу по защите неотъемлемых прав граждан и
со своей стороны заявил, что тоже не собирается на
эти права посягать. Это заявление
прозвучало более чем уместно, поскольку накануне глава
государства внес на рассмотрение Государственной Думы
новые законодательные инициативы, способные самым
серьезным образом изменить взаимоотношения власти и
общества. После отмены выборности
российских губернаторов это наиболее решительные
шаги главы государства, направленные на реформирование
политической системы. Они хоть и не задевают
положения Основного закона, но находятся в
непосредственной близости от него.

Вполне реальные черты приобрел облик будущей
Общественной палаты. Президентский законопроект
предусматривает, что она будет состоять из 126 человек.
Право назначить треть из них глава государства
оставил за собой. Он будет выбирать из
числа тех граждан, которые «имеют особые заслуги
перед обществом». Президентские выдвиженцы сами определят
имена еще 42 представителей от общественных объединений,
а потом все вместе они решат, кто будет представлять
в палате межрегиональные общественные организации.
Как видим, процесс формирования
палаты в предложенном варианте в большой степени
подконтролен верховной российской власти, в чем нетрудно
усмотреть стремление создать управляемую вертикаль теперь
уже на общественном уровне.

Депутаты наверняка обратят внимание, что, в отличие от
продекларированных в ходе подготовки законопроекта
принципов независимости Общественной палаты, ее решения
будут носить только рекомендательный
характер, а последнее слово остается за остальными
ветвями власти. Не совсем понятно, как в этом случае
палата будет выполнять возложенные на нее проектом
закона функции. А ведь ей предписано согласовывать
интересы граждан и органов государственной
власти, обеспечивать безопасность личности,
общества и государства, всего конституционного
строя и демократических принципов. Некоторые
наблюдатели задаются вопросом, не станет ли
Общественная палата своеобразной декорацией на политической сцене,
призванной продемонстрировать единение создаваемого
государством гражданского общества и власти.

Что касается другой президентской инициативы,
то она призвана реформировать процесс выборов
депутатов Государственной Думы путем введения
пропорциональной системы, то есть только по партийным
спискам. Дискуссия на эту тему уже закончена.
Ее результаты не оставили надежд тем политикам,
которые отстаивали право избирателей голосовать
за своих политических лидеров напрямую в избирательных
округах. Но для сторонников пропорциональной системы
стали неожиданностью некоторые особенности
внесенного законопроекта.

Ранее в нем указывалось, что в нижней палате
должно присутствовать не менее четырех партий,
набравших вместе не менее 50 процентов голосов
избирателей. Теперь, судя по последней редакции,
количество участников распределения мандатов может быть
как минимум сокращено до двух. Правда, вместе
они должны «собрать урожай» не менее 60 процентов
голосов. Если же одной политической организации
удастся получить более 60 процентов, то в Думу
кроме победителя будет допущена всего лишь одна партия
из числа не преодолевших заградительный барьер.
Он установлен в размере 7 процентов голосов избирателей.

Складывается впечатление, что законопроект вместо
того, чтобы обеспечить в парламенте широту политических
взглядов, ориентирован на двухпартийную систему. При
таком подходе политические силы, которые и без того
слабы в российских регионах, не получат
достаточных стимулов для своего развития.

Так что взамен уходящего в историю праздника Дня Конституции
граждане получили повод для размышлений над новыми
шагами по пути реформы политической системы. Но если
праздника, как мы уже отмечали, россиянам в большинстве своем
не жаль, этого совсем
нельзя сказать о самой Конституции, которую все же надо беречь.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры