издательская группа
Восточно-Сибирская правда

"Капустных" дел мастер

"Капустных"
дел мастер

Светлана
ЖАРТУН, театровед

Лет
пятнадцать назад в Иркутске
проводился театральный фестиваль
"Героическое освоение Сибири и
Дальнего Востока". Несмотря на
явную социальную заданность темы,
театры в нашем городе собрались
замечательные — Омский, во главе с
режиссером Артуром Хайкиным,
Томский — гл. режиссер Феликс
Григорян, Хабаровский,
Красноярский, Читинский и многие
другие. Спектакли и актеры, занятые
в них, блистали темпераментом,
мастерством.

Как всякий
фестиваль, интересен он был своими
спорами об искусстве, театре,
дискуссиями, "посиделками" и,
конечно же, заключительным
капустником. Рождался он
импровизированно, на "домашние
заготовки" не хватало времени.
Основой были блистательные шутки
московского критика Виктора
Калиша, актерские "кульбиты"
замечательного народного артиста
из Омска Ножери Гонишвили.

Запомнился
капустник на долгие годы и
прекрасными каламбурами и шутками
совсем молодого тогда Якова
Воронова. Юный актер уверенно взял
на себя роль лидера, импровизатора,
главного хохмача вечера:

Есть в Иркутске
Борис Райкин,

К нам приехал
Артур Хайкин,

Он хохол и я хохол,

Здесь хохлов нас
полный холл…

Зал закатился
гомерическим хохотом, показывая
друг на друга пальцем, подразумевая
под "хохлом" если уж не себя, то
соседа.

Сегодня Яков
Воронов — ведущий актер областного
театра драмы. Он иркутянин, в 1978
году закончил театральное училище,
поступил в театр, служит ему верой и
правдой вот уже почти 20 лет. Как во
всякой творческой судьбе, у него
есть тоже свои взлеты и падения,
периоды интереснейшие и проходные,
отмеченные обыденностью, заурядной
серостью. Но, как кажется, Воронову
не бывает скучно никогда.
Замечательный импровизатор свою
карьеру на этом поприще, как он
считает, начал с Деда Мороза.

— Думаете, просто
заставить детишек стоять "на
ушах" 3-4 часа кряду? Сбрасываешь
костюм, отклеиваешь бороду, усы,
быстро надеваешь фрак, и ты уже
другой — светский, корректный,
сдержанный, но обязательно
интересный публике.

Быть
актером-импровизатором, который
выходит на площадку только для
того, чтобы рассмешить, придумывает
на ходу, поверьте, совсем не просто.
Не каждый актер способен на такое.
Это особый талант.

Вот, например,
история, которую разыграл Яков в
Петропавловске-Камчатском. Театр
там был на гастролях и, как положено
в голодные времена, мечтал
разжиться продуктами, да не
простыми — деликатесными. Разруха
коснулась тогда и дальневосточного
города, даров моря не было почти
никаких. Где-то к концу гастролей
один наиболее пробивной актер
договорился, что можно будет купить
немного красной икры. Этой
замечательной новостью и
адресочком он поделился с
Вороновым. Приезжают за покупкой,
на банках этикетка "Икра
минтая" и чуть прилепленная
сверху — "красная". Продавщица
уверила, что все в порядке, просто
наклеек не хватило. Купили, открыли
— действительно, красная икра. Но не
пропадать же такой великолепной
шутке! Вечером Яков с женой позвали
в гости одного из самых доверчивых
актеров театра, ненароком обратили
внимание на этикетку и цену этой
икры (минтаевая тогда какие-то
копейки стоила).

— Где купил?

— В магазине
напротив, только ты никому не
говори! На следующее утро у дверей
еще не открывшегося магазина
выстроилась очередь из актеров и
других работников театра. Банки с
этикеткой "Минтаевая икра"
раскупали бойко и помногу (накануне
была зарплата)… К обеду
разочарованиям и обидам не было
конца…

В каждом театре
есть свои чеховские епиходовы. В ту
пору таким нефартовым был Марк
Белкин, который почти всю зарплату
вложил в эту злосчастную икру. Он
решил отплатить Воронову той же
монетой. Вечером натянул на себя
резиновый водолазный костюм,
напялил маску (вид у него был
фантастический и устрашающий),
пошел по коридору гостиницы.
Постучал в дверь… Открывает дама —
хлоп в обморок.

Оказывается, Марк
перепутал двери, и вместо
"убойной" шутки пришлось
вызывать "скорую помощь" для
дамы.

— Вы думаете, я
могу разыгрывать только других?
Нет, один раз я ой как зло пошутил
над собой. Театр был на гастролях в
Новороссийске. Мы с женой к этой
поездке готовились почти год,
копили деньги на поездку в Москву,
Сочи, на счастливое летнее
путешествие.

Гастроли
заканчивались, вещей много. Как
всегда, отправили их домой почтой.
Лариса (жена) все аккуратно
упаковала, посылку оценила в 3
рубля. Когда я пришел в гостиницу,
то обнаружил, что все наши деньги
ушли в Иркутск вместе с карманом
рубашки, где я их так тщательно
прятал. Москва и Сочи "улетели"
в никуда. Мы вернулись домой и с
замиранием сердца стали ждать.
Когда пришла посылка, слава богу,
деньги были на месте. У Якова
Воронова все не как у людей или,
наоборот, как у людей, только очень
азартных, склонных к чрезмерности.
Если болельщик, то яростный — 35 лет
он ходит на стадион, болеет за
хоккей, футбол, легкоатлетический
бег. Практически ему все равно, за
кого или за что болеть, лишь был бы
азарт и возможность общения со
старыми знакомыми, такими же
одержимыми людьми.

Кто они, эти
болельщики? Да все кто угодно — от
хирургов до бизнесменов и бичей.

— Я стал одной из
первых жертв своей игорной страсти,
— сетует Воронов. — Очень хотелось
испытать на себе чувства, которые
пережил в свое время Достоевский в
Монте-Карло. Мы с Федором
Михайловичем оказались в
одинаковом проигрыше… И очень
тяжелом материальном безысходе.

Чрезвычайность
Воронова сказывается во всем: он
филателист с 1969 г., альбомы с
марками занимают половину
квартиры. Он и Змей Горыныч с
20-летним стажем. В спектакле
"Василиса Прекрасная" разные
роли он сыграл 500 раз. Однажды во
время спектакля "Чудесный
клад" П.Г.Маляревского произошел
случай: перерыв между утренниками
был 2 часа. Решили пообедать. По ходу
спектакля Яков и еще один актер
должны выскакивать из сундучка, как
бы раздваиваясь. После "обеда"
стал раздваиваться не Воронов, а
почему-то сундучок. Кое-как он туда
попал, а вот выпрыгнуть никак не
удавалось. Хорошо, товарищи
помогли.

— С той поры ни
перед спектаклем, ни между ними я не
"обедаю".

Игорный азарт, как
и профессию актера, Воронов считает
диагнозом. А как называется азарт
розыгрыша?

Ученик
В.К.Венгера, он вместе со своим
учителем создавал "капустный"
дуэт, который так и назвали
"Виляшка" (Виля, Яшка). Этим
дуэтом кого они только не
поздравляли. "Виляшкины" шутки
на следующий день передавали из уст
в уста, как анекдот, повод
посмеяться не только самому, но и
рассмешить товарища.

И еще один плод
коллективного "капустного"
творчества — "Муздра". Это
В.Венгер, Я. Воронов и остроумные
актеры музыкального театра В.
Яковлев, В. Варлашов и Н. Мальцев.
Объединял их тогда тяготевший к
режиссуре С. Сметанин (сегодня он
учится на режиссерском факультете
С.-Петербургской консерватории).
Парадокс этого содружества
заключался в том, что драматические
актеры пели и исполняли
подтанцовки, музкомедийные же
норовили сыграть драматические
сцены, а вместе это был каскад
шуток, веселья, озорства. К
сожалению, с отъездом С. Сметанина
"Муздра" вновь разделилась по
жанрам: "капустных" дел
мастера снова выступают каждый в
своем жанре.

Когда в 30 с
половинкой лет Воронов стал дедом,
никто не удивился, с ним и не такое
может приключиться. Но вот приказ
по театру удивил: в нем Воронову
присваивалось почетное звание
"заслуженного деда России".
Это Воронов подговорил Игоря
Духовного, который одно время был
директором драмтеатра, чтобы тот
издал приказ в официальной форме, с
положенными подписями и печатью.

Воронов сегодня
участник самых престижных
презентаций и аукционов города.
Приглашая его, организаторы
уверены: скучно не будет. Особенно
он незаменим в аукционах, продает
даже кота в мешке, было бы два
покупателя, а если больше — проблем
вообще никаких.

Радуя и веселя
сограждан и коллег, Воронов с двумя
товарищами "досмеялся" до
всероссийского фестиваля
"Веселая коза", который
проводится ежегодно в Нижнем
Новгороде. Ребята заняли там 2
место. Что делали? Собрали
программу из нескольких номеров, в
которых главным был "Собачий
вой", завыли в разной тональности
популярные песни. "Довылись"
до приглашения осенью принять
участие в открытии сезона
московского Дома актера — честь,
которой удостаиваются немногие.
Природа наделила Воронова особым
чувством юмора, даром увидеть в
обыденном смешное. Он — настоящий
шоумен и "капустных" дел
мастер.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры