издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Директор

  • Автор: Светлана ГРИГОРЬЕВА

Директор

Театр
— явление общественное и публичное,
предмет досужих разговоров и
профессионального анализа. Театр —
это актеры и режиссеры, спектакли и
пьесы, блеск рампы и овации публики.
Зрителю важен театр сам по себе как
зрелище, но, пусть это покажется
спорным, ему, в сущности, все равно,
кто руководит театром. Он ценит…
действо.

В
областном драматическом театре
имени Охлопкова Анатолий Андреевич
Стрельцов — хозяин и не потому, что
ему принадлежит здание, и он, как
антрепренер прошлого века, может
единолично вершить судьбами
многочисленных творческих и не
творческих работников. Стрельцов —
хозяин по сути, по отношению к делу,
верному служению ему.

Посвященным
его деятельность видна сразу:
сегодня ведутся грандиозные работы
по реставрации здания,
построенного еще в XIX веке
архитектором Шретером, делается
современный пристрой и
осуществляется модернизация сцены.
По окончании реконструкции, этот
памятник архитектуры наверняка
станет настоящим пантеоном
искусства. Опустошенное после
переезда и во время долгого
бесхозяйственного стояния
помещение бывшей музкомедии
превратилось в уютный и вполне
обжитой филиал, в котором
зрительные залы не пустуют, на
премьеры трудно достать билет. За
последнее время труппа обновилась
молодыми актерами — выпускниками
театрального училища и худо ли
бедно ли, решены их жилищные
проблемы. На постановки
приглашаются режиссеры и художники
из других городов.
Организовываются грандиозные
праздники, бенефисы, фестивали, на
которые стремится попасть весь
город.

Это внешняя,
зримая сторона его деятельности. Но
есть и другая — те "невидимые
миру слезы", колоссальные усилия,
которые приходится прилагать
директору, чтобы в период обвальных
неплатежей, весь коллектив, как в
старые добрые времена, два раза в
месяц получал заработную плату.
Летом этого года всем театром
поехали на гастроли в Сочи и жили
там в санатории "Актер", в
котором можно было подлечиться,
принять целебные ванны,
укрепляющие нервную систему.
Причем многие взяли с собой детей,
купались в море, фотографируясь под
пальмами.

Как удается
"бюджетнику" Стрельцову
добиваться стабильности во
времена, которые для других
оборачиваются тяжелейшим
экономическим кризисом, — понять
трудно. Нет, он может рассказать,
как ходил туда-то и разговаривал с
тем-то. Но этот рассказ будет
производить впечатление странной
фантазии, похожей на формулы графа
Калиостро. Попробуй повтори
подобное — забуксуешь на первом
вираже. Кажется, он усилий особых не
прилагает, говорит по телефону в
свойственной ему ироничной манере,
потом вскакивает и бежит. Именно
бежит, потому что машину в
очередной раз кому-то одолжил.

Должность
директора, его работа — у всех на
виду. Как в деловом общении с
"внешним миром", так и внутри
коллектива трудно сохранять
спокойствие духа — ссориться
приходится чаще, чем быть любезным,
поощрять и выражать благодарность.
Ярко выраженный фонтанирующий
темперамент Анатолия Андреевича
порой как бы вырывается из-под
контроля над собой. Виноваты в том,
наверное, гены и первая профессия,
от которой он немало почерпнул.

Стрельцов —
донской казак, родом из города
Азова, внешне вполне соответствует
шолоховскому Григорию Мелехову, но
не по характеру. Врожденное чувство
юмора и внутрення подвижность
сделали его легким, постоянно
меняющимся в настроении. Младший,
шестой сын в семье, отличник,
закончивший школу с золотой
медалью, он неожиданно для родных
захотел стать актером. Учиться
поехал в Ростовское театральное
училище, благо, все рядом.

А дальше
театры и роли молодых героев:
Валентин в знаменитой пьесе Рощина
"Валентина и Валентина",
Володя ("Вечно живые") Розова,
спектакли "Муж и жена снимут
комнату", "Самая
счастливая". Одним словом, вся
репертуарная палитра советской
драматургии семидесятых годов.
Артисту Стрельцову не сиделось на
месте. Театры и города замелькали в
его творческой биографии со
скоростью раскрученного глобуса:
Черкесск, Таганрог, Архангельск…
Свою жену, актрису Наталью
Королеву, он встретил в
Новочеркасске, взял за руку и повез
за собой, то на Кавказ, где летом в
горах можно было кататься на лыжах
в одних купальниках, то на север, в
Архангельск — город, в котором
шесть месяцев ночь, остальные —
день.

Счастливым
воспоминанием кажутся сегодня эти
вояжи юности: из Черкесска выехал в
одной рубашке, в Ростове надел
костюм, в Москве — плащ, а когда стал
спускаться по трапу самолета в
Архангельске, снег и ледяной ветер
чуть не сбили с ног. Модные тогда
кремпленовые брюки прилипли к телу
как раскаленное стекло. Устроился,
получил квартиру, вызвал жену и…
разочаровался в своей профессии.
Интересные режиссеры встречались
редко, роли однообразные (а кого
буду играть, когда исполнится
пятьдесят?) Ему предложили стать
заместителем директора и он стал
им. Поступил в Ленинградский
институт театра музыки и
кинематографии (на факультет
экономики и организации
театрального дела!). Причем
педагогам, которых он хорошо знал
по семинарам, проводимым в
Архангельске, пришлось буквально
уговаривать его поступать в
институт и на экзамене по
математике "подтасовывать"
правильный ответ.

А дальше —
приглашение на работу в
Ярославский академический театр
драмы, руководил которым тогда один
из лучших директоров страны
Геннадий Михайлович Юшков. Он
по-отечески принял молодого
заместителя, опыт работы которого
был невелик, но интуиция и хватка
профессиональные. Блистательная
организация гастролей театра в
Риге и… ссора двух одинаковых по
темпераменту людей. Повод был
незначительный (Стрельцов его с
трудом вспоминает), но гордость
задета основательно. Так
максимализм молодости приземлил в
1981 году Стрельцова в Иркутске.

Почему
"приземлился" окончательно?
Сегодня Анатолий Андреевич не
может точно сформулировать ответ:
здание театра понравилось, но
труппа не походила на те, в которых
работал ранее. Да, надо было
закончить институт!.. Но, с другой
стороны, звали все время назад, там
и на сессии было ближе ездить… Так
бы и размышлял он: оставаться,
уезжать или переходить работать
директором музкомедии. Но
случилось событие, которое
перевернуло судьбы многих: за одну
неделю были сняты с работы директор
и главный режиссер театра драмы,
переизбраны председатель местного
комитета и секретарь партийной
организации.

Как ни
оценивай события прошлых лет,
результатом их стало назначение
тридцатипятилетнего Анатолия
Стрельцова на должность директора.
Вспоминаются первые гастроли
театра под его руководством в
городах Южно-Сахалинске и
Петропавловске-Камчатском. Он
бегал по лестницам, перескакивая
несколько ступенек, в какой-то
легкомысленной ветровке, отдавая
распоряжения на ходу. За ним следом
степенно шел его заместитель — в
костюме и обязательно в галстуке.
Бабушки — вахтеры и билетеры тех
театров просто терялись, они никак
не могли понять: директор-то кто?

Да, внешне
Стрельцов никак не походил на
руководителя, но по сути, кажется,
был им всегда. Лидера первой
признала в нем театральная собака —
уличная, она приблудилась, была
накормлена и согрета. Прижилась,
оставаясь ничьей — свободной и
независимой. Но, когда Стрельцов
стал директором, каким-то
внутренним чутьем поняла — это
хозяин и стала бегать за ним по
пятам, провожая то в Дом актера, то в
обком партии.

В прежние
времена, когда театр выезжал на
гастроли, Стрельцову удавалось
договариваться с городами, которые
могли принести не только
экономическую выгоду, но были
интересны и познавательны. Актеры
из Иркутска не только "себя
показали", но посмотрели Москву,
Ленинград, Баку, Фрунзе, Душанбе,
любимый Стрельцовым Ростов. Смогли
побывать в Польше, в последнее
время — дважды в Америке.

Шли годы, а
директор почти не менялся: везде
сам, с бешеным напором и одержимой
верой в то, что театр — главное
учреждение города и требует к себе
особого отношения. Странно видеть,
что у этого, никак не желающего
взрослеть директора, поседели
виски и сердце давно хандрит. Он
по-прежнему психологически
находится в позе отбивающего атаки
или похожей на изображение
"Стрельца", символизирующего
зодиакальное созвездие. А дальше
качества, точно соответствующие
"Скорпиону" — знаку, под
которым он родился: авторитетов для
него не существует, и он может
вступить в конфликт на любом
уровне. В проявлении чувств
предельно конкретен — любить или не
любить. Стрельцов не дипломат, но
странно, эта
"недипломатичность" всегда
оборачивается пользой для
коллектива: ему лучше уступить, все
равно добьется своего. И, упаси Боже
кому-нибудь со стороны сказать хоть
единое худое слово о театре!

Не случайно
артисты называют его "усатый
нянь", по серьезным проблемам и
пустячным просьбам идут только к
нему. Решения принимает
стремительно и выполняет их с
неукоснительной обязательностью.

Сегодня
стало распространенным мнение, что
человек добросовестно может
работать только на себя. Стрельцов
опровергает это. Он хорошо знает,
что театр выкупить нельзя — он
достояние всего народа и директор —
это служащий, которого наняли на
работу. В свою очередь, он нанял на
работу двести человек, за которых
несет полную ответственность.
Когда его настоятельно приглашали
стать председателем комитета по
культуре администрации области, он
и минуты не думал: все работники
театра — это его семья, которую он
не предаст. Впрочем, он поступил
так, как и положено главе
настоящего большого семейства…

P.S. Сегодня
у него день рождения. Мы
поздравляем Анатолия Андреевича и
желаем ему и впредь быть
директором. Таким, какой он есть.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры