издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Государственная собственность -- политика управления

  • Автор: Сергей ПРЕДЕИН, "Восточно-Сибирская правда"

Государственная
собственность — политика
управления

После завершения
приватизации государство владеет
акциями в 3896 хозяйственных
обществах и товариществах. В 2500 из
них доля государства превышает 25 %
уставного капитала. Кроме того, в
отношении 580 акционерных обществ
используется специальное право
"Золотая акция". В федеральную
собственность закреплены и пакеты
акций 697 обществ, продукция которых
имеет стратегическое значение для
национальной безопасности страны.

Большинство
градообразующих предприятий
Иркутской области на момент
приватизации относились к
федеральной собственности, и
госпакеты акций также остались в
федеральной собственности. Планы
приватизации рассматривались
комиссиями, в которые входили
представители местных
администраций, трудовых
коллективов и местных Советов
народных депутатов, и подлежали
обязательному согласованию с
местными Советами народных
депутатов и трудовыми коллективами
предприятий, которые имели право
отклонить не устраивающий их план.

Увы, сейчас
приходится констатировать, что
стабильностью работы эти
предприятия похвастать не могут.
Многие являются хроническими
должниками в бюджеты различных
уровней или вообще стоят на грани
банкротства. Такое положение дел не
устраивает администрацию
Иркутской области и депутатов
Законодательного собрания, потому
что от деятельности этих
предприятий напрямую зависит
судьба жителей региона. Читатели
нашей газеты знают, что за
последние годы неоднократно
требовалось личное вмешательство
губернатора Бориса Говорина для
разрешения конфликтных ситуаций на
Усть-Илимском ЛПК, Усольхимпроме,
Востсибугле и других
градообразующих предприятиях
области, когда их собственники не
могли (или не хотели) решить
социальные проблемы работающих на
них людей и территорий, на которых
предприятия расположены. Назрела
крайняя необходимость пересмотра
принципов и приоритетов управления
предприятиями, имеющими
государственную долю
собственности.

При нынешней
системе управления акционерными
обществами юридические
возможности государства, как
собственника, крайне ограничены.
Руководители предприятий
управляют финансовыми потоками,
самостоятельно принимают решения
об использовании прибыли.
Государственный пакет акций в
лучшем случае позволяет
блокировать те или иные решения на
совете директоров, собрании
акционеров, но не всегда может
существенно повлиять на принятие
текущих решений, от которых в
основном зависит деятельность
предприятия.

Кроме того,
государственный пакет, как правило,
находится в федеральной
собственности, и областная власть
не имеет рычагов воздействия на эти
предприятия. Но надежды на
федеральный центр, с его
правительственной чехардой, мало.
и, согласитесь, ситуация
вырисовывается абсурдная:
администрации Иркутской области
приходится нести ответственность
перед жителями за деятельность
предприятий, собственности которых
в ее распоряжении нет и которые
приватизировали без учета
интересов региона.

В последней
концепции управления
государственным имуществом,
разработанной нынешним
правительством РФ, предусмотрена
передача акций субъектам
Российской Федерации, на
территории которых осуществляют
свою деятельность акционерные
общества, в зачет финансовых
обязательств РФ перед субъектом,
либо передача пакетов акций
субъектам Федерации в управление
под предоставленную ими программу
и гарантии вывода предприятия из
кризиса. То есть субъекту Федерации
предлагается отказаться от
реальных денег из федерального
бюджета в обмен на пакет акций
(далеко не контрольный)
предприятий. Правда, в концепции
имеется в виду, что это предприятия
высокодоходных отраслей, имеющие
стабильное финансовое положение,
производящие ликвидную продукцию,
не требующие значительных
инвестиционных вложений. В
реальной жизни, скорее всего,
предложат акции предприятий,
имеющих долги по зарплате, налогам,
запутанные отношения с партнерами,
акции, которые невозможно продать
на коммерческих конкурсах. Но даже
в таких "глухих" случаях
предпочтительным вариантом
рассматривается банкротство,
поскольку это дает возможность
выжать последнии капли "живых
денег" через продажу ликвидных
составляющих предприятия.

Опыт работы
по разграничению собственности на
пакет акций Иркутскэнерго показал,
что ставить вопрос о безвозмездной
передаче субъекту РФ пакетов акций
приватизированных предприятий
достаточно проблематично. Несмотря
на решение Конституционного суда,
подписание Договора о
разграничении предметов ведения и
полномочий между органами
государственной власти Российской
Федерации и Иркутской области,
постоянную работу администрации
области и депутатов ЗС в этом
направлении, федеральные структуры
не торопятся принимать
окончательное решение о
разграничении пакета акций
Иркутскэнерго.

Накануне
выборов контроль за управлением
градообразующих предприятий, в
которых имеются государственные
пакеты акций, из сложнейшего
экономического вопроса
превращается в политический. По
опыту прошлых выборов не трудно
предположить, что найдется немало
критиков приватизации, стремящихся
таким образом привлечь симпатии
избирателей. Но важнее сегодня не
поиск виновных, а выработка
совместных решений исполнительной
и законодательной власти по
устранению юридических
противоречий, принятию необходимых
законов, которые позволят
предприятиям эффективнее работать
в интересах Иркутской области. У
депутатов Законодательного
собрания есть возможности
выступить с инициативами, которые
поддержат усилия администрации
области в работе с
градообразующими предприятиями.
Это особенно важно сейчас, когда
федеральная власть занята борьбой
с чеченскими террористами и
подготовкой к выборам. Понятно, что
в таких условиях правительство,
Госдума, министерства не пойдут на
какие-то кардинальные изменения в
перераспределении рычагов
управления в пользу субъектов
Федерации, и задача региональной
власти, депутатов ЗС — сделать так,
чтобы предприятия работали
стабильно, вне зависимости от того,
в чьей собственности они находятся.
А задача для нас, жителей Иркутской
области, выбрать в новый состав
Госдумы депутатов, которые
совместно с администрацией
Иркутской области смогут сделать
так, чтобы наша экономика работала
на нас.

Читайте также
Свежий номер
Мнение
Пресс-релизы
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер
Adblock
detector