издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Школе -- не что остается, а что нужно

ГРИГОРИЙ
ЯВЛИНСКИЙ:

Школе —
не что остается, а что нужно

Уважаемый Григорий
Алексеевич! Я работаю учителем. От
постоянного безденежья просто
опускаются руки. Слышала, что ваша
фракция сейчас разрабатывает
программу по образованию и закон,
что вы думаете о новой схеме
финансирования школ, об улучшении
материального положения педагогов.
Очень хотелось бы узнать об этом
подробнее".

Елена
Матвеева, г. Волгоград.

По мнению
Григория Явлинского, основная
причина критического состояния
школьного образования кроется не
столько в тяжелом экономическом
положении страны, сколько в
отсутствии продуманной
государственной политики в области
просвещения. Какая зарплата должна
быть у учителя, сколько денег
следует выделить на содержание
муниципальной школы (а в России
подавляющее большинство школ –
муниципальные) — это решают мэры и
губернаторы. Решают, исходя из
своих собственных представлений и
возможностей. При этом, поскольку
никакой нормативной базы нет,
финансовые механизмы не
разработаны, то и спросить за
невыплаты зарплат, обветшавшие
здания, собственно говоря, не с
кого.

Как
покончить с этим? Выходы предлагают
члены специальной комиссии по
образованию объединения
"Яблоко". Накануне нового
учебного года они представили для
обсуждения педагогической
общественности проект программы.
Значительное место в ней уделяется
как раз вопросам финансирования
школьного дела. Пока работа над
программой продолжается, но общие
подходы к решению проблемы уже
очертились.

Как считают
"яблочники", первое, что нужно
сделать, — принять на
законодательном уровне так
называемые рамочные
образовательные стандарты.
Специалисты объясняют, что стоит за
этим термином: базовое содержание
образования, нормативы учебного
времени, требования к уровню
подготовки выпускников и т.д..

Следующий
шаг — установить нормы, исходя из
которых должны финансироваться
учебные заведения. При этом
потребуется учесть буквально все:
укомплектованность классов
учениками и зарплата учителей (она,
кстати, должна быть не ниже уровня
средней по промышленности), расходы
на содержание, ремонт школ и на
приобретение необходимого
оборудования, учитывать надо,
оказывается, даже архитектурные
особенности зданий.

Только такой
подход, убежден Григорий Явлинский,
даст возможность перейти от
совершенно губительного
"остаточного" принципа
финансирования учебных заведений к
нормативному, основанному на
реальных потребностях. По
предварительным подсчетам, однако,
переход на нормативный метод
финансирования приведет к росту
расходов на одного ученика в 1,5-2
раза и примерно такому же
увеличению зарплаты учителей. Это,
признают в "Яблоке", вовсе не
простой вопрос — где взять деньги
на введение новшеств? С радостью
передав школы муниципалитетам,
государственные чиновники
"забыли" определить источники
средств на их содержание.
"Яблоко" предлагает в местных
бюджетах четко выделить статьи на
нужды учебных заведений. Но ведь
сегодня у многих мэров казна пуста.
Значит, нужно увеличить доходы
местных бюджетов, оставляя в них
значительно больше из собираемых
налогов. А тем районам, чьи доходы
все равно не позволяют содержать
школы, необходимо выделять
субвенции из федерального и
регионального бюджетов. Причем
деньги на образование из бюджетов
всех уровней, по мнению
"яблочников", следует
направлять строго целевым образом.
Больше того, каждой школе
необходимо открыть банковский
счет, на который и будут
перечисляться деньги, — лишь так
удастся защитить их от
использования не по назначению. Ну,
а обязанность следить за
поступлениями и расходами могут
взять на себя школьные
попечительские советы.

Добавим в
заключение, что "яблочники" не
просто изобретают новые схемы
движения средств. В разработанном
ими альтернативном проекте бюджета
предусматриваются и сами средства.
Причем со значительным
увеличением: образование
рассматривается как один из
главнейших приоритетов.

Ольга Александрова

Читайте также
Свежий номер
Мнение
Пресс-релизы
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер
Adblock
detector