издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Черемховцам явился "Зверь"

Спектакль Черемховского театра драмы по пьесе М. Гиндина и В. Синакевича "Зверь" явился майской премьерой и нашел теплый прием зрителя. Сюжет был заявлен на афише: "Земля после катастрофы. Фантазия в духе апокалипсиса".

Поскольку это последняя премьера нынешнего сезона,
уместно будет обобщить, подвести некоторые итоги работы
коллектива театра. Нетрудно заметить, что в сезоне 2003-2004
года проявилась тенденция, которую мне хочется назвать
библейско-романтической. По замыслу директора и художественного
руководителя Надежды Скоморовской, выстроен многозначительный
тематический ряд спектаклей: «Плач в пригоршню» (роман-притча
В. Гуркина в авторской постановке о трагедии родного
города, а по большому счету — о трагедии России); «Простая
история» — светлая сказка с ангелами, жертвенностью
героев и счастливым человеческим концом; и под занавес
сезона — «Зверь», ироническое пророчество начала после
конца.

Высокая духовность и приземленность сталкиваются на
сцене в каждом спектакле по-своему, и если в первых
финал возвышает и очищает героев, то в последнем победа
за низменным, и зритель уносит в душе протест, сомнение,
взгляд на себя и окружающих со стороны, с позиции «после
катастрофы».

Если брать в расчет спектакли для детей (а это были
очень неплохие, оригинальные и занимательные постановки,
один «Кот в сапогах» Сапгира чего стоит!), то и повторные
спектакли «Эти свободные бабочки», «Мой бедный Марат»
вписываются в тот же плановый ряд романтики и духовности.
Любители и знатоки театра могут возразить, и не без
основания, что в каждой серьезной пьесе скрыта одна
из библейских заповедей. Но, вспоминая прошлые черемховские
сезоны и репертуар водевилей или классики, пестрый и
не всегда последовательный, считаю вполне справедливым
отметить удачный выбор пьес. Три «кита», три премьерных
спектакля сезона впитали и выплеснули на черемховского
зрителя музыку времени, художественное отражение современной
жизни общества.

Хочется сказать добрые слова директору
театра Надежде Скоморовской и приветствовать хорошую,
на высоком уровне работу всего коллектива, всех цехов
и труппы актеров. Нынешний предъюбилейный сезон (осенью
Черемховский театр отмечает 65 лет) оказался на редкость
успешным, несмотря на «неродную» сцену и зал Дворца
культуры «Горняк» (а может быть, благодаря этому обстоятельству).
Намного больше людей смогли побывать на спектаклях,
плодотворной оказалась работа приезжих режиссеров (В.
Гуркин, А. Штайнер, А. Луканин). Каждый новый спектакль
превращался в общегородской праздник высокого искусства.

На последней премьере спектакля «Зверь», поставленного
режиссером из Канска Андреем Луканиным, мне, как и многим
другим зрителям, пришлось «напрягать извилины», чтобы
проникнуться атмосферой пьесы в интерпретации постановщика.
Известные по прежним ролям артисты тоже играли напряженно
— мрак, пепел, осколки и обломки былой цивилизации
не вызывали радости ни у героев, ни у зрителей. Впрочем,
каждый исполнитель в точности отработал заданный режиссером
характер своего героя: Константин Соковец был мужественным
и прагматичным Отцом, Галина Рубцова хорошо играла любящую
и покорную Мать, Юлия Ленская и Олеся Гаврилова,
каждая по-своему, вложили нежность и ожидание любви
и счастья в роль Дочери. Как всегда эксцентрично и на
грани клоунады исполнил роль Друга Владимир Ведерников.
И только Зверь остался не раскрытым в переплетениях
интриги. Артист Вячеслав Железняков очень старался,
но, видимо, сам до конца не проникся идеей драматурга
и замыслом режиссера, и потому зрители остались в недоумении:
кто же это — человек или ему подобный мутант? А может
быть, это не понятый примитивным окружением первобытный
пророк, мессия?

Без преувеличения, одним из ведущих действующих лиц
явилась великолепно подобранная режиссером и его музыкальными
оформителями музыка французского композитора Жана Мишель
Жара. И также органично создавала ауру «конца света»
декорация, созданная художником из Красноярска Еленой
Турчаниновой. В целом эта не простая для постановки пьеса
произвела сильное впечатление на зрителя, особенно на
молодых людей. Какое страшное пророчество — забвение нравственных
начал и духовности, возвращение к элементарной первобытной
дремучести…

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры