издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Второе рождение классики

Исполнилось 100 лет со дня рождения выдающегося кинорежиссёра Иосифа Хейфица. Союз кинематографистов Санкт-Петербурга и Дом кино устроили вечер, посвящённый лауреату Государственных премий СССР, народному артисту СССР, человеку-легенде, стоявшему у истоков петербургского кинематографа. Интересно, что классиком он стал при жизни, в 30 лет.

Дмитрий Светозаров, младший сын Хейфица, режиссёр («Скорость», «Псы», «По имени Барон», «Танцор», «Три цвета любви»), вспоминал, как однажды Владимир Высоцкий опустился на колено перед его отцом прямо в грязную снежную жижу.

— Отец предложил ему тогда роль Бени Крика по Бабелю. Но фильм запретили, а Высоцкий умер примерно через полтора года…

Режиссёр Евгений Татарский поведал, как Высоцкий когда-то признался ему: «У Хейфица я готов сниматься в любом эпизоде!».

Многие режиссёры справедливо считают себя учениками Хейфица. А в неизвестных актёрах он умел разглядеть «драгоценные зерна» (так, кстати, назывался один из его фильмов), будущих звёзд.

Общеизвестно, что мэтр кино родился в Белоруссии, жил на Украине, молодым человеком приехал к дяде в Ленинград, поступил в техникум экранного искусства, и вся его жизнь отныне была связана с этим великим городом. В 1928 году Иосиф Хейфиц пришёл на кинофабрику «Совкино» (ныне — киностудия «Ленфильм»). Сначала работал с Александром Зархи. Вместе они выпустили «Ветер в лицо», «Полдень», создали лирическую комедию «Горячие денёчки», были режиссёрами фильмов «Депутат Балтики» (в 1937 году получил Гран-при Международной выставки в Париже) и «Член правительства». В годы Великой Отечественной войны поставили картины «Его зовут Сухэ-Батор», «Малахов курган».

Режиссёр Алексей Герман назвал своё выступление «запоздалым объяснением в любви» к Иосифу Ефимовичу. Отец Алексея Германа, известный писатель Юрий Герман, восхищался Хейфицем и хотел, чтобы сын учился у него.

— Иосиф Ефимович появился в нашей жизни в Комарово. Это была почти одна семья. Володю я таскал на закорках, не предполагая, каким крупным художником он станет!

(Старший сын Хейфица Владимир Светозаров, присутствовавший на юбилейном вечере, работал на картинах с отцом, с Д. Асановой, И. Авербахом, А.Рогожкиным; из последних его работ можно назвать «Турецкий гамбит» Д. Файзиева, «Итальянец» А. Кравчука, «Мастер и Маргарита» В. Бортко).

Председатель Санкт-Петербургского Союза кинематографистов Евгений Татарский зачитал на вечере телеграммы от известных артистов, снимавшихся когда-то у великого режиссёра. Алексей Баталов, о котором говорят, что «сделал» его именно Хейфиц, назвал Иосифа Ефимовича «своим кинематографическим папой Карло». То же самое может сказать о себе Ия Саввина, главная героиня «Дамы с собачкой» (приз Международного кинофестиваля в Каннах в 1960 году), «никогда не забывающая и любящая» мастера, Елена Проклова — «в моей личной и актёрской судьбе так много сделал он», Елена Коренева… Своим «первым киноучителем» считает Хейфица петербургский актёр Владимир Татосов, озвучивший у него Сталина в «Огнях Баку», а позже сыгравший в «Большой семье» и в «Салют, Мария!». Очевидцы вспоминали, как снимались блистательные картины «Дело Румянцева», «Дорогой мой человек», «В городе С.», какими интересными были экспедиции и замечательными «посиделки»…

Был показан документальный фильм Дмитрия Светозарова «Неизвестный Хейфиц, или Герой не нашего времени». А затем смотрели историческую ленту И. Хейфица и А. Зархи «Моя Родина», последний показ которой состоялся в Ленинграде в 1933 году.

— Этот фильм сейчас переживает второе рождение, — считает Дмитрий Светозаров. — Нам домой звонят киноведы, которые отцу по возрасту годятся в правнуки, интересуются подробностями создания картины…

Читайте также
Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер
Adblock
detector