издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Свет его рампы

Директор музыкального театра имени Загурского Владимир Шагин умеет рассмешить без улыбки на лице. Рассказывает истории из своей далёкой юности так, будто случились они недавно. Будто не прожиты годы, и не было много работы и усилий, чтобы сделать благополучной не только свою жизнь, но и жизнь коллектива, которым он руководит.

Пятнадцать лет прошло с той поры, когда Владимир Шагин стал заместителем директора музыкального театра, и девять, как руководит им. В этом коллективе поставлены яркие спектакли, привлекающие внимание зрителей всех поколений. Молодёжь смотрит в основном мюзиклы, люди старшего поколения — комические оперы и оперетты. Может показаться, что директор к творческим вопросам не имеет никакого отношения, он хозяйственник и обязан заниматься общими организационными вопросами.

Но, кроме должности директора, Владимир Константинович выполняет ещё и обязанности художественного руководителя, человека, от профессионализма которого зависит направление творческой жизни коллектива в целом. «В работу режиссёров я не вмешиваюсь, — говорит он. — Смотрю спектакли как рядовой зритель».

Правда, рядовым зрителем он быть не может. В театре, по сути, четыре труппы — солисты, хор, балет, оркестр, а ещё технические цеха, инженерные службы, руководство которыми сформировало художественное воззрение, умение точно определять, какой спектакль будет пользоваться зрительским успехом. Театр не вправе рисковать, ставить спектакли ради эксперимента. Настали другие времена, и другие заботы у директора: чтобы материально обеспечить коллектив, надо зарабатывать деньги. Так живёт и работает он сегодня. А что было раньше?

Шагин считает себя коренным иркутянином, хотя родился в белорусском Гродно. Папа был военным, успел перевезти сынишку ещё и в город Чусовой Пермской области, только в Иркутске семья осела основательно. Здесь Владимир вырос, окончил индустриальный техникум, получил распределение на Дальний Восток. Вскоре и призыв в армию подоспел.

Служить начал в посёлке Серышево, что неподалёку от города Белогорска, знаменитого своим военным аэродромом.

Со студенческой скамьи и в армии главным его увлечением была художественная самодеятельность. Он пел, читал стихи, вёл программы, даже по Благовещенскому телевидению как-то пришлось выступать. Однажды их пригласили с концертом в подшефный колхоз, по его окончании, как и положено, начались танцы, игры, организовывать которые Шагин был мастак. Не успел вернуться в часть, директор школы этого посёлка попросила направить солдата к ребятишкам — помочь подготовиться к смотру художественной самодеятельности, а председатель колхоза попросил заодно и новогодние ёлки провести. В качестве Деда Мороза поздравлял он тогда с Новым годом ребят детского садика, доярок на ферме, служащих конторы, механизаторов. Всё село с мешком подарков обошёл.

Не успела закончиться зима, наступило лето, и опять просьба — направить Шагина старшим вожатым в пионерский лагерь. Командир дал согласие. Поехал Шагин туда пораньше, чтобы подготовить помещения и территорию к приёму детей. Весёлым и радостным было это лето службы. С детьми он быстро нашёл контакт, проблем с проведением утренних линеек, вечерних танцев и костров почти не было.

Затем Шагин стал инструктором по политработе, а вскоре был переведён на службу в Благовещенск. Здесь начальник стал ему советовать поступать в военное училище. Такой оборот событий Шагина никак не устраивал, о военной карьере он не мечтал, поэтому согласился на сверхурочную службу, благо корпус к тому времени переводили в Иркутск.

В родном городе Владимир Константинович начал активно сотрудничать с отделом массовых мероприятий обкома комсомола, после демобилизации стал его инструктором. Работал с творческими союзами и театрами. В то время как раз организовывалась конференция «Молодость. Творчество. Современность», в которой одним из первых лауреатов был драматург Александр Вампилов. Постоянные встречи, конференции, семинары, фестивали, командировки.

Возглавить работу по концертной деятельности филармонии Шагину предложил начальник управления культуры Александр Козлов. В начале 70-х годов это был мощный коллектив, который в год давал около шести тысяч концертов, не было уголка, где не выступали бы филармонические артисты. Шагин сумел организовать и гастрольную деятельность известных артистов в нашу область. Тогда приглашать звёзд было сложнее, чем сегодня. Артисты-кумиры соглашались приехать только за достойный гонорар. В советское время одно выступление молодого исполнителя оценивалось в 9 рублей, «народные» и «лауреаты» получали по 47. Приходилось ежедневно по пять концертов организовывать. Правда, почти никто, за исключением Иосифа Кобзона, такого темпа не выдерживал. На Тихом океане он как начинал петь с утра на одном из кораблей, так поздним вечером и заканчивал на пятом по счёту.

Актёры, безусловно, уставали от такого «чёса», при случае жаловались местному начальству, что не берегут их филармонические работники, загоняют работой. «Пожаловались, — говорил им Шагин, — вот и получайте результат, будете петь не более трёх концертов в день». Странное было время, унижающее достоинство и исполнителей, и администраторов.

Шагину казалось, что, в отличие от филармонии, работа в театре музыкальной комедии менее интересна и значима в масштабах развития музыкальной жизни Приангарья. Когда приглашал Николай Загурский, он ещё раздумывал, а вот предложение директора музыкального театра Дмитрия Скоробегова пойти к нему в заместители принял. Шагин и сегодня считает, что многим ему обязан. Став директором, своим заместителем он назначил сына — Андрея Владимировича.

— Впрочем, это не совсем так, — говорит старший Шагин. — На работу его брал Скоробегов. Театр собирался на гастроли в Москву, всю организационную работу должен был делать я. «Может быть, сына возьму?» — спросил я у Скоробегова. «Что ты, мы и артистов не всех берём», — возразил он.

Старший Шагин повёз младшего за свой счёт, но заставил работать так, как другой и за зарплату не захочет. Это старание было замечено и одобрено, Андрей был взят на работу.

Традиционными в последние годы стали и гастроли театра. «Это очень важно, — говорит Владимир Константинович, — поездки пополняют коллектив запасами творческой энергии, новыми впечатлениями. Гастролируем в городах, где театр был раньше. Например, в Астрахань вернулись спустя 34 года. Первыми у кассы билеты покупали люди, которые в ту далёкую пору смотрели наши спектакли. Спрашивали про актёров, о тех, кто давно покинул земной путь. Если они остаются живыми в памяти зрителей, значит, театр тоже жив. Доброжелательно принимали нас в Ярославле, Владивостоке, Киеве».

Кроме хлопотной работы директора, у Шагина много других обязанностей. Сегодня он председатель Иркутской региональной организации Союза театральных деятелей. В этой должности привёл в порядок Дом актёра. Ремонт памятника архитектуры ХIХ века, который стоял полуразрушенным несколько лет, был проведён быстро. По сути, Владимир Константинович восстановил дело не одного поколения актёров, объединив организации СТД и Дом актёра в одно целое.

Другая его обязанность — директор фестиваля «Звёзды на Байкале», художественное руководство которым осуществляет Денис Мацуев. Все мы помним блистательные концерты первого фестиваля, прошедшего два года назад. В сентябре этого года состоится второй, по составу исполнителей он обещает быть интересным. Принимать звёзд мирового уровня — ответственность огромная. Директор фестиваля будет представлять не только залы, в которых пройдут концерты, но и слушателей, культурную жизнь города в целом.

Не одно десятилетие связывает Владимира Шагина с музыкальным Иркутском. Чтобы обеспечить качество, уровень звучания спектаклей, отдельных концертов, он ни перед чем не останавливается. Для исполнения оперы «Севильский цирюльник» Россини были приглашены исполнители из Бурятского академического театра оперы и балета, Иркутской филармонии. «Если найдём лирического тенора, голоса которого в театре не хватает, — говорит Шагин, — обязательно пригласим и его. Коллективу очень важно работать с разными и интересными режиссёрами. Наверное, зрители обратили внимание на то, что в последнее время спектакли у нас ставят постановщики из крупнейших театров России. Я считаю, что в музыкальном театре должны быть представлены спектакли не только разных жанров, но и разных художественных направлений».

Отдавая энергию, чем-то надо и восполнять её. Источником радости и отдохновением души стал для Владимира Константиновича сын Тимофей, которому в январе исполнилось два года и пять месяцев. Рассказывает о нём с воодушевлением: «Тимоша родился весом почти пять килограммов и пятидесяти семи сантиметров росту. Даже подумал в роддоме: чужого дают. Он был много больше других ребятишек».

Когда сын немного подрос, папа купил ему игрушечные столярные инструменты. Тимофей повертел игрушечный молоток в руках да и сгрыз его, понял, что никакого гвоздя им не забьёшь. У него любимое занятие — гвозди колотить, пришлось покупать хоть и маленький, но настоящий молоток.

А ещё он любит с папой на работу ходить. В новогодние каникулы Владимир Константинович почти каждый день брал его с собой. Ради работы сынишка и умывался, и одевался сам, всю утреннюю кашу съедал. Важно ходил по театру, «проверял», всё ли ладно в работе технических и актёрских цехов. В кабинете директора обязательно кормил рыбок в аквариуме. Одним словом, «службу» выполнял с деловой серьёзностью, которой отличается отец.

Возраст, в который вступает Владимир Константинович Шагин, у мужчины считается мудрым. Исполняется ему 60 лет. Он знает, что работать ему ещё и работать. У него маленький сын растёт. У него огромный штат актёров, которых он тоже считает своими детьми. Им забота и внимание нужны, а иногда строгое отцовское назидание. Гореть вашей звезде, Владимир Константинович, ясно!

НА СНИМКЕ: В.К. Шагин.

Фото Игоря СИРОХИНА

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры