издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Ах, водевиль, водевиль...

  • Автор: Арнольд БЕРКОВИЧ

Да простит мне уважаемый читатель проявляемую смелость и нестандартное начало обсуждения новой премьеры Иркутского театра юного зрителя им. А. Вампилова, ибо прежде хочу я пригласить этого читателя в замечательно отреставрированные фойе театра. Они сегодня потрясают зрителей своей белизной и, сохраняя лепнину, как будто увеличились в размерах и обрели воистину достоинства «храма ис- кусств». Входя в нынешние фойе театра, словно обретаешь дополнительное дыхание, ощущение полётности, какой-то поэтический волнующий трепет от будущего постижения искусства. И, я думаю, безмерна благодарность тем людям, которые нашли столь яркое, многозвучное и театральное воплощение этой реставрации (не могу здесь употребить банальное слово «ремонт»).

И вот из этой удивительной атмосферы мы переходим в зрительный зал, где сценография нового премьерного спектакля – водевиля В. Соллогуба «Беда от нежного сердца» – словно продолжает праздничное состояние от только что воспринятого фойе. На сцене тот же белый цвет, лёгкие изящные детали стен и дверей, свободно перемещающаяся мебель, и это сразу вовлекает зрителя в атмосферу весёлости, азарта, возможных розыгрышей, лежащих, что называется, на поверхности интриг пьесы, безутешных слёз и благополучного финала. Так распорядилась художник-постановщик Н. Лобыгина, и это естественно, ведь на сцене – водевиль, а это особый жанр. Большой Энциклопедический Словарь даёт водевилю такую формулировку: «Это вид лёгкой комедии с пением куплетов и танцами», а значит, актёрам просто необходимо было создать на сцене такой простор для творчества.

Водевиль родом из Франции, но он быстро и давно прижился на подмостках и советских, и теперь российских театров и, имея богатую историю, обрёл замечательную плеяду русских водевилистов, среди которых известный граф, русский писатель, автор многочисленных повестей из жизни светского общества и, что для нас особенно мило, комедий и водевилей Владимир Александрович Соллогуб. Далеко не всё из сотворённого Соллогубом сохранила история, но вот водевиль «Беда от нежного сердца» с завидным постоянством идёт на российской сцене.

Режиссёр-постановщик водевиля заслуженный работник культуры РФ В. Токарев, идя от логики жанра, создал на сцене органичный ансамбль актёров-единомышленников, которые столь же изящно, без излишнего педалирования, небольшими и выразительными движениями, голосовыми модуляциями и, может быть, еле ощутимым шаржированием создают великолепные характеры-типажи. Их нельзя разъять, потому что режиссёр так остроумно и так взаимообусловленно выстроил спектакль, что каждое действие персонажа легко и совсем неосязаемо для зрителя подхватывается другими действующими лицами пьесы, превращая её в эдакий очаровательный круговорот поступков, шуток, куплетов и танцев. Кстати, эти куплеты и танцы волею режиссёра и исполнителей отнюдь не превращаются в самоцель, а являются естественным и логичным выражением существа образа.

Да, новый спектакль ТЮЗа отличается безусловной ансамблевостью, но и в ансамбле могут и должны быть свои «звёздочки». Таким открытием для меня, несомненно, явилась творческая работа молодого артиста театра Евгения Старухина в роли сына откупщика Золотникова Александра. Актёр так искренне передаёт стремление Алексан-дра жениться, так азартно влюбляется во всех красивых девушек (а некрасивых девушек в природе не бывает!), так горько разочаровывается в невозможности жениться на всех сразу! В его легкомыслии есть что-то от будущего Хлестакова, но Е. Старухин так обаятельно правдив, так органично сливается с образом, что его Александр воспринимается как естественный человеческий характер, который, на беду, наделён нежным сердцем. Актёр прекрасно движется в танцах, его голосовых данных вполне достаточно для героя-простака, и остаётся только пожелать Е. Старухину новых интересных работ в театре.

Очень яркая, по-оперетточному эффектная артистка Елена Грищенко в роли Аграфены Кубыркиной. Купчиха, знающая себе цену и собственное положение в обществе, умеет побороться за счастье дочери, не ограничивая себя рамками поведения. Актриса использует достаточно выразительные средства, но как мастер, остро чувствующий меру актёрского воздействия на зрителя, отсекает лишнее и этой сознательной умеренностью счастливо достигает законного успеха.

Опытнейший и талантливейший артист тюзовской «старой гвардии» Михаил Ройзен играет откупщика Золотникова. Впрочем, «играет» не свойственное слово для Ройзена – он просто купается в роли: артист восторженно появляется на сцене и своим появлением как бы обозначает и распределяет актёрский оптимизм на всё последующее сценическое действие. Ройзен просто счастлив во всём, что делает его Золотников, и если просит душа, то поёт, а если нет слов для выражения чувств, чисто водевильно танцует.

Замечательны обе девицы, страстно желающие «выскочить» замуж, но непременно за миллионера, – Марья Петровна и Катерина Ивановна. Актрисы Татьяна Чадина и Елена Ивочкина при всей отрицательности заложенной авторской типажности весьма симпатичны, ярко характерны и выразительно индивидуальны. Актрисы не избегают иногда, что называется, игры на зрителя, но делают это так тактично, так увлекательно и так обоснованно, что воспринимается эта вольность как несомненная актёрская потребность.

Очаровательной актрисе театра Людмиле Ревтович не впервые достаются роли, которые не отличаются разнообразием характеров, поступков, и необходимы талант, мужество и актёрское подвижничество, чтобы каждый поручаемый персонаж превратить в живой, милый, обаятельный девичий образ, отличающийся чистотой помыслов и желаний. Такой талант у Людмилы Ревтович есть, свидетельство этому – её работа над ролью Настасьи.

Водевиль – дело серьёзное, оно требует осторожности, некоторой избыточной чуткости, умения маневрировать на грани дозволенного. И, конечно, своего оркестра. И он есть в театре – оркестр, которым по праву руководит талантливый музыкант и композитор заслуженный работник культуры РФ Сергей Маркидонов. Сегодня оркестр вновь соучастник нынешних и будущих достижений театра, взявшего на себя святую обязанность всеми компонентами своего творчества служить воспитанию и формированию совершенной и высоконравственной зрительской аудитории.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры