издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Вода на убыль

ГЭС могут снизить выработку электроэнергии

  • Автор: Лариса ШЕЛЕХОВА

Традиционная пропорция выработки ТЭЦ и ГЭС в Иркутской области – один к четырём – рискует измениться. Запасы водных ресурсов существенно ниже прошлогодних: уровень Байкала снизился на шесть сантиметров, Братского водохранилища – на полтора метра. В переводе на электроэнергию отставание составляет 4,3 млрд. киловатт-часов. Ситуацию может выровнять боковая приточность, которую энергетики ожидают в июле-августе. Но необходимость заполнения ложа Богучанской ГЭС в начале 2012 года всё равно не позволит выйти на прошлогодние показатели, поэтому часть выработки будут покрывать ТЭЦ. По заверениям энергетиков, у тепловых станций для этого есть мощный потенциал.

В ОЭС Сибири ТЭЦ и ГЭС отпускают почти одинаковые объёмы электроэнергии – 55 и 45% соответственно, сообщили в НП «Совет рынка». Тепловые станции в 2010 году произвели 101,1 млрд. кВт-ч, а гидростанции – 86,3 млрд. кВт-ч. В январе–мае 2011 года гидростанции в Сибири отпустили 37,08 млрд. кВт-ч, а тепловые станции – 46,1 млрд. кВт-ч. Для Иркутской области ситуация выглядит совсем иначе: ГЭС вырабатывают три четверти энергии, остальное приходится на ТЭЦ. По словам заместителя генерального директора по производству энергии – главного инженера ОАО «Иркутскэнерго» Евгения Новикова, средняя многолетняя выработка на ГЭС равна 46 млрд. кВт-ч, на ТЭЦ – 12 млрд. кВт-ч. В 2010 году на ГЭС было произведено 49 млрд. кВт-ч, что выше среднего показателя. «Прошлый год был очень хорош по воде, поэтому мы выработали большой объём энергии на ГЭС», – отметил Новиков. 

Однако по результатам 2011 года ситуация может поменяться. «По уровню Байкала мы имеем отставание в шесть сантиметров от прошлого года, по уровню Братского водохранилища – полтора метра», – сообщил Евгений Новиков. Он добавил, что сантиметр уровня Байкала даёт 160 млн. кВт-ч, а сантиметр Братского водохранилища – 22 млн. кВт-ч. Всего запасы гидроресурсов в Иркутской области составляют 11,11 млрд. кВт-ч, что на 4,3 млрд. кВт-ч меньше, чем в 2010 году. Ликвидировать отставание и обеспечить энергосистему дополнительными гидроресурсами может боковая приточность. «В отличие от остальных территорий мы сильно зависим от июля и августа, когда в Саянах идут дожди и наблюдается сильная боковая приточность по водохранилищам», – отметил Новиков. Тем не менее пока энергетики рассматривают наиболее пессимистичный вариант, при котором в Байкале ожидается средняя многолетняя приточность. В Братском водохранилище по этому сценарию воды будет меньше на 25%. 

Ситуацию усугубит и то, что на первый-второй квартал 2012 года запланировано начало затопления ложа Богучанской ГЭС. «Мы готовимся к тому, что гидроресурсов будет не очень много. Воду придётся сохранить, чтобы заполнить Богучанское водохранилище, – сказал Новиков. – Поэтому в третьем и четвёртом кварталах 2011 года мы будем покрывать баланс в основном тепловыми станциями. Это естественная ситуация, когда нет возможности сохранять прежнее соотношение по ГЭС и ТЭЦ». Благо у энергетиков в этом вопросе серьёзное конкурентное преимущество – наличие собственного угля. «Балансовые и бюджетные решения по углю мы решаем накоротке, оперативно. Плюс обзаводимся собственным парком вагонов, чтобы быть минимально зависимыми с точки зрения внешних факторов», – добавил заместитель гендиректора «Иркутскэнерго». Насколько увеличится выработка на ТЭЦ, специалисты пока затрудняются объяснить и предлагают дождаться конца августа–сентября, когда завершится боковая приточность. Однако, по словам Новикова, 2008 год уже доказал, что станции способны без применения экстренных мер быстро увеличить долю выработки. Именно в 2008-м ТЭЦ «Иркутскэнерго» отпустили рекордный объём электроэнергии – 16 млрд. кВт-ч, подтвердив потенциал тепловых станций. По оценкам иркутских энергетиков, ТЭЦ в регионе могут произвести до 20 млрд. кВт-ч за год. А если реконструировать мощности и снять ограничения, то эта цифра может достигнуть 22–24 млрд. кВт-ч.

В связи с грядущим увеличением выработки на ТЭЦ энергетики намерены максимально загрузить угольные разрезы летом, поскольку в это время более дешёвая добыча и низкие затраты на логистику. «Нормативный запас топлива для всех ТЭЦ «Иркутскэнерго» равен 1,8 миллиона тонн угля. В прошлом году мы запасли на начало отопительного сезона почти вдвое больше. Такую же политику мы собираемся реализовать в будущем – запасти 3,2-3,4 миллиона тонн угля. В том числе чтобы компенсировать недостаточную боковую приточность и водность, а также затопление водохранилища БоГЭС», – рассказал Новиков.

Рост производительности ТЭЦ выглядит особенно перспективным с точки зрения цены. Компания может предложить достаточно дешёвую электроэнергию, полученную не за счёт строительство новой генерации, а за счёт реконструкции существующих мощностей. К примеру, турбин, которые потеряли своего потребителя в постсоветские времена, когда «Иркутскэнерго» почти вдвое снизило генерацию теплоэнергии. «А наши станции рассчитаны на то, чтобы, отпуская тепло, вырабатывать электроэнергию. Следовательно, мы получили значительные ограничения по выработке электроэнергии. Но генераторы остались, трансформаторы и котлы – тоже. Так что если мы найдём техническое решение, как заменить выработку тепла, чтобы получать электричество, то мы достаточно дёшево предложим рынку дополнительные мощности», – уверен Новиков. Для сравнения он приводит пару цифр: киловатт установленной мощности нового объекта, построенного «в чистом поле», оценивается приблизительно в 2500 долларов. А энергетики готовы предоставить мощности, инвестиции в которые будут находиться в районе 500–1000 долларов за установленный киловатт. «Это к вопросу о том, что важнее: ДПМ, который будет строиться и оплачиваться рынком за 2,5 тысячи долларов, или новые механизмы, которые позволят строить генерацию дешевле. Ведь в конечном счёте нагрузку по этим инвестициям понесут потребители», – сказал Новиков. Он уверен, что как только возникнет опасность энергодефицита, то речь зайдёт именно о реконструкции существующих мощностей и снятии ограничений на тепловых станциях. По мнению Новикова, главное, чтобы «не было поздно», поскольку «любое строительство в энергетике достаточно длительное, трудозатратное и дорогое».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры