издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Мы экономить будем

Профицитный бюджет Иркутской области в среду, 29 июня, принят депутатами Законодательного Собрания сразу в трёх чтениях. Превышение доходов над расходами составило 1,363 млрд. рублей. «Это незначительная сумма», – поспешил отметить региональный министр финансов Алексей Зезуля. Однако надумал на ней экономить и предложил создать резервный фонд в размере 1,1 млрд. рублей.

Доходная часть бюджета Иркутской области на текущий год выросла  на четверть – 14,6 млрд. рублей – и достигла 79 миллиардов, сообщил депутатам во вторник, 28 июня, министр финансов региона Алексей Зезуля на заседании бюджетного комитета Заксобрания. Такие «оптимистические цифры», по его словам, появились в распоряжении финансистов в основном благодаря предприятиям, заплатившим налог с прибыли на 80% больше, чем в прошлом году. По итогам года эти платежи в областном бюджете могут составить  25,4 млрд. рублей. Основные поступления пришли от 24 крупнейших компаний области  сферы добычи и транспортировки нефти, самолётостроения, передачи электроэнергии и цветной металлургии. 

«Этот рост было трудно просчитать. При формировании бюджета-2011 мы рассчитывали на 14 млрд. рублей, потому что крупнейшие плательщики осторожничали и использовали консервативные подходы», – попытался оправдать серьёзные просчёты в прогнозах, давно уже вызывающие недовольство у депутатов, Алексей Зезуля. Кроме того, по его словам, 2,6 млрд. рублей в бюджет «неожиданно» добавила «сделка по приобретению имущества, проведённая в нефтяной сфере», конкретные данные о которой министр отчего-то отказался называть, сославшись на коммерческую тайну. Хотя всем и так стало ясно, что это была продажа имущества ОАО «РУСИА Петролеум». «Кто мог предвидеть  эту сделку по продаже известных активов в октябре прошлого года?» – воззвал он к депутатам, однако те его доводы посчитали неубедительными. 

– Алексей Францевич поразил меня своей коммерческой тайной, я не знаю, на чём она может быть основана, ведь это поступления от банкротства, которое является максимально публичной процедурой, – заявил депутат Юрий Фалейчик. –  Сам факт того, что у минфина появилась коммерческая тайна от депутатов, очень любопытен и требует разбирательства. 

А парламентарий Владимир Матиенко, услышав цифры нежданного прироста, вообще потребовал признать финансовую политику минфина и правительства области «провальной». Однако Зезуля ничего признавать не стал, продолжив утверждать, что «такие колоссальные цифры не мог пред-сказать никто». 

1,8 млрд. рублей из «колоссальных цифр» минфин решил направить на увеличение расходов по зарплате. Более полумиллиона от этой суммы пойдёт на дифференциацию минимального размера оплаты труда по территориальному признаку, а 181 млн. рублей  – на повышение жалованья учителям, которым правительство обещало 30-процентный рост. Из пополнивших бюджет средств прибавку к зарплате получат и библиотекари, а также работники музеев и театров. 

Всего на пополнение расходных статей бюджета будет направлено 6,4 млрд. рублей. Ещё 1,3 млрд. составят расходы, распределяемые по министерствам: например, 565 млн. рублей  – в министерство жилищной политики, энергетики и транспорта на субсидирование разницы тарифов и авиа- и железнодорожных перевозок в отдалённые районы области, а 114 миллионов – в минздрав на закупку медикаментов и оказание высокотехнологичной помощи. 

Выполняя пожелание депутатского корпуса, правительство выделило дополнительные ассигнования на реализацию долгосрочных программ «Развитие сельского хозяйства» и «Социальное развитие села». Ранее на сельское хозяйство предполагалось потратить чуть более ста миллионов рублей, а теперь эта цифра превысила 800 млн. Около 450 млн. рублей будет направлено дополнительно на развитие автомобильных дорог общего пользования. Всего расходная часть бюджета возрастёт на 10,4 млрд. рублей – до 77,7 миллиарда, отметил Алексей Зезуля.  

В результате Иркутская область обретает профицитный бюджет: превышение доходов над расходами составит 1,363 млрд. рублей. 250 млн. из них правительство хочет направить на свою «новацию» – финансирование дефицитов местных бюджетов с помощью предоставления трёхлетних займов. Ещё 50 млн. рублей должно пойти на долгосрочные кредиты. 

В этом году решено отказаться от размещения областных облигаций. «С профицитным бюджетом и таким темпом прироста было бы по меньшей мере странно занимать деньги на внешнем рынке», – заметил Алексей Зезуля. В результате этого госдолг Иркутской области уменьшится до 4,4 млрд. рублей, а его обслуживание – на 196 млн. рублей. 

Несмотря на обилие инициатив, связанных с профицитом, Зезуля поспешил назвать его сумму «незначительной», а сам профицит «техническим», и тут же предложил на нём сэкономить. 1,1 млрд. рублей правительство хочет не тратить, а создать резервный фонд. Министр финансов напомнил, что 2012 может стать не слишком удачным с финансовой точки зрения годом, а фонд, по его мнению, поможет избежать трудностей.

Впрочем, идея с бюджетной «кубышкой» многими была воспринята неоднозначно. Недовольным вновь оказался Владимир Матиенко, который поинтересовался у министра финансов: «А не получится ли так, что мы просто замораживаем деньги, которые могли бы использовать, например, на многострадальное сельское хозяйство?» 

Председатель комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству Сергей Курилов предложил вначале послушать заключение Контрольно-счётной палаты области насчёт бюджета, а «потом уже, как говорится, по правительству пройтись». Как выяснилось, в КСП тоже оказались не в восторге от профицита и идеи резервного фонда. 

– Профицит обычно складывается по итогам года, а сегодня нам предлагают сформировать его в середине года – это странно, – заметила председатель Контрольно-счётной палаты Иркутской области Ирина Морохоева. –  А запас законодательно нераспределённых бюджетных ассигнований в сумме свыше миллиарда может привести к удешевлению денежной массы в связи с инфляцией.  

Кроме того, у области уже есть «балласт» в виде неиспользованных остатков средств на счетах областного бюджета, сказала Морохоева.  По её информации, на конец прошлого года сумма остатков исчислялась почти 

9 млрд. рублей, к 1 апреля превысила 14 млрд., а на 1 июня составила 23 млрд. 502 млн. рублей, в том числе свыше 3 млрд. федеральных целевых средств. 

– То есть по сравнению с началом года сумма остатков увеличилась в 2,7 раза, – сообщила Ирина Морохоева. –  Если соотнести её с объёмом ожидаемых доходов, то можно сказать, что сегодня на счетах областного бюджета лежит 34% прогнозных поступлений за весь год, не нашедших дальнейшей реализации.

В минфине оправдываются, что денежные остатки объясняются увеличением в 2011 году капитальных расходов бюджета, оплата по которым осуществляется во второй половине года, а также введённой в действие системой торгов на электронных площадках, тормозящей процесс размещения госзаказов. Однако в агентстве по госзаказам на запрос КСП сообщили, что документация по проведению торгов была размещена специалистами агентства без нарушения сроков поставки по оказанию услуг. «Значит, обоснование остатков не может быть связано с переходом на электронные торги,  и стоит внимательно изучить вопрос устойчивого роста остатков», – заявила Ирина Морохоева. 

Учитывая этот «балласт», а также просроченную кредиторскую задолженность местных бюджетов, превысившую 5 млрд. рублей, в КСП не увидели оснований для предложенной минфином экономии. Тем не менее изменения в региональный бюджет текущего года были окончательно приняты парламентариями в среду с обещанием продолжить над ними работу в сентябре. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры