издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Городские пеньки

Леса рубят, но при этом охраняют

  • Автор: Татьяна ПОСТНИКОВА

Конфликты вокруг городских лесных массивов случаются в Иркутске с печальной регулярностью. Среди наиболее ярких примеров – продолжающиеся судебные тяжбы между мэрий и компанией «Норд Вест» по поводу возможности застройки двух участков в Ершах. Весной 2011 года местные жители вышли на защиту Кайской рощи, в которой велись несанкционированные рубки. С начала года в городе было возбуждено три уголовных дела по фактам уничтожения деревьев. Однако пока ни одно из них не было доведено до логического завершения. В администрации Иркутска считают, что ситуация изменится после того, как все городские массивы будут признаны особо охраняемыми природными территориями.

Ежегодно в Иркутске вырубаются сотни деревьев. Часть таких рубок неизбежна и происходит в местах городских строек. К примеру, при строительстве нового моста через Ангару по улицам Седова и Трилиссера было вырублено 17 деревьев. Однако все они в итоге были восстановлены в других местах города. 

При этом ежегодно в городе появляются на месте скверов срубленные пеньки. По данным мэрии, только с начала года в результате несанкционированных рубок было уничтожено более 50 деревьев и 35 метров живой изгороди. Однако виновных по большинству этих фактов найти так и не удалось, хотя по всем случаям сотрудниками городского УВД были проведены соответствующие проверки. В итоге было возбуждено всего три уголовных дела – по поводу рубок в районе трамвайного парка, Плишкинского леса и посёлка Вересовка.

– Но до сих пор ни одно из них не закончилось вынесением какого-то конкретного решения, – объяснила «Иркутскому репортёру» начальник управления по охране окружающей среды и экологической безопасности администрации Иркутска Екатерина Бояркина, – потому что очень сложно установить виновных. Дело в том, что уголовные  дела заводят по фактам рубок. Мы приезжаем на место, смотрим: есть техника, есть срубленные стволы. Составляем акт, считаем ущерб. А дальше идёт установление лиц, но  поймать их крайне сложно.

Напомним, всего сегодня в городе насчитывается 384 га парков и скверов. И если сама по себе эта цифра кажется большой, то в пересчёте на население города получается, что на одного жителя сейчас приходится всего 6,2 кв. м зелёных насаждений, находящихся в шаговой доступности. По нормативам этот показатель должен быть не менее 11 квадратов. В этом смысле Иркутск уступает большинству крупных городов СФО.

Помимо этого есть и другая категория лесов – так называемые городские зелёные массивы, общая площадь которых намного больше – 5,5 тыс. га. Самым большим таким массивом является Плишкинский лес, также сюда входят роща на Синюшиной горе, Кайская роща, зелёный массив в районе Ершовского водозабора и ряд других. Всего таких лесов в городе двенадцать. Все вместе они занимают почти 42% от площади Иркутска (больше по всему СФО сегодня только в Горно-Алтайске, там этот показатель составляет 54%. – «Иркутский репортёр»). В 2008 году новым Лесным кодексом городские зелёные массивы были переданы в ведение органов местного самоуправления. Таким образом, отвечают за их содержание и охрану сегодня городские власти. В нынешнем году на эти цели выделено порядка 5 млн. рублей. В прошлом году сумма была примерно в два раза меньше. 

Помимо охраны и содержания мэрии совместно с областными властями порой приходится бороться за сохранение лесов, в том числе и в правовом поле. Наиболее ярким примером являются продолжающиеся с 2009 года судебные тяжбы между администрацией города и компанией «Иркутскстройреконструкция», которой в 2005 году было предоставлено под строительство два земельных участка площадью 12,5 и 17 га в Ершах. Впоследствии компания переуступила право аренды этих участков другому иркутскому застройщику – «Норд Весту». Как пояснил руководитель земельного департамента КУМИ Антон Протасов, срок аренды закончится в 2014 году. Впрочем, городские власти пытаются уже сейчас оспорить законность предоставления этих земельных участков в аренду и расторгнуть договор через суд.

По словам Антона Протасова, перспективы у этого процесса есть. Помимо Лесного кодекса, который говорит, что городские леса могут использоваться только в рекреационных целях, этот лесной массив охраняет ещё и вышедшее в январе 2011 года постановление губернатора Иркутской области о зонах охраны Иркутского водозабора. В компании «Норд Вест» «Иркутскому репортёру» заявили, что застраивать эти участки они не планируют. Однако вопрос о том, что в этом случае компания собирается делать с правом аренды, остался без ответа. Екатерина Бояркина предположила, что теоретически инвестор может взять массивы под охрану. «Но это им не выгодно. Такого у нас никогда не было: ещё ни один инвестор не вышел к нам сам с подобным предложением», – сказала она.

Тем временем этот зелёный массив наряду с остальными городскими лесами в ближайшее время ждёт ещё одно изменение. В мэрии пояснили, что на одном из ближайших заседаний городской Думы должен быть рассмотрен законопроект об утверждении перечня городских особо охраняемых природных территорий местного значения. По словам Екатерины Бояркиной, в него вошли все 12 иркутских лесных массивов, которые предварительно были поставлены на кадастровый учёт. «До сих пор этого сделано не было, все леса были обозначены схематично как зарезервированные территории, без указания точных границ. Теперь же они станут неприкосновенными. Любая хозяйственная деятельность там будет полностью запрещена»,  – сказала она.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры