издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Город у Дивных гор

  • Автор: Алёна МАХНЁВА, Фото: Фото из архива Красноярской ГЭС и Ярослава Федорова

В августе исполнится 50 лет с того момента, когда в водосливную часть плотины Красноярской ГЭС (входит в структуру «ЕвроСиб- Энерго») был уложен первый бетон. Корреспондент «Сибирского энергетика» побывала в городе Дивногорске, возведённом гидростроителями, и узнала, откуда берёт начало история поселения, насколько изменилась жизнь небольшого посёлка Скит Красноярской губернии и столицы края за полвека, что общего у строительства ГЭС с покорением космоса. И даже подержала в руках лопату Гагарина.

Стоянка человека

По карте тридцатипятитысячный Дивногорск и столицу края Красноярск разделяют примерно 20 км. Однако по трассе М-54, серпантином вьющейся по склонам подступающих к Енисею гор, набираются все сорок. Небольшой и уютный город энергетиков скрывается за ветвями вековой тайги: закладывая город, строители пытались максимально сохранить природный ландшафт. Статус города рабочий посёлок Дивногорск получил в 1963 году, а своё название – от Дивных гор, расположенных на противоположном, левом берегу Енисея. Город – почти ровесник ГЭС, его новейшую историю невозможно представить отдельно от гидростанции, при этом первые жители на этой территории появились за много тысячелетий до нашей эры. 

По дороге на КГЭС стоит памятник легендарному МАЗу-«четвертаку», возившему бетонные тетраэдры. Самая тяжёлая по тем временам 25-тонная машина была построена для Иркутской ГЭС. Как раз напротив МАЗа, рассказывает директор Дивногорского городского музея Игорь Фёдоров, находится уникальная стоянка древнего человека «Лиственка-Заречная». Здесь найдены останки человека эпохи палеолита, для Восточной Сибири это редкость, говорит учёный. «Древним людям Дивные горы так нравились, что они шесть тысяч лет жили здесь постоянно, – продолжает Фёдоров, – археологи нашли 19 культурных слоёв. Только Сартанское оледенение 10 тысяч лет назад выгнало отсюда человека». Позже люди, конечно, вернулись. В окрестностях нынешнего Дивногорска жили древние камасинцы, арины, качинцы и многие другие. Русское население впервые обосновалось в этих местах в 19 веке. В 1628 году казаки во главе с Андреем Дубенским поставили Новокачинский острог, через несколько столетий выросший в город Красноярск, а в 1888 году Филарет, иеромонах красноярского Успенского монастыря, действующего и поныне, заложил в глухой тайге Знаменский общежитский мужской скит. Знаменская церковь стала первым зданием нынешнего Дивногорска. 

В дивногорском городском музее хранится простой инструмент, которым укладывал бетон Юрий Гагарин

В скиту постоянно проживало около 50–60 человек братии плюс «обслуживающий персонал» – неподалёку располагались крестьянские дворы. «В монастырь через тайгу и бездорожье приходило до 5000 богомольцев в год, – удивляется Игорь Геннадьевич. – У нас в музее за десять лет ни разу не было продано такого количества билетов. А сейчас ведь есть дороги, коммуникации». 

С приходом советской власти жизнь посёлка Скит кардинально изменилась. В 1920 году помещение Знаменской церкви было передано детскому дому, затем – Красноярскому лесотехническому техникуму как подсобное хозяйство, в 1956 году его перестроили под общежитие для гидростроителей. Сейчас в потемневшем от времени деревянном здании с подтекающей крышей сложно узнать церковь – купола давно сняты, колокольня сломана, а с 1960-х годов внутри находятся художественные мастерские. Только выступающая алтарная часть да иконы среди современных живописных полотен напоминают об изначальном назначении здания.

Комсомольская стройка в Скиту 

В Дивногорске трудно найти семью, не связанную с энергетикой

До середины двадцатого века посёлок Скит Овсянского сельского совета насчитывал примерно 60 семей, плюс до 1953 года здесь была зона, в 53-м же году лагерь для заключённых сменил пионерлагерь «Южный», принимавший до двухсот детей из Норильска. В 1955 году Совет Министров принимает решение о создании  КрасноярскГЭСстроя, и начинается совсем другая эпоха. 

На XX съезде ЦК КПСС объявлена Всесоюзная комсомольская стройка. «Но куда ехала  передовая молодёжь страны, комсомольцы, атеисты? – спрашивает Игорь Фёдоров. – В посёлок Скит». На комсомольском собрании в конце 1956 года было принято решение посёлок переименовать, объявили конкурс. Предлагали множество вариантов, но имя Дивногорск, предложенное московским инженером Любарским, сразу понравилось. 

ГЭС и город строятся практически одновременно. Постоянно здесь находилось не меньше 30 тысяч человек, в целом же через Красноярск-ГЭСстрой по документам прошла армия работников численностью более 100 тысяч. 

На начальном этапе гидростроители жили в палатках – так назывались балки, сколоченные из досок. В 1958 году из последних палаток люди переселились в двухэтажные дома. Впрочем, одна палатка в Дивногорске сохранилась: на Пионерской площади, названной так в честь первых гидростроителей, в память об их трудовом подвиге установлен памятник в виде бетонной палатки. 

«Зато мы делаем ракеты и перекрыли Енисей»

Расстояние между берегами Енисея по гребню плотины Красноярской ГЭС составляет 1072,5 м.
Средняя высота русловой части – 117 м, максимальная – 128 м

К концу 50-х, по словам историка, порядка на строительстве ГЭС было маловато – начальники менялись каждые полгода. «В 1957 году Виктора Астафьева, молодого литсотрудника, журнал «Смена» командировал на строительство ГЭС. Астафьев написал, что он прошёл детдом, войну, но такого беспорядка нигде не доводилось видеть», – говорит Игорь Фёдоров. Многие ветераны Красноярск-ГЭСстроя до сих пор не могут простить этих жёстких слов писателю, но почти все они приехали в Дивногорск позже, когда стройку возглавил Андрей Ефимович Бочкин. В декабре 1959-го под его руководством была сдана в эксплуатацию Иркутская ГЭС. Бочкин попросил у Алексея Косыгина, в то время второго председателя Государственного планового комитета Совета Министров СССР, месяц отдыха, но получил только три недели и вновь взялся за работу. 

С приходом Андрея Бочкина стройка сдвинулась с мёртвой точки. К 1963 году всё было подготовлено к перекрытию реки. Возведение первой ГЭС на Енисее, самой мощной в мире на тот момент, было не только стройкой электростанции, но и символом могущества страны в мире, как и первый полёт человека в космос. 

Лопата Гагарина

По террасам-ступеням Дивногорск спускается к самой реке

На строительстве ГЭС бывало много гостей, гидростроители были избалованы вниманием столичных артистов и общественных деятелей, но самым знаковым стал визит Юрия Гагарина. В 1961 году, после первого полёта в космос, комсомольцы Красноярской ГЭС отправили телеграмму с поздравлениями лично Юрию Алексеевичу. В ответ первый космонавт стал  слать сибирякам поздравления с Новым годом, трудовыми успехами и победами. В 1962 году Гагарин узнал о комсомольском почине: бригада Павла Матвиенко приняла в свой состав бетонщиком третьего разряда Александра Матросова, погибшего героя войны. Комсомольцы работали «за себя и за того парня», а его зар-плату перечисляли в Фонд мира. В сентябре 1963 года Гагарин приехал встретиться с этими ребятами.

«Юрий Алексеевич спускается в блок с Павлом Матвиенко. Укладывают плиту, кидают лопату бетона и выходят из блока, – Игорь Фёдорович рассказывает так убедительно, будто сам был участником исторического события. – Тут к нему подходит Иван Голев и говорит, что накануне Гагарина включили в свою бригаду: «Юрий Алексеевич, а своей лопатой поработайте, пожалуйста». Гагарин опешил, но лопату взял и укладывал ею бетон».

За право работать лопатой Гагарина было устроено соревнование. Только в конце 1960-х спохватились и поставили её в партком, а позже передали в музей. «Держите её крепче», – говорит Фёдоров, передавая лопату корреспонденту «СЭ». Черенок лопаты, истёртый не одной парой рук, не оставляет сомнений, что работали инструментом усердно. А первый космонавт числился плотником-бетонщиком третьего разряда даже после гибели и был ударником коммунистического труда до окончания строительства ГЭС.

«Царь-рыба» и пиво

По легенде, если прикоснуться к намоленному брусу алтарной части Знаменской церкви и загадать желание, оно обязательно сбудется, если ваши помыслы чисты

По пути из Красноярска в Дивногорск невозможно проехать мимо ещё одной культурно-исторической достопримечательности, как написали бы о деревне Овсянка в путеводителе. Село, основанное в конце 17 века, – родина известного писателя Виктора Астафьева. Самый впечатляющий вид на деревню и великий Енисей открывается со смотровой площадки, устроенной на крутой скале на 23-м километре автотрассы М-54. Вместе с многочисленными туристами на енисейские просторы смотрит астафьевская «Царь-рыба» – четырёхметровый трёхсоткилограммовый осётр из металла. О том, как болел душой за родной край и всю жизнь старался помогать родному селу писатель, корреспондент «СЭ» и другие журналисты узнали на экскурсии, организованной пивоваренной компанией «Балтика» в рамках фестиваля музыки «Мосты». 

Оказалось, пивоварение в Красноярске также имеет глубокие исторические корни. До революции красноярское пиво было известно на всю Сибирь. Его пили не только в Красноярске, но и «экспортировали» в соседние губернии: Иркутскую и Томскую. 

История пивоварения в Красноярске отсчитывается с 1875 года – именно тогда был создан документ, в котором упоминается о пивоваренном заводе польского ссыльного Флориана Клепацкого. Известно, что цена ведра пива 136 лет назад составляла от 1,2 до 3 рублей в зависимости от сорта, самым дорогим был портер.  Для сравнения: в конце 19 века за 3 рубля можно было купить живую корову, конь стоил 7 рублей, цена на бутылку пива составляла 20 копеек. 

В 1914 году на территории губернии уже насчитывалось четыре завода по выпуску фруктовых и минеральных вод и семь пивоваренных заводов, в 1914 году они были объединены в товарищество «Пивовар», где центральным заводом стал Красноярский пивоваренный.

На правобережье Енисея новые  цеха по производству пива и безалкогольных напитков заложили, когда закончилась Великая Отечественная война. Позднее на их базе появился Красноярский пивобезалкогольный завод, а уже в 1991 году на его базе создано ОАО «Пикра», в 2007 году ставшее филиалом компании «Балтика» в Красноярске. 

«Надо превратить город в визитную карточку края»

Город может стать визитной карточкой Красноярского края, считает мэр Дивногорска Егор Оль

Сегодня Дивногорск – это промышленный сибирский город с населением 35 тысяч жителей. Главное его отличие, считает мэр Егор Оль, по-прежнему связано с КГЭС. «Город появился исключительно благодаря ГЭС, это все понимают, – говорит градоначальник. – Но ещё в пору существования СССР, когда строились подобные объекты, людям, живущим рядом, были обещаны некие преференции, например почти бесплатная электроэнергия». Однако с переходом на рыночные отношения жители города платят за свет так же, как и остальные потребители. Это, по словам мэра, вызывает возмущение, особенно у старшего поколения. 

Самая больная тема на сходах горожан – и в этом Дивногорск не отличается от соседей – тарифы ЖКХ. При этом передача управления коммуналкой от государства в частные руки, по мнению мэра, качественно ситуацию не изменила: подходы и принципы остались те же. «Большая проблема – это отсутствие понимания у населения, что за собственность теперь люди должны отвечать сами», – говорит мэр.

Ветхое жильё тоже занимает в списке задач главы города важное место. «Деревянные дома, которым по 50 лет и более, – это 120 тысяч квадратных метров жилья, строившегося как временное, – отметил Оль. – В прошлом году мы снесли девять домов, это 78 квартир. В нынешнем намерены снести ещё четыре дома». Такие темпы вряд ли можно назвать скорыми, но, чтобы всё перестроить, нужны миллиарды рублей, констатирует мэр, а город непривлекателен для инвесторов в плане строительства жилья. 

Город участвует в федеральных и краевых программах модернизации коммунальной инфраструктуры. «В прошлом году мы получили 8 миллионов – на посёлок Овсянка (он тоже входит в границы муниципалитета), в этом году почти 9 миллионов выделено на реконструкцию системы водопровода. Это федеральные деньги с некоторым участием краевого бюджета, доля города  – 1%», – поясняет мэр.  

Егор Оль говорит, что перед ним стоит задача превратить Дивногорск в визитную карточку Красноярского края. «То, что строили 50 лет, вряд ли за 5–10 лет перестроим, но концепции заложим. В первую очередь требуется отремонтировать дороги, – перечисляет Егор Егорович. – Нужна схема по утилизации и сбору мусора. Необходимо решать проблемы с детскими садами». 

На столе у мэра – кипа ярких буклетов со схемами и графиками. В городе планируется создать полимерный технопарк на принципах государственно-частного партнёрства. Десять инвесторов, готовых вкладывать в новые производства в Дивногорске, уже есть. Начать строительство планируется в нынешнем году. В результате реализации этих проектов бюджет города должен практически удвоиться. Новые производства означают и новые рабочие места. Пока же около 5 тыс. дивногорцев ежедневно выезжают на работу в столицу края.  

На вопрос, как удалось «заманить» в город крупных инвесторов, Оль отвечает лаконично: «Работать надо. Капитал течёт туда, где ему комфортно». 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры