издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Мой папа – алкодурик

  • Автор: Татьяна ШУЛЬГИНА, Куйтунский район

Воспитательница детского сада рассказала недавно о разговоре со своим шестилетним воспитанником.

– Миша, – спросила она его, –  почему папа никогда не забирает тебя домой?

– И хорошо, что не забирает, не надо ему сюда приходить.

– Почему?

– Он алкодурик.

– А кто это такой?

– Ну, – помялся Миша, – который не хочет жить нормально. Одна водка у него на уме.

– Знаете, – призналась воспитательница, – такого стыда перед ребёнком я давно не испытывала. За всех нас, взрослых! Он говорил, как маленький старичок, умудрённо так, спокойно, словно  смирившись. Самое главное, не знаешь, чем ему помочь. Ведь всё начинается с семьи. Здесь невидимые миру ребячьи слёзы.

Сегодня вести разговор о пьянстве – это значит утыкаться в сплошные банальности. Кажется, уже было всё переговорено.    Чужие алкогольные  беды разводят руками медики, психологи, журналисты. Тема постоянно на слуху. Но что меняется? От безнадёги, что ли, мы уже нередко смотрим на алкоголиков с каким-то хохотком и добродушием. Надо же, бедолага, загубил свою судьбу! Пусть получает то, чего заслуживает!

И как-то забываем при этом о детях алкоголиков. О том, какую горькую чашу они выпивают, пока растут. А ведь им надо ещё умудриться родиться здоровыми! Ведь в этом случае велика вероятность психических заболеваний, неврозов, психопатий, слабоумия. Но даже если такой беды удастся избежать, ребёнок алкоголика может унаследовать от него безудержную тягу к спиртному. По статистике, вероятность составляет 40 процентов.  

Пьющие родители полной мерой предают своих детей. А общество мало знает, да и не хочет знать об ужасах, которые творятся в таких проблемных семьях. Картина, которую каждый видел сотни раз на своей улице, в своём микрорайоне: вот он идёт, представитель рода человеческого, уже где-то повалявшийся в луже. Ноги заплетаются, но до дома добирается на «автопилоте». Что-то неясно бормочет, безумно поводит глазами. В людном месте агрессии ещё нет, он знает, чем это чревато. Зверь в нём проснётся, как только он переступит домашний порог. Достаточно не того взгляда, слова, жеста домочадца. Считается, что алкоголь действует как неплохой антидепрессант, вызывая весёлое настроение, мышечное расслабление. Но эту «приятную» стадию пьяный прошёл уже энное время назад, общаясь со своими собутыльниками. Семье достаются львиный рык, безудержный мат и распускание рук. Ведь, как правило, это всё безнаказанно. Папа не похож на папу,   поскольку его сознание и внешность под воздействием спиртного изменены. Он больше похож на оборотня из фильма ужасов. И всё это должен видеть и чувствовать ребёнок.  Как же  доверять взрослым, за какие жизненные основы держаться? И как расти и любить потом этот мир?

Самое страшное, что общество ничем не может помочь таким несчастным детям. Считается: если пьёт один родитель, а второй –   сохранный, это ещё не беда. Вот так, казалось бы, в «целой» семье ребёнок проходит все муки ада.

Всевозможные радетели дают женщине совет: бежать от такого запойного мужа вместе с детьми, куда глаза глядят. Но глаза никуда не глядят, потому что бежать некуда. Никто нигде не ждёт мать с её выводком. Разменять квартиру? Так ведь наши обычные квартиры плохо приспособлены для «деления». Выгнать алкоголика из дома? Кто пробовал, тот знает: это почти невозможно. И деспот во хмелю продолжает своё, он уверен: ему ничего не будет.

В конце концов нам надо определиться, считать алкоголизм болезнью или нет. У специалистов медицины мнения на сей счёт противоположные. Одни говорят, что алкоголизм – это болезнь, поражающая ум, тело и душу человека. Другие утверждают, что вылечить пристрастие к «зелёному змию» невозможно, поскольку это не болезнь, а слабость характера. Согласимся, что в каждом случае лечение разное. Но если бы общество смогло быть строже к своим алкоголикам, это пошло бы им только на пользу. Дело не в тюрьмах и не в резервациях.  По крайней мере, не смотреть на них снисходительно, сквозь добродушные очки.  

Насчёт слабости характера. Я знаю семью, где отец двоих мальчишек запивался, выгонял их вместе с матерью босыми на мороз. Настал момент, когда женщина не выдержала и накинула на себя петлю. Мучитель семьи вошёл в комнату в ту самую секунду, когда она откинула табуретку. Он успел подхватить её на самом краю жизни. Теперь они ходят под руку, он больше не берёт в рот ни грамма спиртного. А у неё вместо голоса – хрип.

Скажите, если алкоголизм – болезнь, возможно ли излечиться от неё в одну секунду, даже под влиянием очень сильного стресса? Онкологический больной хотел бы так, да не может. А алкоголик при очень сильном желании и мотивации – может! Но дать счастье своему ребёнку почему-то не является для него такой очевидной мотивацией.

Если размотать весь этот клубок, то совсем не лишне воспринять совет бывалых  – ещё до брака присмотреться к своему жениху (невесте). Настораживающие моменты: пьёт хотя бы раз в неделю; утром после вечеринки не помнит, что было; использует алкогольный юмор, ревнив и агрессивен; может выпить бутылку. Но много ли невест обращает внимание на такие  мелочи? А ведь от такой «малости» и начинает раскручиваться судьба.

Шестилетнего Мишу, у которого отец «алкодурик», конечно, жаль. Неизвестно, где он взял это слово, вряд ли придумал его сам. Но оно уже вошло в его плоть и кровь, поколебав Веру, Надежду, Любовь. Воспитательница призналась, что старается лишний раз погладить мальчика по голове, похвалить его при всех. Это всё, что она может, ведь у неё двадцать душ на ковре.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры