издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Вышли в свет»

  • Автор: Татьяна ПОСТНИКОВА

Выставка более 80 произведений живописи, графики и скульптуры из Государственного Эрмитажа, объединённых общим названием «Мастер и его творение», открылась в Иркутске во вторник. Принимающая сторона уже успела назвать её ещё одним подарком к юбилею города. Представители Государственного Эрмитажа, которые для открытия экспозиции целой командой прилетели в Иркутск, аккуратно развеяли этот миф и сообщили, что просто искали повод, чтобы привезти уникальную коллекцию западноевропейского искусства в столицу Приангарья. «Но если этим поводом стал юбилей, то пусть будет юбилей», — с лёгкостью согласились сотрудники крупнейшего музея страны. В день открытия посмотреть на редкие гравюры и живописные полотна пришли многие известные жители нашего города. Что привлекло внимание публики, интересовалась Татьяна Постникова.

Параллельный Петербург 

За час до открытия выставки из Государственного Эрмитажа все, кто прямо или косвенно был причастен к тому, чтобы коллекция приехала в Иркутск, собрались в одном из залов художественного музея имени Сукачёва на небольшую пресс-конференцию. Крупнейший музей страны на ней представлял заместитель директора Государственного Эрмитажа Владимир Матвеев. Он сразу оговорился, что Михаил Пиотровский (директор Эрмитажа. – «Конкурент») планировал приехать на открытие, но в итоге его визит решили отложить, так что, возможно, он посетит Иркутск ближе к закрытию выставки. По слухам, должен был приехать на пресс-конференцию и режиссёр Александр Сокуров, который утренним самолётом прилетел в столицу Приангарья. Однако его тоже не было. «Сокуров проспал», – пошутил Владимир Матвеев и первым делом решил признаться в любви к Иркутску.

– Пожалуй, ваш город в Сибири – самый петербургский, а Ангарск в этом случае – самый ленинградский, – провёл он своеобразную параллель между Иркутском и Петербургом. И высказал мысль, что в культурном плане оба города имеют много общего. После чего вместе с директором Иркутского художественного музея имени Сукачёва Еленой Зубрий начали вспоминать, с какого года сотрудничают музеи. Оказалось, с  1968-го: именно тогда в Иркутск приехала первая выставка из Эрмитажа, а эта по счёту юбилейная – десятая.

На этом культурные параллели на тему «Иркутск – Петербург» не закончились. Кто-то просто признался, что города похожи своей архитектурой и атмосферой. Министр культуры Иркутской области Вера Кутищева заметила, что Иркутск развивался как город как раз в тот период, когда строился Петербург. Елена Зубрий напомнила, что именно в Эрмитаже главному иркутскому коллекционеру Владимиру Сукачёву когда-то было присвоено звание почётного жителя нашего города. Нашли участники пресс-конференции и другие ассоциации. «Выставка называется «Мастер и его творение». Об Иркутске мы тоже можем говорить как о мастере и его творении», – предположила Вера Кутищева и сказала, что выставка будет ещё одним подарком к юбилею города. 

Впрочем, Владимир Матвеев на это неожиданно ответил, что, даже не будь 350-летия Иркутска, выставка всё равно состоялась бы. «Мы просто искали повод», – признался он. И сказал, что таким путём идёт медленный, но очень важный процесс «сшивания культурного пространства нашей страны». Правда, почти сразу выяснилось, что далеко не ко всем городам России в Эрмитаже относятся с таким теплом, как к Иркутску. «Для нашего плодотворного сотрудничества мы должны любить город. Это неофициальное требование, но оно необходимое. Он должен быть нам чем-то близок», – в свойственной ему слегка шутливой манере объяснил Владимир Матвеев.

Общий лёгкий настрой не смогли нарушить даже расспросы журналистов на тему, насколько сложной и долгой была работа  по подготовке к выставке. Председатель Благотворительного фонда «Иркутский меценат» Виктор Круглов признался, что хотя готовились к ней все с особым трепетом, всё прошло «хорошо и без сбоев». О том, что провести всю работу удалось почти в рекордные сроки, говорили и представители Эрмитажа. Идея самой выставки, по словам Владимира Матвеева,  появилась около года назад, ещё меньше времени ушло на подготовку произведений, среди которых более 80 работ скульпторов, живописцев и графиков. 

Меланхоличное искусство

Режиссёр Александр Сокуров появился на открытии в драматичном образ

Хотя официальной датой открытия выставки, которая стоит на афишах, является 24 августа, увидеть редкие произведения западноевропейского искусства немногочисленные приглашённые  смогли уже во вторник. Произошло это под звуки маленького камерного оркестра, брызги шампанского, вспышки фотокамер и лекции куратора выставки Ирины Етоевой, которая пригласила пройтись по залам музея. Присоединиться к её лекции в зале с гравюрами решили Виктор Круглов, супруга иркутского губернатора Евгения Фролова и другие посетители, которым куратор очень подробно рассказала об одном из самых старых экспонатов на выставке – гравюре Альбрехта Дюрера «Меланхолия», выполненной ещё в 1514 году. Все собравшиеся внимательно слушали её рассказ о мотивах конца света и различных предметах-символах, изображённых на одной из самых знаменитых в мире гравюр.  После чего отправились к другим произведениям великих европейских художников, о которых Ирина Етоева, несмотря на постоянно сменяющихся слушателей, рассказывала с не меньшим увлечением.  

В то время как в одном конце зала продолжалась лекция, остальные гости прогуливались между картинами и рисунками, увлечённые шампанским и разговорами. Впрочем, иркутский фотограф Марина Свинина на вопрос корреспондента «Конкурента», как ей, как человеку с развитым визуальным восприятием, нравится выставка, сначала тактично ответила, что всё очень понравилось. Но следом неожиданно добавила: «Хотя у нас в Иркутске в своё время были мастера гравюры уровня не хуже этого. Только все они умерли в нищете». Из-за чего даже вызвала короткий спор с другой посетительницей музея о том, правомерно ли сравнивать местных художников с мастерами мирового уровня. 

Был замечен возле портретов европейских мастеров и иркутский художник Сергей Элоян, который с искорками в глазах сообщил, что ему очень понравился «великолепный Тициан», равно как и другие произведения. А также похвалил общую идею выставки, которая позволяет не только увидеть произведения великих художников, но и посмотреть на них самих в интерпретации их не менее одарённых современников (экспозиция объединяет галерею портретов художников и их произведения. – «Конкурент»).

Выставка продлится в Иркутске до конца октября

Большинству же посетителей, кажется, просто было приятно ходить среди картин и чувствовать себя немного в Эрмитаже. Так, среди гостей выставки были замечены руководитель службы по охране объектов культурного наследия региона Виталий Барышников, поэт и бизнесмен Виктор Бронштейн, супруга генерального директора одной из местных строительных компаний Милена Волкова, иркутский раввин Аарон Вагнер и другие известные люди. «Очень нравится. Даже в Петербург ехать не надо», – выразил общее отношение к выставке министр имущественных отношений Иркутской области Михаил Карасёв. 

Любопытно, что тут же среди картин прохаживалась и ещё одна куратор выставки из Эрмитажа – Ниёле Масюлионите, которая сама себя скромно называет «хранителем» этих картин. Под её попечением в Эрмитаже находится более 70 тысяч произведений западноевропейского искусства. В Иркутск она прилетела специально, чтобы сопровождать своих «подопечных» в этом путешествии. По её словам, большинство этих творений большее время находится в запасниках музея и в настоящее время не экспонируется. «Так что для них это в каком-то смысле выход в свет», – сказала она. И попросила обратить внимание на возраст гравюр и живописных полотен, который у большинства составляет больше трёх-четырёх столетий.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры