издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Два дня с Патриархом

Предстоятель Русской Православной Церкви впервые посетил Иркутск

Всю ночь мне снилось, что мы встречаем Патриарха Московского и всея Руси и никак не можем встретить. Только под утро я заснула спокойно, и тут меня разбудили: вставай уже, пора встречать Патриарха. И всё началось заново, в точности как во сне. Подозреваю, что не мне одной плохо спалось в ночь на 2 сентября, накануне первосвятительского визита.

Иркутск волновался. Ещё бы, ему предстояло событие грандиозное, в которое даже верилось с трудом.  Патриарх ещё никогда за всю нашу 350-летнюю историю не приезжал в город на Ангаре, не приносил своего первосвятительского благословения на эту землю. Храмы лихорадочно готовились принять дорогого гостя. Их отмывали, украшали цветами, стелили ковровые дорожки. Изначально предполагалось, что Первосвятитель посетит Казанский, Спасский и Богоявленский храмы. В конце концов так оно и вышло. 

Вокруг только что отреставрированного, сияющего белизной Спасского храма чуть ли не за одни сутки выложили тротуарную плитку, которой там отродясь не было, напротив здания женской православной гимназии быстро починили дорогу и закатали в новый асфальт. Знаменский собор начали ремонтировать ещё весной. Теперь храм очень принарядился и похорошел,  над гробницей святителя Иннокентия сделана резная сень с золочёными маковками и крестом. Забегая вперёд, отмечу, что Патриарх, посетив Богоявленский собор, благословил перенести сюда Иркутскую кафедру сразу после завершения в храме реставрационных работ.  

В общем, всё  возвращается на круги своя. Богоявленский собор  уже исполнял функции кафедрального. Правда, было это давно, ещё до того как был построен, а потом и разрушен Казанский храм. Открывая 1 сентября  выставку «Русь православная», приуроченную к визиту Святейшего, губернатор Иркутской области Дмитрий Мезенцев пожалел о том, что Иркутск утратил такой замечательный памятник. Однако добавил, что восстановить его у региона пока нет сил. 

Между тем прибытие рейса с Патриархом на борту откладывалось на час. Заранее, часа за два, здание международного аэропорта оцепили милицейские наряды. В этот день над входными  воротами в город – международным терминалом – между флагами России и Иркутской области развевался зелёный патриарший стяг. За полчаса до назначенного времени прямо на лётном поле расстелили красную ковровую дорожку, с одной стороны которой выстроилась рота почётного караула, с другой – священство Иркутской епархии. Конечно, Патриарха встречал архиепископ Иркутский и Ангарский Вадим, тут же присутствовали первые лица региона – губернатор Дмитрий Мезенцев, спикер Законодательного Собрания Людмила Берлина, мэр Иркутска Виктор Кондрашов.

В минувшую субботу на службу в Знаменском монастыре приехали несколько тысяч человек

Когда самолёт остановился аккурат напротив группы встречающих, грянул колокольный звон. Нет, это не в ушах звенело от перенапряжения моральных сил. Это иркутский звонарь Артур Псарёв виртуозно работал на миниатюрной звоннице, установленной чуть в стороне. По ковровой дорожке навстречу Патриарху Кириллу двинулись две девушки в национальных одеждах, русской и бурятской. Они несли традиционный поднос с русским караваем и бурятской «белой пищей». Между девушками семенила школьница с огромным букетом белых роз. Девчушка не растерялась и, подарив цветы, первой испросила благословение у Святейшего. 

Святейший выглядел несколько бледным и очень уставшим. Иркутск – крайняя точка его поездки, во время которой он посетил три епархии: Абаканскую, Магаданскую и, наконец, нашу. Один перелёт из Магадана до Иркутска занимает столько же времени, сколько путь от Москвы до Лондона. С Магаданом Патриарха связывает ещё и особая духовная нить. В 1930 году его отец Михаил Гундяев был сослан на Колыму накануне свадьбы всего лишь за пение в любительском церковном хоре. А дед Василий чудом выжил на Соловках. Пострадавших за веру в Советской России было больше, чем за всю историю первых веков христианства. В общем, в Сибирь Патриарх прилетел прямо с русской Голгофы.

Из аэропорта он отправился поклониться мощам святителя Иннокентия, первого епископа Иркутского. Благословив верующих, Патриарх признался, что помнит, каким бедным был этот собор 40 лет назад, когда в нём служил старец архиепископ Вениамин. Тогда и сам город воспринимался как восточный рубеж Русской Церкви. Теперь православный Иркутск выглядит совсем иначе. Он стал намного сильнее. В дар собору Патриарх привёз икону «Знамение Пресвятой Богородицы». На память об этой встрече и о совместной молитве всем верующим два дня раздавали иконки святителя Иннокентия, которые предстоятель Русской Православной Церкви привёз с собой в знак особой любви к иркутянам. 

О том, насколько большие задачи ставит перед иркутской паствой Патриарх, выяснилось уже перед его отъездом из региона. На торжественном приёме он объявил, что Иркутская епархия будет разделена на северную, с центром в Братске, и южную, с центром в Иркутске. И самое главное – теперь на территории региона будет создана митрополия, а владыка Вадим станет митрополитом. Официальное решение об этом, очевидно, вступит в силу в октябре, когда в Москве соберётся Священный Синод. 

О разделении епархий на более мелкие в патриархии говорят уже давно. По сути, это даже не нововведение, а только продолжение реформ патриарха Тихона, которые он начал проводить в 1917 году, сразу после восстановления на Руси патриаршества, отменённого ещё Петром Первым. Однако воплотить в жизнь реформы патриарха Тихона помешала советская власть. Теперь, очевидно, час настал.  

Иркутск – крайняя точка поездки Патриарха, во время которой он посетил три епархии

– По большому счёту, епископ может нормально управлять 150 приходами, – прокомментировал это решение председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин. – Святейший Патриарх Кирилл много раз говорил, что архиерей должен быть ближе к людям, знать жизнь каждого своего священника, каждого прихода. Конечно, это невозможно, если совершить богослужение в каждом приходе получается один раз в пять лет, а то и реже. Поэтому создание новых епархий – один из приоритетов. Мы надеемся, что это поможет активизировать церковную жизнь в приходах. 

На следующий день, в субботу, иркутяне начали подходить к Знаменскому монастырю с семи часов утра, хотя прибытие Патриарха ожидалось в 9.30. Попасть на территорию храма смогли лишь счастливцы, внесённые в особый список, да ещё самые отчаянные, пришедшие ни свет ни заря. Несколько тысяч человек стояли за оградой у памятника Колчаку. На эту службу люди ехали из самых разных мест области: из Ангарска, Саянска, Свирска. Стояли на улице по нескольку часов, несмотря на то что было довольно зябко, то и дело начинал моросить дождь. И на площади, и в ограде храма были установлены большие мониторы, на которых велась трансляция службы. Посмотреть её в прямом эфире можно было по иркутским  каналам и в Интернете. 

Знаменский собор в этот день поражал красотой убранства. Сверкало всё: выложенный новой гранитной плиткой пол, стены в росписях, золотые ризы священников, драгоценные митры епископов. Сияли лица. В цветочные гирлянды, украшавшие храм, были вплетены живые виноградные кисти, яблоки и какие-то другие фрукты. Да, теперь этот храм не выглядит как последний оплот православия на всём восточном рубеже России. В этот день здесь было настоящее торжество православия. Ведь совсем недавно, в 1990 году, когда на епископскую кафедру вступил владыка Вадим, в епархии было всего 14 приходов,  сейчас их более 200. 

И самое главное – в том же 1990 году Иркутск второй раз обрёл мощи своего главного небесного заступника, святителя Иннокентия, которого так любили и почитали прежние поколения. Случилось это вечером 2 сентября, а 3 сентября церковь празднует день второго обретения мощей. В церковной жизни сколько угодно таких вот совпадений, про которые говорят: «нарочно не придумаешь». Конечно же, не случайно в этот же день, 21 год спустя, Патриарх отслужил литургию у мощей святителя. 

В сослужении десятка архиереев первосвятитель Русской Православной Церкви совершил хиротонию во имя епископа Каменского и Алапаевского, которым стал архимандрит Серафим (Кузьминов). А потом Патриарх совершил литию и обратился к присутствующим  с просьбой помолиться о жертвах теракта в Беслане 2004 года. 3 сентября, кроме всего прочего, считается днём памяти, когда вся Церковь молится о людях, «по злой воле человеческой насильственно умерщвлённых». 

После службы Святейший обратился к иркутской пастве с проповедью. Он говорил о том, что люди, опирающиеся только на свои силы, могут достичь больших успехов. Но никогда эти успехи не несут счастье, в лучшем случае – видимое благополучие. И всегда и везде такие успехи сопровождаются враждой, конфликтами, стрессами. Не надеясь на свою силу, а доверяя Богу, призывая Его помощь, можно всё изменить. 

– Апостол Павел сегодня нам, современным людям, живущим в этом динамично развивающемся и одновременно мятущемся мире, открывает великую Божью правду, – сказал Патриарх. – Бог избрал немощное мира сего, чтобы посрамить разумных. И нам только остаётся принять это слово, сознавая свою человеческую слабость и разрушая гордыню в самом себе, открыть сердце и ум навстречу Богу.

Владыка Вадим в своём ответном слове признался, что во время хиротонии вспоминал собственное рукоположение, которое он в своё время принял от Патриарха Кирилла. Со словами великой благодарности владыка Вадим вручил Святейшему Патриарху Кириллу икону Спасителя, которая в годы гонений и ссылок была подарена старооскольцами святителю, теперь уже новомученику Онуфрию (Гагалюку). Патриарх благословил владыку панагией, по очереди принадлежавшей великим служителям Церкви. 

– Мы почувствовали сегодня величие Церкви, её единение, – сказал владыка Вадим. – Почувствовали, что мы не некая ответвлённая часть, отдалённая от центра нашего православия – стольного города Москвы, но мы едины, и сегодня этот центр переместился сюда.

Это правда, в тот день православный Иркутск почувствовал редкостное единение. 

– Я простояла за оградой Знаменского пять часов и не жалею, – призналась одна моя знакомая, которая не имеет журналистского удостоверения и в храм пройти не смогла. Чтобы попасть на площадь, она отменила у своих студентов все пары. – Ещё бы я в такой день работала! Мне было очень важно не по телевизору посмотреть богослужение, а молиться вместе со всеми, вместе с Патриархом. Может быть, смотреть на экран сидя в кресле комфортнее, но там никогда не почувствуешь того единства и соборности, которые были здесь, на площади.

А Патриарх после богослужения отправился в Казанский храм, где уже были накрыты столы для всех прихожан. Следующим пунктом стала Спасская церковь. Там  готовились уже второй день. Святейший освятил сень, под которой будут захоронены останки первых иркутян, найденные на церковном погосте во время археологических раскопок. Затем Патриарх пешком отправился в Богоявленскую церковь. По пути он благословил случайно встреченных молодожёнов. «Только попробуйте теперь развестись», – пригрозил пальцем счастливым молодым шедший позади священник. 

– Не могу удержаться, чтобы не рассказать вам анекдот, который Патриарх вчера на губернаторском  приёме рассказывал, – на следующий день поделился со своей паствой настоятель Спасского храма Александр Беломестных. – Умирает олигарх и попадает на тот свет. Недолго думая, душа его поворачивает в сторону рая. Ангел преграждает дорогу и говорит: «Извините, но вас в списках нет. Вам, извините, дорога в ад». Олигарх возмущается: «Как это, я же храм построил, пожертвования делал, детским домам помогал, столько денег на благие дела потратил». Ангел говорит: «Хорошо, деньги мы вам вернём, а в рай вам всё-таки нельзя». И я подумала, что это, конечно, высший миссионерский пилотаж. Апостол Павел называл это более старомодно: «Говори с эллином как эллин, а с иудеем как иудей». Ну а с олигархом – анекдотами.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры