издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Своими силами

Строители Ленской ТЭС справятся без преференций со стороны властей

«ЕвроСибЭнерго» отказалось от помощи государства в строительстве Ленской ТЭС. Как сообщил генеральный директор компании Евгений Фёдоров, речи о получении преференций со стороны властей больше не идёт, 2 млрд. долларов затрат на возведение парогазовой станции российские энергетики разделят с китайской корпорацией China Yangtze Power. Компенсировать инвестиции предполагается за счёт отдельного тарифа для потребителей электроэнергии, поставляемой с Ленской ТЭС. Единственное, что требуется от государства, – ускорить создание инфраструктуры для выдачи мощности станции.

Практически весь 2010 год ОАО «ЕвроСибЭнерго», объявившее о планах по строительству в Усть-Куте парогазовой электростанции из трёх энергоблоков общей мощностью 1,2 ГВт, пыталось добиться включения объекта в список договоров на предоставление мощности. Попадание в него, напомним, позволяет применять повышенные тарифы на мощность и тем самым гарантированно компенсировать затраты инвесторов на строительство новых энергоисточников. В прошлом году правительство Иркутской области с подачи «Иркутскэнерго» обратилось в Министерство энергетики РФ с предложением включить Ленскую ТЭС в схему ДПМ, однако ответа на него не последовало. В декабре 2010 года Фёдоров заявил, что компания намерена повторно обратиться в Минэнерго в 2011 году. 

Весной проект, о котором говорят уже три года, сдвинулся с мёртвой точки: был объявлен конкурс на разработку обоснования инвестиций в строительство Ленской ТЭС. А во время седьмого Байкальского экономического форума, проходившего в Иркутске с 12 по 14 сентября, генеральный директор холдинга En+ Group Артём Волынец сообщил журналистам, что разработка ТЭО должна завершиться в первом квартале 2012 года. Окончательная дата ввода станции в строй должна быть установлена при подготовке документации, но гендиректор «ЕвроСибЭнерго», выступая на международной конференции «Европа – Россия – АТР. Энергетика: интеграция и сотрудничество», рассказал о «сроках ввода в 2015 году». При этом он уточнил, что речь идёт о первой очереди станции, мощность которой составит 400 МВт, тогда как общая мощность объекта «потянет» на 1,2 ГВт. 

«Что бы я хотел отметить отдельно – мы не просим у государства каких-то специальных преференций, мы не просим включения этих проектов в перечень ДПМ», – подчеркнул Фёдоров. Затраты на строительство, которые он оценил в 2 млрд. долларов, возьмут на себя «ЕвроСибЭнерго» и китайская государственная корпорация China Yangtze Power. В качестве механизма возврата инвестиций энергетики предлагают ввести отдельный тариф для потребителей электричества с Ленской ТЭС. «Мы практически договорились с ключевыми потребителями, которые будут платить за электроэнергию по выделенному тарифу, пусть он будет и выше, чем те тарифы, что есть сейчас», – сказал гендиректор «ЕвроСибЭнерго».

В числе объектов, на которые будет поставляться электроэнергия, генерируемая на Ленской ТЭС, значатся Удоканское месторождение меди с потребностью 450 МВт, Чинейское железорудное месторождение (100 МВт), Холоднинский ГОК (30 МВт), нефтепровод «Восточная Сибирь – Тихий океан» (потребность в мощности после расширения второй очереди – 80 МВт) и Байкало-Амурская магистраль. «Потребность только первоочередных проектов составляет 300 мегаватт, – констатировал Фёдоров. – Если говорить о БАМе, то его максимальная пропускная способность сейчас составляет 9–11 поездов [в сутки], и если мы введём хотя бы два-три достаточно крупных угольных месторождения в Туве и Якутии, магистраль просто встанет. А уже в ближайшее время необходимо в два раза увеличить её пропускную способность и пропускать 20–24 пары поездов в сутки. Единственная причина, по которой мы не можем этого сделать, – отсутствие электроэнергии». 

Само по себе строительство электростанции в Усть-Куте эту проблему не решит, поскольку необходимо обеспечить схему выдачи её мощности. В первую очередь это касается линии электропередачи напряжением 500 кВ от Усть-Кута до подстанции «Чара» в Республике Якутия. Её строительство предусмотрено в Генеральной схеме размещения объектов электроэнергетики до 2030 года и в инвестиционной программе ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы», однако ввести её в эксплуатацию планируется лишь в 2020 году. «Но если мы хотим иметь Удокан в 2017 году, а Чинейское месторождение – в 2018-м, если мы хотим в 2015-м решить проблему энергоснабжения Бодайбо, эта линия должна быть построена к 2015 году», – заметил Фёдоров. И чтобы подчеркнуть свои слова, рассказал о плюсах ускоренного ввода ЛЭП: это возможности привлечения до 10 млрд. долларов частных инвестиций, добычи 70 тонн золота, 300 тонн серебра, до 500 тыс. тонн меди и 236 тыс. тонн цинка, а также утилизации до 4 млрд. кубометров попутного нефтяного газа, который будет использоваться в качестве топлива на Ленской ТЭС. «Я не буду повторять свои выводы, скажу только, что, на наш взгляд, необходимо в кратчайшие сроки скоординировать инвестпрограмму ФСК с нашими планами», – подытожил он. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры