издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Третьим будешь

С нового года региональные власти финансово простимулируют появление многодетных семей

  • Автор: Ангелина САЛОМАТОВА

На волне популярности демографического вопроса Иркутская область вслед за другими субъектами федерации намерена создать региональный материнский капитал. Планируется, что соответствующий законопроект в первом чтении будет принят на сентябрьской сессии Заксобрания, и уже с начала будущего года семьи, в которых родится третий ребёнок, наряду со средствами федерального материнского капитала смогут распорядиться 100 тыс. рублей, выделяемыми из областного бюджета. Другая новая мера поддержки устанавливает, что на такую же сумму смогут рассчитывать семьи, усыновившие любого по счёту ребёнка. Кто конкретно имеет право на получение средств, как ими воспользоваться и смогут ли эти выплаты повлиять на демографическую ситуацию, разбирался «Иркутский репортёр».

Типовой закон

Поводом к повсеместному принятию законов о местных капиталах стало послание президента РФ Федеральному Собранию от 30 ноября 2010 года, в котором Дмитрий Медведев выказал озабоченность демографической проблемой. В некоторых реги-онах, среди которых Республика Бурятия, Алтайский и Краснодарский края, Ленинградская и Московская области, подобные законы уже действуют. Выплаты там составят 100 тыс. рублей. Есть регионы, которым повезло меньше: в Тульской и Брянской областях региональные маткапиталы пополнят бюджеты семей только на 50 тыс. рублей. 

В Иркутской области получить соцподдержку могут матери или, в их отсутствие, отцы третьего или последующих детей. Законопроект касается детей, которые родятся с 1 января 2012 года по 31 декабря 2016 года. И женщины, и мужчины, претендующие на получение сертификата, должны иметь российское гражданство и на момент рождения третьего ребёнка не менее года прожить в Иркутской области. На сумму выплаты не влияют районный коэффициент и процентные надбавки.

Если мать будет лишена родительских прав, совершит в отношении ребёнка умышленное преступление или умрёт, то право на поддержку получит отец. Мужчина не сможет получить сертификат, если для предыдущих детей он является отчимом. Нельзя получить сертификат, если мать или отец были лишены родительских прав, а также если в отношении третьего ребёнка было отменено усыновление и при усыновлении пасынков или падчериц. 

Получить сертификат можно только один раз, а его средства использовать через три года со дня рождения третьего ребёнка. Однако законодатель сделал исключение и разрешил в любой момент обратиться за капиталом, когда он нужен на уплату первоначального взноса и процентов по кредиту на покупку или строительство жилья. В частности, это правило касается ипотечного кредитования. Согласно законопроекту, направлять безналичные средства на строительство и покупку жилья можно путём совершения любых не противоречащих закону сделок с организациями и физическими лицами. 

Если жильё допустимо покупать только в Иркутской области, то учить ребёнка можно в любом учреждении на территории России. Направить эти деньги можно на образование не только младшего из детей, главное, чтобы на дату начала обучения он не был старше 23 лет. Воспользоваться этим правом можно лишь после трёх лет с момента рождения третьего ребёнка. Родители могут воспользоваться не только любым из направлений, но и сочетать их между собой, распределяя сумму капитала по своему усмотрению. 

Вдобавок к законопроекту о капитале предстоит разработать нормативные правовые акты, которые детально определят, кто и как будет заниматься выдачей сертификатов. В частности, необходимо определиться, какой орган исполнительной власти будет уполномочен заниматься вопросами капитала, каковы будут правила ведения соответствующих регистров, подачи заявлений, направления средств и других вопросов. Учитывая, как дружно по всей стране принимаются законы о региональных материнских капиталах, можно предположить, что механизм их реализации будет схож. 

В преуспевшей в этом отношении Оренбургской области, где уже подписан пакет соответствующих документов, уполномоченным органом определено региональное министерство социального развития, создана рабочая группа по рассмотрению заявлений граждан, началось формирование базы семей, разработана форма сертификата с несколькими степенями защиты. Полномочия по приёму документов на выдачу сертификатов там возложены на территориальные органы соцзащиты населения, передаёт пресс-служба губернатора Оренбургской области. 

Опыт есть и в Омской области. Дополнительная форма поддержки введена там с начала этого года, выдано 1266 сертификатов, девять семей получили право досрочного использования средств. Как утверждают в правительстве области, на-ибольшим спросом среди обладателей сертификатов пользуется направление по улучшению жилищных условий. 

Не по потребностям 

Те, кто собрался завести большую семью, могут рассчитывать на помощь

По данным минсоцразвития Иркутской области, в прошлом году в регионе третьим или последующим ребёнком обзавелись 4 858 семей. Поэтому, высчитывают в министерстве, перемножение этого числа на сто тысяч показывает, что приблизительная ежегодная потребность в финансировании закона составит 485 млн. рублей, что для областного бюджета образца 2011 года является непосильной нагрузкой. Однако по расчётам авторов иркутского законопроекта, в 2012 году в бюджете необходимо будет ввести новую строку расходов в 148 млн. рублей. Планируется, что этих денег хватит на обеспечение желающих решить квартирный вопрос, так как, исходя из логики законодателя, воспользоваться средствами для погашения кредита захотят лишь 30% семей, имеющих право на получение сертификата. 

Экономическое обоснование затратного законопроекта об областном маткапитале, предоставленное министерством социального развития, опеки и попечительства, не раскрывает источников финансирования. Не торопятся с комментариями и в Заксобрании. Как объясняет председатель профильного парламентского комитета по здравоохранению и социальной защите Татьяна Семейкина, говорить о конкретных суммах ещё рано, так как основные выплаты придутся на 2015 год, и сейчас неизвестно, сколько семей будут рассчитывать на поддержку. 

Примером скромности былых бюджетных параметров по расходам на улучшение ситуации с рождаемостью является действующая сейчас областная программа «Демографическое развитие Иркутской области» на 2009–2015 годы. За все годы из областной казны на неё планировалось выделить 845 млн. рублей, которые помогли бы сократить убыль населения, повысить рождаемость и среднюю продолжительность жизни. Финансирование на этот год должно было составить 149 935 тыс. рублей, однако на деле в бюджет этого года на данную программу было заложено чуть более 3,5 млн. рублей. 

Дополнительных затрат – около 20 млн. рублей потребует и введение новой меры поддержки для семей, усыновляющих детей. Однако эти деньги понадобятся только в 2014 году, так как пособия можно будет получить только через три года после принятия судебного решения об усыновлении. Отдельный законопроект «О дополнительной мере социальной поддержки граждан, усыновивших (удочеривших) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» также будет рассмотрен на предстоящей сессии Заксобрания. 

Выплату в 100 тыс. рублей на каждого ребёнка смогут получать семьи, после 1 января 2011 года усыновившие одного или более детей, состоящих на учёте органов опеки и попечительства Иркутской области. По данным демографов, такая мера будет иметь точечный положительный эффект, но заметного влияния на ситуацию в целом не окажет, так как доля усыновляемых детей в регионе мала. В прошлом году нашли родителей 288 сирот Приангарья, из них в семьи с российским гражданством попали 196 детей. 

[title=»Большинство не хочет» width=»100%»]
Ангарский филиал Восточно-Сибирского научного центра экологии человека ВСНЦ СО РАМН провёл социологическое исследование среди жителей Иркутска и Ангарска, согласно которому 60% двухдетных семей не хотят заводить третьего ребёнка, хотели бы родить третьего ребёнка в 25% семей, остальные с ответом определиться не смогли. Среди однодетных семей 67% опрошенных хотели бы иметь второго ребёнка, не хотят второго 17%, затруднились ответить 16%. В ближайшие два-три года собираются иметь хотя бы ещё одного ребёнка 34,7% семей. 
Не рожают, ссылаясь на неподходящие жилищные условия, 23%. На неприемлемые материальные условия  и неуверенность в завтрашнем дне жалуются по 18%. Почти по 20% семей отметили отсутствие поддержки государства и плохую экологическую обстановку. «В настоящее время из контингента опрошенных одного ребёнка «могут позволить иметь, не ущемляя себя материально» 47% семей, двух детей –  40%, трёх и  более  – 7,5%. Таким образом, среднее число детей, которое семья может иметь, «не ущемляя себя материально», составило 1,5. Фактически на момент исследования показатель среднего числа детей на семью составил 1,4», – приводит данные кандидат медицинских наук, представитель АФ ВСНЦ экологии человека Алла Боева. 
Выяснилось, что больше других хотят детей юноши-студенты. Показатель «желаемого при всех необходимых условиях» числа детей был самым высоким при опросе этой категории и достиг 2,74. Среднее ожидаемое число детей среди девушек-студенток и семейных женщин составляет 2,25–2,27.  Двухдетная модель семьи у основного числа респондентов стоит на первом месте. 
На втором месте у подростков и студентов двухдетная модель,  у семейных – трёхдетная. 
Как показывают цифры, в целом ожидания студенческой молодёжи в плане детей достаточно высоки и будущие родители видят для себя перспективу. Однако, как отмечают исследователи, «положительное отношение молодёжи к добрачным связям и незарегистрированным бракам свидетельствует о снижении ценности социального института семьи и указывает на необходимость учёта этого фактора при формировании и реализации государственной семейной политики». 
В свою очередь собеседники «Иркутского репортёра», среди которых демографы, географы, социологи, признают, что при принятии решений на федеральном и региональном уровнях власти редко опираются на уже существующие исследования региональной специфики. В частности, представители Института социальных наук ИГУ, Института географии им. Сочавы СО РАН, а также АФ ВСНЦ экологии человека СО РАМН, занимающихся исследованием проблемы, заявили, что к разработке положений о региональном материнском капитале их никто не приглашал. Более того, эксперты уверены, что в масштабах больших потерь населения за счёт отрицательного сальдо миграции и естественной убыли подобные меры социальной поддержки не способны значительно повлиять на демографическую ситуацию. 
Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры