издательская группа
Восточно-Сибирская правда

ЛИГИонеры

Как «ботаник» и троечник создали лигу молодых бизнесменов

Артёму Селезнёву 20 лет, его товарищу Антону Ефимову – 26. У первого своя группа компаний в Иркутске, у второго – проект по воспитанию таких, как Артём, юных и успешных. Вместе они организовали лигу молодых предпринимателей: подтянули инвесторов, нашли офис, собрали участников – тех, кому ещё нет 30. Именно до этого возраста, уверены авторы проекта, у людей «сохраняется в глазах огонь, с которым можно пробиваться в любые кабинеты», и вера, что «менять мир можно в чёрном свитерочке, джинсах и кедах». Сами организаторы лиги вполне соответствуют этим требованиям. А ещё они недолюбливают чиновников, восхищаются Стивом Джобсом и Марком Цукербергом и занимаются благотворительностью.

«Тёма, они не юзают «ВКонтакте»

Авторов лиги я вижу впервые в мэрии на круглом столе, посвящённом молодёжному предпринимательству. Перед началом Артём энергично здоровается за руку с большинством присутствующих, постоянно отвлекаясь на телефон. Его товарища Антона Ефимова почти не видно: он занят ноутбуком с презентацией лиги. «Типичные троечник и «ботаник», – подтвердили они уже на интервью. Артём и Антон познакомились этим летом в лагере «Байкал- 2020». «Я там был соорганизатором бизнес-площадки. Антон выступал с докладом про стартапы и бизнес-акселератор. В итоге он получил деньги на создание портала молодого предпринимателя. С этого всё и началось», – говорит Селезнёв. Сейчас в оргсостав Иркутской лиги молодых предпринимателей входят более 30 человек, инвестиционный фонд составляет более 5 млн. рублей. 

– Долго искали людей, согласных вкладывать в лигу?

Артём Селезнёв (А.С.): Нет. За два года, которые занимаюсь бизнесом, наработал связи с предпринимателями. Во многом это помогло собрать попечительский совет для лиги. Все, к кому мы обратились, согласились сотрудничать с нами. В частности, Александр Соболев, владелец группы компаний «Инвест 38». Лига стала структурным подразделением его благотворительного фонда «Оберег». Этим мы сняли с себя вопросы по регистрации, найму юристов и бухгалтеров. Существуем теперь как общественная организация. Хотя нам говорили, мол, школа должна быть с деньгами. Представьте, если даже 300 человек скинутся по 1000 рублей, то получим 300 тысяч рублей. В принципе, неплохие деньги. Но это было бы козлячеством – получать на знаниях деньги. Это могут позволить себе только известные практики или гастролёры, которые ездят по России и рассказывают про бизнес, но сами его никогда не создавали. В общем, деньги мы будем зарабатывать иначе. 

Антон Ефимов (А.Е.): Мы живём в век сложных продуктов. Нужно зарабатывать не на монополизированных знаниях, а на делах. Поэтому хотим создать площадку, на которой знания могли бы быть доступны максимально всем. А средства будут аккумулироваться в фонде лиги, который наполняют инвесторы. Кстати, можно я обращусь к молодым людям, которые хотят заняться бизнесом? Ребята, вот мы! И конечно, партнёры, мы здесь! Понимаете, на этом этапе нам нужна любая помощь. Лига нуждается в дополнительных попечителях, экспертах, деловых партнёрах. Недавно, к примеру, нашли человека, который готов лоббировать наши интересы на уровне областного правительства.

– Вам не кажется, что любая причастность власти к подобным проектам снижает шансы на их реализацию? 

А.С: Смотря какой чиновник попадётся. Есть же бумажные чиновники, а есть нормальные. К примеру, Алексей Альмухамедов [заместитель мэра Иркутска]. Мы к нему обратились с проектом лиги и сказали, что это наши задачи – найти стартапы, людей, деньги. У администрации мы попросили лишь рассказать о нас, устроить круглый стол, дать контакты. Виктору Ивановичу [Кондрашову] наш проект тоже нравится. Знаете, я пытался рассказать о проекте министру по молодёжной политике Игорю Иванову. А потом смотрю: открывается Центр поддержки молодых предпринимателей от фирмы «Илига», которой руководит известный общественник Ильдус Галяутдинов. Спустя четыре месяца на одном публичном событии по молодёжному предпринимательству я спросил у собравшихся, кто знает об этом центре. Ни один из ста человек не поднял руку. Оказалось, что о центре они сообщили только на сайте мэрии и в газете «Областная». 

А.Е.: Тёма, они не юзают «ВКонтакте» (смеётся). Вообще не стоит сильно надеяться, что государство поможет. Просто чиновники работают в системе, которая настолько огромная, неповоротливая, что даже при желании элементарные вещи делать очень сложно. Могу привести свой пример. Мне повезло столкнуться в области с чиновником, который помогал как мог, когда я обратился за местом в бизнес-инкубаторе. Мне нужно было помещение для работы со стартап-командами. Поскольку проект задумывался как общегородской, площадки вузов для него не подходили. Иркутский бизнес-инкубатор по формальным признакам нас устраивал. Но чтобы получить ключи от него, нужно было достучаться до замминистра имущественных отношений. И всё это при том, что у бизнес-инкубатора сейчас нет управляющей компании, а внутри сидят в большинстве своём не инновационные компании (например, по производству рекламных стендов). В отсутствие нормальных управленцев получился очередной бизнес-центр, но на льготных условиях и «по блату». Пробиваться туда мне помогал Олег Кобелев (начальник отдела развития промышленности министерства экономического развития, труда, науки и высшей школы Иркутской области. – «Конкурент»). Он за меня справки пробивал, звонил. Я убедился, что адекватные люди есть везде, но им тоже приходится продираться через систему. 

– Ключи от инкубатора дали? 

А.Е.: Да. Но за это время мы уже нашли помещение: нам его предоставил бизнесмен, попечитель лиги Александр Соболев, глава группы компаний «Инвест 38». Инкубатор не пригодился.

Отбор резидентов 

Список попечителей лиги пока небольшой, но внушительный. В молодых бизнесменов согласились вкладывать Игорь Кокоуров (ГК «Материк»), Сергей Тен (ГК «Труд»), Андрей Таюрский (фонд «Меценат»), Сергей Скворцов (рынок «Знаменский»), Борис Близнюков («Деловая сеть Иркутск») и Ольга Иванова (ИД «Конкорд»). Артём и Антон – вроде коммуникаторов между ними и молодыми предпринимателями. На встречах с попечителями потенциальным участникам лиги дали возможность задать вопросы и понять, куда двигаться. В результате из 300 человек, подавших заявки, в лиге окажутся те, кто на месяц пойдёт учиться в Школу молодого предпринимателя, а затем представит свой проект на суд инвесторам. 

– Где будет находиться коллективный офис лиги? 

А.Е.: В Иркутске, на Александра Невского, 38. Креативное двухэтажное здание. 

А.С.: Здание на самом деле отстойное. Его нам предложил Александр Соболев из группы компаний «Инвест 38». Ему это здание досталось от мэрии. Проблема была в том, что в подвале дома находится некий архив ленинистов, поэтому дом считается памятником культуры. И сделать там нормальный капремонт или снести его сложно. Сейчас оформляем документы, чтобы реконструировать. Бюрократия конкретная, с апреля мучаемся. 

А.Е.: Офис будет необычным. Участникам лиги туда можно будет свободно приходить. Поставим диванчики и оборудуем семь рабочих мест с Интернетом, которые предназначены для новичков, не успевших даже офис снять. В идеале должна получиться площадка для бизнес-тусовки. 

– Когда стартует проект? 

А.Е.: С 17 октября начала работу Школа молодого предпринимателя. Там идёт отбор проектов и создание стартап-команд для лиги. Школа нужна для того, чтобы собрать команду единомышленников. Пока у нас более 300 заявок, хотя мы ориентировались на 50 человек. В школе в течение месяца мы будем собираться три раза в неделю – на встречу с гостем, на лекцию от эксперта и на практическое занятие. 11 ноября планируем закончить образовательный блок и дать возможность командам «прокачать» их проекты. А 28 ноября состоится «краш-тест» – презентация проектов перед попечителями. И там уже будут выбраны первые резиденты центра, который мы хотим превратить в бизнес-акселератор. Иначе говоря, место, куда люди приходят с идеей, а выходят с готовой компанией на рынок. 

«Балаболка», «голова» и «исполнитель»

Типажи троечника и «ботаника» в ходе разговора закрепляются за Артёмом и Антоном окончательно. Один много говорит, перебивает и не стесняется сообщать о своих успехах в предпринимательстве. Как и положено талантливому троечнику, бизнесом занялся рано, отчего был исключён со второго курса ИГУ. Сейчас учится на «заочке» БГУЭПа и параллельно читает лекции студентам про стартапы, тайм-менеджмент, общение с инвесторами. Антон, наоборот, добросовестно отучился на факультете бизнеса и управления ИрГТУ. Однако оба утверждают, что профильное образование во многом не соответствует тому, чем приходится заниматься на практике. 

– А где, по-вашему, надо учиться предпринимателю? 

А.Е.: Знаете, как ни странно, не на профильных специальностях. По статистике, физики – самые успешные предприниматели. В том же списке Forbes в основном технари. Такой парадокс. Людей специально не учат вести бизнес, но они почему-то очень эффективно это делают. 

А.С.: Думаю, никакой технологии воспитания и взращивания предпринимателей нет. В современных условиях это могут сделать люди без специального образования. Раньше у нас было три фактора производства: труд, земля, капитал. Сейчас к ним добавились информация и идея. Можно обладать только ими, чтобы начать бизнес. К примеру, у Марка Цукерберга (основатель социальной сети Facebook. – «Конкурент») были информация и идея, под которые он нашёл инвестиции. Это пример того, как начать можно и без денег: просто сидеть писать программный код, готовить продукт, а инвестиции искать потом. У меня вышло так же. Сейчас у меня 11 бизнесов, хоть и мелких. Они объединены в группу компаний «Банановые братья». А название такое, потому что меня с шестого класса «Бананом» называют.

– С чего начинался твой бизнес? 

А.С.: Мы со знакомым дизайнером делали визитки. Нас заметили, потянулись к нам солидные клиенты. За пару месяцев мы заработали на офис и технику. Единственная моя инвестиция в старт бизнеса составила 900 рублей на визитки. Сейчас годовая прибыль группы – около 6 миллионов рублей. Так стало понятно, что в любой нише есть место для компании с нестандартным, осмысленным подходом. Хотя перед тем как я начал заниматься рекламой, меня убеждали, что есть сто рекламных агентств. Но не-

удачники, как только чувствуют, что ты сейчас прорвёшься, хотят, чтобы ты оставался в их числе. На этом этапе как раз и происходит рождение предпринимателя. Либо ты выстоишь, либо останешься неудачником. Если у тебя есть огонь в глазах, ты можешь пробиваться в любой кабинет.

– Родители помогали на старте? 

А.С.: Поначалу были даже против. Хотя именно они меня всегда убеждали, что нет границ в мире и можно стать кем угодно и заниматься чем угодно, если есть желание. Сами они не предприниматели, мама – юрист, папа работает в сфере ЖКХ. Всегда помогали советом, но деньги на бизнес я у них никогда не занимал. Сейчас работать по 18–20 часов в сутки и чувствовать себя бодрым мне помогает фраза: «Меться в солнце. Если даже ты промахнёшься, ты останешься среди звёзд». 

– Как выглядит, по-твоему, идеальная команда для стартапа? 

А.С.: Участники должны дополнять друг друга. Первая роль – «балаболка», он может убедить людей в чём угодно. В нашей команде по бизнесу эту роль выполняю я. Вторая роль – «голова», стратег. Ну, и тактик, конечно, «исполнитель». Мне нравится такое разделение функций, оно приносит деньги. 

– Какую компанию в группе ты открыл первой? 

А.С.: Рекламное агентство. Сейчас у группы 11 направлений: фотостудия, типография, веб-студия, дизайн, звукозапись, настольные игры, интерактивные развлечения, образовательные услуги, магазин эмоций, продажа одежды. Но я далеко не везде единственный учредитель. Вкладывал почти везде собственные средства, первые инвестиции привлёк всего полгода назад для старта проекта, связанного с образованием. Вообще считаю, что лучше иметь в разных бизнесах по 30%, чем единолично владеть одной компанией. Диверсификация даёт больше возможностей для развития. 

– В каком направлении лучше идут дела? 

А.С.: В рекламе. Нам поступают заказы из Москвы, Перми, Нижнего Новгорода, потому что мы разрабатываем необычные, эффективные рекламные стратегии. В случае, к примеру, с типографией сложнее: конкуренция высокая, оборудование дорогое, товар стандартный. 

– Считается, что человек, начиная бизнес, думает о жизни на Баунти, красивых машинах и женщинах. А ты себе что представлял? 

А.С.: Как сказал Марк Цукерберг, для настоящего молодого предпринимателя нужны две вещи – что покушать и где поспать. У меня, кстати, до сих пор нет своей машины. Я езжу с водителем, и мне так удобно. Когда я начинал бизнес, думал, что теперь смогу заниматься благотворительностью. Сейчас есть несколько детских домов, с которыми мы работаем, например книги привозим. Деньги могут решить много проблем, как и власть. Но до неё путь долгий, поэтому я решил зарабатывать деньги. В любом случае, никогда я не хотел начинать бизнес ради роскошных машин или девушек. Это оболочка и фальшивка. И прямой путь к неудаче, потому что в этом случае люди не думают о содержании, а значит, не любят своё дело.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры