издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Эко-fresh на Байкале

Бизнесу предложили новое сочетание – предпринимательство и экологичность

В прошлом номере наша газета уже писала о прошедшей в Байкальске очной сессии первой в России «Школы экологического предпринимательства». Сегодня наш постоянный автор и один из экспертов ШЭПР Анна Каправчук продолжит рассказ о том, что осталось за рамками репортажной публикации, – о сути разрабатывавшихся проектов и о технологии «проектного тренажёра», впервые применённой в Прибайкалье.

Почему над Байкалом дирижабли не летают?

Участие в очной сессии ШЭПР было итогом конкурсного отбора заявок-проектов. Среди заявок, не прошедших первичный фильтр, наибольший полёт фантазии проявил автор проекта «Дирижабль»: он хотел найти инвестора на покупку 54-метрового дирижабля, чтобы расширить спектр предложений элитного отдыха на Байкале. На осуществление проекта (покупка, строительство 66-метрового ангара высотой с шестиэтажный дом, обучение стартовой команды и пилотов) изыскивалось около 1,8 млн. долларов, сроки окупаемости этих инвестиций рассчитаны не были. Не было учтено и то, что для окружённого горами Байкала, над которым регулярно рождаются мощные ветра, дирижабль – далеко не самый безопасный вид транспорта. 

Часть проектов отклонили эксперты, от части отказались сами заявители, часть не смогли набрать сторонников для создания проектной команды. Не нашлось желающих, например, соучаствовать в проектах создания дизайнерских объектов интерьера из бытового мусора и изготовления «сибирского изюма» и концентрированного сока из клюквы, черники и других местных ягод. «Ярмарка идей» в первый день оказалась непреодолимым барьером для девяти из 19 заявленных проектов: сказалось и неумение кратко доносить основную идею, и малое количество «свободных радикалов» – ребят, приехавших без собственного проекта.

Если уж мечтать, так ни в чём себе не отказывать

«Проектный тренажёр» – технология, заимствованная фондом «Возрождение земли сибирской» у новосибирской «Школы социального предпринимательства». Технология эта хороша постепенностью: в серьёзную работу над проектами ребят «втягивали» через ролевую игру, через соперничество с другими командами, через борьбу за баллы, зарабатываемые прохождением семинаров и мастер-классов, защитой концепций, апробациями проектов и решением кейсов соперников. Учёба была взаимной: эксперты учили ребят бизнес-планированию, анализу рисков, маркетигу, работе со СМИ, экоаудиту. И учились у них, порой завидуя юношескому максимализму, вере в свои силы, амбициозности, стремлению ставить масштабные цели и настойчивости в их достижении. 

В один из первых дней работы ребята дискутировали по технологии Уолта Диснея, последовательно меняя роли с мечтателей на критиков, с критиков на реалистов, с реалистов снова на мечтателей. Мечтали широко – например, о том, что «на разогреве» у гонки «БайкалБайкТрофи» будет выступать Леди Гага, и о том, что их франшизу будут мечтать приобрести все курорты мира. 

Мечталки и хотелки авторов проектов начали разбиваться о реалии уже в первые дни работы. Например, авторы проекта «Аэротруба» выяснили, что в Байкальске элементарно нет таких свободных мощностей для подключения к электросетям, которые нужны для функционирования устройства. К тому же всех парашютистов, спасателей и экстремалов региона не хватит для того, чтобы окупить приобретение и шеф-монтаж дорогостоящего оборудования. Проект «сдулся»: сперва инициаторы решили реализовывать его не в Прибайкалье, а в Новосибирске, а позже, убедившись в своём отставании по баллам от конкурентов, предпочли выйти из борьбы. Их младшие товарищи повели себя более спортивно: с нуля разработали и защитили новый, более реалистичный проект.

ЭКОномика или ЭКОлогия?

Эксперты и мастера сопровождения проектов заранее договорились, что экопредпринимательством будут считать инициативную хозяйственную деятельность в целях получения прибыли или иной выгоды с учётом экологических требований, направленную на избежание и/или снижение негативного воздействия на окружающую среду, а также на улучшение экологических показателей. В зависимости от позиции экспертов (в приоритете у одних была экология, у других – экономика и востребованность проекта) команды нередко выслушивали диаметрально противоположные оценки своих инициатив. Тем и хорош «экспертный конвейер»: за несколько дней начинающие предприниматели смогли обсудить свои идеи с таким количеством профессионалов, какое не всем доступно и за несколько лет. 

По мнению сопредседателя «Байкальской экологической волны» Марины Рихвановой, ни один из представленных проектов не был экологически недопустимым, однако в части из них экономика вступала в противоречие с экологией. Например, автор проекта – победителя школы Татьяна Петрова планирует организовать производство из отходов пластика полимер-песчаной черепицы. При нагреве многих видов ныне выбрасываемого пластика выделяются вредные вещества; если же пластик предварительно сортировать и выделять только те виды, которые не вредно плавить, проект перестаёт быть рентабельным. 

Планировали, планировали, да не выпланировали

Больнее всего начинающие предприниматели «приземлялись» на тех этапах работы, когда требовалось обосновать реалистичность их планов. Одним хотелось акклиматизировать опыт сингапурских парков семейных развлечений – без учёта наличия на Байкале штормовых месяцев с дождями и пронизывающими ветрами. Другие рассчитывали наладить в Байкальске сортировку мусора – и выясняли, что город вместе со всеми окрестными турбазами не генерирует то количество отходов, которое необходимо для окупаемости проекта, а привозить чужой мусор и невыгодно, и неэкологично. Да и доля мусора, которую они хотели бы отправлять на вторпереработку (40%), в разы превышает долю, которую удаётся отсортировывать европейским странам. Команда проекта «Выращивание гриба вешенки» насчитала себе рентабельность свыше 180%: ребята недоучли риск потери урожая при нарушении температурного режима и понадеялись, что сразу смогут продавать всю выращенную продукцию. 

Александр Каменецкий, руководитель проекта «En+ Management», 10 лет возглавлявший Государственный фонд развития малого предпринимательства Мурманской области, на своей «станции» экспертного конвейера заметно отрезвлял мечтателей:

– Ребята просто не знали, как правильно просчитать свои доходы и расходы. Неожиданностью для многих из них было то, что, если в рассчитанной ими таблице доходов и расходов увеличить расходы в два раза и вдвое уменьшить доходы, а результат останется положительным, бюджет можно считать более-менее реальным. Ещё одной неожиданностью стало то, что ребята не знали, что они будут создавать – ООО или ИП – и какое налогообложение будет применяться к их бизнесу.

Чью проблему вы решаете?

«Эти четыре дня – как полгода учёбы и сданная сессия», – резюмировала свои впечатления Елена Боровских, автор проекта сувенирной мастерской «Макошь». Команда измаялась, пытаясь найти ответ на вопрос, какую проблему клиентов решает этот проект. «Нет проблемы – не будет и бизнеса», – говорили эксперты, и команда отправлялась думать снова. Этот проект на школе пережил существенную трансформацию: от требующей миллионных вложений затеи с созданием на арендных площадях очередной сувенирной лавки к малобюджетной службе, помогающей самодеятельным мастерам реализовывать свои изделия. 

Апробация прошла

Одно из требований для допуска проекта к защите перед инвесторами – проект должен был прямо на школе пройти апробацию. Опросы не принимались – нужна была «проверка действием». «Сувенирщики» провели мастер-класс по изготовлению «ляльки в люльке». «Полимерщики» продемонстрировали, как выглядит сырьё для полимер-песчаных изделий, рассказали о технологии, дали всем желающим пощупать готовые тротуарные плитки и черепицу. «Грибоводы» сообщили о пользе вешенки и подарили мини-сборники рецептов грибных блюд. «Коневоды» покатали желающих на «необъезженном жеребце», собранном из двух подростков. Создатели будущего «БайкалПарка» – сети дорожек для даунхилла и кросс-кантри – провели экскурсию на склон, продемонстрировав, каким образом горнолыжные трассы «Горы Соболиной» могут летом преображаться в велотрассы разной степени экстремальности и приносить доход. В ходе апробации выяснилось, что проект интересен и аудитории среднего возраста, хотя изначально задумывался как развлечение для юных.

Хотя в отчётах ребята писали, что апробация успешно прошла у всех, даже краткий эксперимент показал, что не все надежды оправдаются. Например, «переработчики» пытались организовать после обеда раздельный сбор отходов – и убедились, что даже в экошколе далеко не все поддерживают это нововведение: «Вам надо – вы и очищайте от объедков и сами сортируйте». 

Берёшь чужие и на время

В головах некоторых старшеклас-сников и студентов оказалась полная каша из понятий «инвестор», «спонсор» и «благотворитель». Обсуждая свои идеи с мастерами сопровождения проектов, ребята понимали, что отдавать инвесторам деньги всё равно придётся из своих, кровью и потом заработанных, да ещё и долей в бизнесе нужно будет поделиться. Например, Татьяна Петрова, оценив перспективы своего проекта (сырьё её предприятию сможет поставлять предприятие отца), решила, что лучше взять недостающие 600 тыс. рублей в кредит, чем искать инвестиции и терять контроль над семейным бизнесом. Проекту «Макошь» инвестиции оказались и вовсе не нужны – в нынешнем виде команда может реализовать проект на собственные средства. 

Презентуй и докажи

Открытием для меня стало то, что нынешние школьники поголовно свободно владеют программами для создания презентаций, легко играют шрифтами, некоторые неплохо обрабатывают изображения. В кармане у многих – телефоны с выходом в Интернет, так что и поиск иллюстраций не был для них проблемой. Сформулировать свою мысль понятно для слушателей для них гораздо сложнее, чем оформить чужую мысль в слайды презентации. Трудно и достойно выступить перед коллегами и экспертами: на собственном опыте некоторые команды убедились, что лидер проекта – далеко не лучший презентатор. Именно поэтому перед «выходом на публику» каждая команда проходила ряд консультаций и две «предзащиты» – по содержанию/наполнению/визуальному оформлению презентации и по публичным выступлениям. 

Финиш и награды

Как это часто бывает в жизни, те, кто лучше всех учится, не всегда лучше всех работают. Четыре дня гонки за баллами в обучающей программе завершились презентацией проектов перед инвесторами и экспертами – и главные награды достались тем, у кого были более зрелые и реалистичные проекты, а не тем, у кого были лучшие «отметки в табеле». Ряд «бонусов» школы оказался и вовсе за её временными рамками. Например, автору проекта «Baikalpark.ru» Евгению Гришкевичу, уже создавшему сеть кросс-кантрийных дорожек на Ольхоне и три года проводившему там гонку «БайкалБайкТрофи», удалось заручиться поддержкой представителей администрации Байкальска и «Горы Соболиной». 

Ещё одна награда стала общей: уровень представленных проектов и тот настрой, с которым проходила их защита, убедили представителей основного донора школы – компании «En+ Group» – в правильности решения о финансировании зимней сессии ШЭПР в первой декаде февраля. По словам менеджера проектов по устойчивому развитию компании «En+ Group» Марии Грачёвой, специально прилетевшей на финал ШЭПР из Москвы, она намерена принимать участие в подготовках обучающих сессий и по возможности участвовать лично. 

Далеко не все из презентовавшихся на итоговом заседании проектов их авторы намерены реализовывать: некоторые из выступавших ставили своей целью просто «довести начатое до конца и показать, чему научились». Например, команда проекта «Байкальский ипподром «Пегас» в ходе работы убедилась, что идея сыра, как овёс, в расчётах рентабельности ещё конь не валялся, а один из главных рисков – некомпетентность команды: из четырёх работавших над проектом человек только двое когда-либо сидели верхом. 

Но есть и весьма настойчивые шэпровцы. Например, одна из самых младших участниц очной сессии, 15-летняя ангарчанка Майя Кузьменко (её проект с первой попытки не смог набрать достаточно сторонников), намерена доработать его, заранее сформировать собственную команду и подать заявку на участие в следующей, зимней сессии школы. Её задумка «Релаксационные курсы выходного дня для женщин «Байкальский берег», по мнению отдельных экспертов, стала одной из самых свежих и небанальных идей сессии.

Страшная приставка из трёх букв

Для Байкальска, у которого не первый год лихорадит градообразующее предприятие, характеристика «эколог» – почти оскорбление. Экологи и их акции воспринимаются байкальчанами как угроза стабильности существования. Тем отраднее то, что в рамках очной сессии юные байкальчане убедились: «эко» может не только лишать доходов, но и приносить их, не только сгонять целлюлозников с обжитых мест, но и привлекать на территорию специалистов. Первые инвестиции – пока всего лишь от «Народного инвестора» – уже получил один из проектов. И отрадно, что убедить отдать свои деньги народных инвесторов (а голосовал каждый, кто вложил в общую копилку хотя бы 100 рублей) удалось именно байкальчанам – тем, кто замыслил выращивать гриб вешенку. Сертификат в «Мвидео» на 20 тысяч рублей грибоводы планируют потратить на приобретение экономичных светильников. Осталось привлечь ещё несколько десятков тысяч рублей – и первый из разработанных на ШЭПР экологично-безотходных проектов стартует. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры