издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Своё прочтение Вампилова

Мини-фестиваль любительских театров состоялся в культурном центре Иркутского энергоколледжа. С автором идеи проведения фестиваля и его организатором Валерием Кирюниным беседует театровед Сергей Захарян.

– Валерий Дмитриевич, как возник замысел этого театрального праздника? 

– Идея фестиваля под названием «День Вампилова» возникла в августе в Утулике, где проходил фестиваль «Театральная осень на Байкале», посвящённый памяти Леонида Беспрозванного. Там сошлись несколько спектаклей по Вампилову, и я решил, что это должен увидеть Иркутск. Любительский театр в минуты вдохновения радует свободой от «вампиловских» штампов: от того, как принято играть нашего знаменитого земляка в театре профессиональном, что тут можно и что нельзя.

– В театре «Ковчег» из Усолья герои «Старшего сына» запели: это и впрямь было свежим решением. Спектакль нащупывает собственную интонацию для каждого, причём звучат ностальгические песни начала 70-х – вампиловского времени. Только название классической пьесы мне всё же нравится больше, чем придуманное режиссёром Валерием Туровцом (он же исполнитель роли Сарафанова) – «Не пропустите ангела». Ещё я бы отметил самого режиссёра в главной роли – со стихами собственного сочинения. И Сильву (Анатолий Иванов-Григорьев): актёр не спешит «разоблачать» своего героя, Сильва у него получается живой и симпатичный.

– Я помню один питерский спектакль, где актёры прикидывались провинциалами, пока не появилась баба с авоськами, со смешным «шишом» на голове – Нина Усатова, и всё стало на свои места: она всё про эту жизнь знает. Так было моментами у усольчан. Я подумал: это в Усолье провожали девушек на электричке Бусыгин и Сильва – и как оттуда добраться ночью до Иркутска?

– Усольчанам вручила свой персональный приз Галина Солуянова, создатель музея Вампилова, сопредседатель правления фонда его имени, – красноречивое признание.

– Кроме спектакля, усольчане привезли двух чтецов с прозой Вампилова – это Евгений Барабаш («Успех») и Мария Лошанина («Весёлая Танька»).

– Ещё про тех, кто «всё про эту жизнь знает»: это уникальный немолодёжный театр «Белая ворона» Ольги Шмидгаль (известной актрисы из драмтеатра) с неожиданным, даже дерзким спектаклем «За околицей». Это самодеятельные посиделки пожилых односельчан возле дома, где прощаются два молодых героя пьесы Вампилова «Дом окнами в поле». «Пожилые» поют, рассказывают свою жизнь (артисты рассказывают свою собственную жизнь!), и пока они на сцене, молодые не расстанутся. Вампилов «домыслен», но как это по-живому!

– Мне всё хотелось, чтобы собственно вампиловские герои были поактивней в спектакле, но самозваные «сваты» делают своё дело с таким азартом, удовольствием, что это подкупает. И мне кажется, этот азарт, который передаётся в зал, более чем оправдывает соседство любителей с профессионалами на нашем фестивале. Лина Иоффе, завлит ТЮЗа, составила как бы новую вампиловскую пьесу – в основном по его записным книжкам, – а Александр Гречман с тюзовскими артистами поставил по этому тексту спектакль «Прощай и здравствуй».

– Режиссёрская фантазия Гречмана впечатляет: каскад отточенных мизансцен, великолепно освоенное пространство, пластичность и энтузиазм актёров… здесь привлекает авторский стиль, который я бы назвал «азартным абсурдом». Продолжением этой работы видится спектакль по афоризмам, скажем, Хармса или Ларошфуко. То есть записки Вампилова «для себя» просятся в достойный игровой контекст.

– Легендарный «Чудак», полувековое детище недавно ушедшего Леонида Владимировича Беспрозванного, привёз на фестиваль «Двадцать минут с ангелом». Как хорошо держится спектакль самого Беспрозванного, как правдив в роли Хомутова Александр Говорин, нынешний руководитель театра: этому «ангелу» веришь безоговорочно. Вина перед похороненной только что матерью приводит его в гостиничный номер к алкашам, которым не на что похмелиться…

– И вот уж что редко на профессиональной сцене: «алкаши» – Сергей Метёлкин и Владимир Путята – живые люди, которые вышли на сцену не за дешёвым успехом у случайного зрителя. И ещё хорош Жених – Евгений Белов: чаще всего на сцене это примитивный жлоб, а здесь у персонажа своя правда.

– И ещё одна, далеко не последняя по значимости, удача этого мини-фестиваля: молодая публика, среди которой студенты энергоколледжа. Ребята явно впервые открывали для себя ситуации и тексты Вампилова, и реакция их была живой, непосредственной, обнадёживающей. Они начнут узнавать, как молодой гений дышал одним с ними воздухом, ходил по тем же улицам, заходил в дом, где теперь они находятся. Они встретились с Вампиловым. 

Читайте также
Свежий номер
Фоторепортажи
Мнение
Пресс-релизы
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер
Adblock
detector