издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Надо как минимум удвоить запасы»

Для «серьёзного нефтедобывающего центра» Восточной Сибири не хватает более полумиллиона тонн нефти

  • Автор: Лариса ШЕЛЕХОВА

Третий гигантский нефтегазовый комплекс России зарождается в Восточной Сибири и Якутии, констатируют геологи. Возможности новой территории оцениваются в 64 млрд. тонн условных углеводородов. Из них 20% – нефть, 80% – газ. В перспективе, рассчитывают геологи, восточносибирская нефть может занять 15–20% в общем объёме добычи страны. В пику оптимизму учёных новая провинция пока остаётся самой малоизученной. В частности, не открыты 36 крупных и уникальных месторождений нефти, 151 – газа. Без основательных вложений в разведку, соглашаются геологи, отрасль ожидают серьёзные проблемы, в том числе с заполнением второй очереди ВСТО.

Тревожные тенденции

«Мы являемся свидетелями того, как нефтегазовый комплекс перемещается в Восточную Сибирь, а конкретно в Иркутскую область», – заявил на заседании по проблемам геологии и разработки месторождений нефти и газа в Иркутске председатель СО РАН Александр Асеев. Его коллега научный руководитель Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А.А. Трофимука СО РАН академик Алексей Конторович добавил, что это «уникальный момент», когда «рождается третий гигантский нефтегазовый комплекс России после Волго-Уральского и Западно-Сибирского». «РАН придаёт огромное значение развитию нефтегазового комплекса Восточной Сибири и Якутии – того, что на геологическом языке мы называем Сибирской платформой, или Лено-Тунгусской нефтегазоносной провинцией», – сказал Конторович. 

Всё это происходит на фоне тревожных тенденций: падает добыча на Ямале и в Ханты-Мансийском округе, прирост запасов обеспечивают на 87% старые открытия, новых месторождений очень мало, все они достаточно мелкие, а их ввод – в далёкой перспективе, отметил генеральный директор ФГУП «ВНИГНИ» Алексей Варламов. «Добыча жидких углеводородов растёт на 5–10 миллионов тонн в год, но прогнозируется стабилизация на этом уровне и последующее падение. Так что без ввода новых провинций переломить такую тенденцию будет невозможно. Поэтому роль восточносибирской нефти крайне важна», – полагает учёный. 

По прогнозам, доля Восточной Сибири и Якутии может достигнуть в общем объёме добычи 15–20%. Столько же сейчас эти регионы занимают в приросте запасов. Ещё 60% – Западная Сибирь, остальное – Волго-Уральская и Тимано-Печёрская провинции. При этом доказанные запасы, отметил Варламов, в основном уже распределены. «То есть государство фактически имеет в резерве только территории, где надо заниматься пока лишь геологоразведкой», – пояснил он. Вместе с тем события развиваются совсем иначе: сокращается число поисковых лицензий, а значит, падает объём геолого-разведочных работ (ГРР). Попытка государства исправить ситуацию за счёт увеличения бюджетных вложений в ГРР до 20 млрд. рублей вряд ли будет успешной: на фоне 250 млрд. рублей, которые инвестируют недропользователи, такой рост не выглядит значительным. 

«Непаханая целина» 

Самой малоизученной остаётся Сибирская платформа, где плотность бурения гораздо ниже, чем в других провинциях. По словам Варламова, 80% нефтегазовых объектов не имеют доказанных запасов. «Это непаханая целина! На большинстве участков не установлена даже нефтегазоносность. Тем не менее собраны великолепные геологические материалы для этой стадии, у нас масса высокоперспективных земель», – отметил учёный. Больше всего, по его словам, геологов «тревожит состояние сырьевой базы нефти», запасы которой за последние семь лет увеличились незначительно. Сейчас они оцениваются в 600 млн. тонн, а этого недостаточно для развития серьёзного нефтедобывающего центра. «Эти запасы надо как минимум удвоить, а то и утроить в ближайшие годы. Но в сфере сложившихся тенденций это представляется почти невероятным», – сказал Варламов.

Недостаток информации заставляет некоторых учёных сомневаться в том, что Восточная Сибирь и Якутия способны заполнить вторую очередь трубопровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО). Собравшиеся это мнение разделили лишь отчасти, отметив, что ресурсы есть, нужно их просто найти. «Много скептиков, которые утверждают, что нефти недостаточно или совсем нет. Но это не так», – продолжил генеральный директор ФГУП «СНИИГГиМС» Аркадий Ефимов. 

Извлекаемые запасы Сибирской платформы, по его словам, оцениваются в 64 млрд. тонн условных углеводородов. Из них 20% – нефть, 80% – газ. При этом сейчас изученные запасы в полосе действия ВСТО составляют 2,5 млрд. тонн условных углеводородов (из них на Сибирскую платформу приходится 1,5 млрд. тонн). Да, ресурсы подготовлены недостаточно, мало изучен нераспределённый фонд, отсюда высокие геологические и инфраструктурные риски, отчего компании отказываются брать лицензии на новые участки, соглашается Ефимов, и это можно исправить только проведением широких ГРР.

По полной программе

Предвидя и раньше эти опасения, геологи разработали программу ресурсного обеспечения ВСТО на 2005–2020 годы. За истёкший срок, по словам Ефимова, было открыто 40 новых месторождений (около 750 млн. тонн нефти и более 1,7 трлн. кубометров газа, часть из которых приходится на Восточную Сибирь). И хотя затраты на подготовку тонны условного топлива составили 165 рублей (против 95 рублей в Западной Сибири), учёные пришли к выводу, что, с учётом сложного геологического строения и отсутствия инфраструктуры, это приемлемо. 

Сейчас Восточная Сибирь добывает 15-16 млн. тонн нефти в год (в 2008 году был всего 1 млн. тонн). Ещё 17-18 млн. тонн даёт Ванкорское месторождение в Красноярском крае. Вместе они удовлетворяют потребности ВСТО, признаёт учёный. В будущем добыча должна достигнуть 50 млн. тонн. «Чтобы обеспечить эти объёмы, нужно уже сейчас заниматься поисковыми работами за счёт федерального бюджета, потому что реального способа заставить компании увеличить ГРР нет. А без серьёзных вложений в геологоразведку Восточной Сибири трубопровод не будет обеспечен нефтью», – добавил Варламов.

К 2020 году, когда завершится программа, геологи рассчитывают, что в Восточной Сибири и Якутии будет пробурено 280 тыс. погонных километров. Вложить в эти работы планируется 500 млрд. рублей, в том числе 73,5 млрд. из федерального бюджета. «На Сибирской платформе восемь перспективных зон, и надо работать сразу на всех», – предупредил Ефимов. Согласно анализу учёных, на этой территории ещё не открыты 36 крупных и уникальных нефтяных месторождений (63%). По газу ситуация ещё интереснее: не открыто 151 месторождение (17%). По планам запасы Восточной Сибири и Якутии должны увеличиться ещё на 740 млн. тонн нефти. 

Газовый оптимизм 

С пессимистичной оценкой запасов Восточной Сибири не согласен и Алексей Конторович. «При том сырье, которого хватает на десятилетия, вдруг появляются пессимистические заявления. Например, заместитель начальника департамента по добыче газа «Газпрома» Наиль Гафаров якобы сказал, что при формировании Восточной газовой программы прогноз ресурсов составлял 25 триллионов кубов, но, к сожалению, по итогам бурения эта оценка не подтверждается, – сказал учёный. – Речь шла только про Красноярский край, где «Газпром» вёл работы в районе, который никогда не оценивался как самый перспективный». 

По данным советника генерального директора ОАО «Газпром Промгаз» Александра Гриценко, запасы Восточной Сибири по газу к 2030 году составят 7,5 трлн. кубометров. При этом уровень добычи «Газпрома» окажется на отметке 680 млрд. кубометров (сейчас 500 млрд. кубов), независимых производителей – 160 млрд. кубов. Из всего этого объёма 110 млрд. кубов будет приходиться на Восточную Сибирь и Дальний Восток. Гриценко согласился с остальными спикерами: Восточной Сибири нужно наращивать темпы поискового и разведочного бурения, возвращаясь к объёмам советского времени, когда «такие работы процветали».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры