издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Горизонты для «Алых парусов»

Стало традицией каждую весну на камерной сцене академического драматического театра имени Н.П. Охлопкова показывать спектакли участников фестиваля молодёжных любительских театров «Алые паруса».

Восемь лет назад, взяв под патронат театральные коллективы университетов, колледжей, лицеев Иркутска, директор академического драматического театра Анатолий Стрельцов преследовал прагматичные цели: привлечь молодёжь к театру, помочь ей осмысленно и духовно проводить свой досуг. Эта на первый взгляд прагматичность перешла в увлечение театральным искусством, со свойственным ему «броуновским» движением. Молодёжь города стала зрителями академического театра, а любительские театры, в свою очередь, начали привлекать тех молодых людей, которые хотели попробовать свои силы в актёрском искусстве. Сегодня Иркутск стал по-настоящему театральным городом, в котором работают, кроме пяти профессиональных коллективов, ещё и множество любительских, способных говорить со своими зрителями о «разумном, доб-ром, вечном».

Весной этого года «Алые паруса» объединили восемнадцать любительских молодёжных театров, показавших спектакли по произведениям Достоевского, Чехова, Аверченко, Уильямса, Пристли, авторов современности. Ребята стремились говорить со сцены о том, что их волнует, что заставляет учащённо биться сердце. Проникновение в русскую и зарубежную классику свидетельствует об интеллектуальных интересах, о возможности увидеть связующую нить между прошлым и днём сегодняшним. Пульсирующий нерв жизни просматривается в образах героев XIX – ХХ веков, мало чем отличающихся от наших современников.

Надо заметить, степень мастерства у театров разная, некоторые сумели выйти на уровень разговора в той форме, когда забываешь, что перед тобой любители. Своей увлечённостью актёры заражают зрителей, стирая грани между профессиональным и любительским театральным искусством. Впрочем, дело даже не в этом: театр во все времена манит живым обменом мыслями и чувствами, потоками энергии, которая плавно переходит со сцены в зрительный зал и вновь возвращается на сцену.

Площадки – как в местах, где работают театры, так и камерная сцена академического театра – не позволяют исполнителям наигрывать, лгать в выражении чувств своих героев. Только искренностью можно покорить зрителей, заставить их поверить в предлагаемые обстоятельства действия, которое разыгрывается в спектакле. Это не значит, что все восемнадцать коллективов продемонстрировали блестящее владение сценическим мастерством, были, конечно, и наив, и зажатость, свойственная актёрам-любителям, и смешение жанров, и поверхностное прочтение той или иной пьесы. Всё зависело от руководителей, их умения работать с молодыми людьми, которые в своей взрослой жизни актёрами не станут, но будут точно знать, как проявлять настоящую искренность, как можно раскрывать или, наоборот, скрывать свои подлинные намерения.

Руководитель театра-студии «Диалог» и открывшегося в Доме литераторов театра-студии «Слово» Валентина Просекина убеждена: о чём бы ни говорил театр со сцены, этот разговор будет о любви. Примерами спектаклей «Варшавская мелодия» по пьесе Леонида Зорина и «Услышь меня» по Александру Вампилову и инсценированному рассказу Альберта Гурулёва режиссёр это доказывает. Любовь, показанная актёрами Просекиной, переливчата, искренна и изменчива в своём проявлении. Она, как у героев Зорина, может быть зависима от политического строя государства и времени, которое снижает накал её проявления. Любовь может быть наивной, трогательной и в конечном счёте «случайно» нагрянувшей, когда без своей найденной второй половинки человек не может жить и дышать. Одним словом, её величество Любовь царила в спектаклях театров «Диалог», «Слово», сыгранных искренне и проникновенно.

Настоящий современный стиль, умение владеть темпом, соответствующим ритмам XXI века, показала режиссёр Надежда Славная с ребятами из медицинского университета в спектакле «Истории Антоши Чехонте». Изображения с фотографий рубежа XIX-XX веков, театральные ставки, позволяющие стремительно менять место действия, трасформация образов героев сделали спектакль полным чеховского юмора, парадоксальных ситуаций, в которых проявлялись изворотливость женского ума и статуарная доверчивость мужчин, напоминающих больших детей и так зависимых от женщин. Спектакль в своём движении был похож на единый вдох, предполагающий выдох за кулисами, когда действие уже окончено. 

Пьеса современного драматурга Олега Багаева «Down way» («Дорога в никуда») была показана студенческим театром «Цилиндр» юридического института ИГУ, руководит которым актёр академического драматического театра имени Охлопкова Александр Братенков. Пьеса Багаева странная, в ней разные герои сталкиваются с одной и той же ситуацией: сбивают на дороге одинокую фигуру, при рассмотрении оказывающуюся ангелом. Сбивают, не захотев по разным причинам его спасти. Поначалу смотришь спектакль на понятийном уровне – это вселенская черствость современного человека. Но уже в середине действия начинаешь понимать: сбивая ангела, эти люди сбивают свою душу, они так торопятся, что не задумываются о её спасении. Спектакль Братенкова рассказывает обо всех нас, об обществе, успевшем сформироваться в постсоветском пространстве современной России. После его просмотра невольно задаёшься вопросом: кто мы такие, куда идём? 

Интересными были спектакли «Стеклянный зверинец» по пьесе Теннесси Уильямса театра-студии «Бусинки» под руководством Ирины Щербак; театра-студии «Я», показавшего в режиссуре Натальи Самариной спектакль по Фёдору Михайловичу Достоевскому «Чужая жена и муж под кроватью»; театра «Под знаком Водолея», режиссёр которого Владимир Скороходов обратился к пьесе Джона Пристли «Опасный поворот». Пьесы прочитаны современно, остро, но в них не хватило своеобразия видения мира людей их авторами. Например, того же Уильямса, строившего свои пьесы, исходя из воззрений Зигмунда Фрейда или произведений Достоевского. 

Наверняка могут возникнуть возражения: чего вы хотите от актёров-любителей? Но на то они и любители, чтобы докапываться до сути авторского выражения мыслей, философского видения образа человека. Любители могут быть не совершенны в исполнении ролей, но как минимум обязаны доносить до зрителей смысл произведений, к постановке которых обратились.

Нельзя не отметить интерес, возникший сразу у двух театров, к инсценированной повести Владимира Тендрякова «Ночь после выпуска», которая в своё время показала молодых людей в ситуации выбора – не будущей профессии, а убить или спасти товарища. Более сорока лет прошло с момента рождения этого произведения, а умонастроение его героев и сегодня волнует, заставляет пристально наблюдать за их поведенческими характеристиками. Не важно, на каком уровне сыграны спектакли театра «Предместье» под руководством Ларисы Сериковой-Киркица и театра-студии имени Гайдая в режиссуре Галины Стаунэ, – важно то, что ребята заговорили со сцены о проблемах становления собственных личностей.

Спектакли молодёжных любительских театров, увиденные на фестивале «Алые паруса», заставили размышлять «о времени и о себе», о роли театра в жизни современников. Возникшее в стенах академического драматического театра имени Н.П. Охлопкова молодёжное театральное движение расширило театральное искусство Иркутска до пространства, у которого нет границ. Низкий поклон от зрителей профессиональных и любительских коллективов его директору, заслуженному работнику культуры Анатолию Стрельцову, сумевшему приумножить славу Иркутска как по-настоящему театрального города.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры