издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«На воздушном шаре из Иркутска»

Эта фотография хранится в фондах Иркутского гидрометцентра. Мы привыкли к космическим снимкам города. А это фото сделано более сотни лет назад с настоящего воздушного шара. Когда-то в Иркутске дислоцировался 2-й Восточно-Сибирский полевой воздухоплавательный батальон. Иркутские метеорологи сотрудничали с военными. Директор магнитно-метеорологической обсерватории Аркадий Вознесенский в 1907 году даже совершил полёт из Иркутска в Мегет. Об этом событии и ещё десятках других интереснейших фактов из истории гидрометслужбы «Иркутскому репортёру» рассказали сами метеорологи.

Уникальная фотография – часть выставки «У природы нет плохой погоды», открывшейся в отделе природы Иркутского областного краеведческого музея 21 марта. Экспозиция организована совместно с Федеральным государственным бюджетным учреждением «Иркутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» и приурочена к Всемирному метеорологическому дню, рассказала начальник Иркутского гидрометцентра Татьяна Мутина. Метеорологи открыли широкой публике массу интересных вещей, фотографий, уникальных изданий, связанных с развитием метеорологической службы в Иркутске. Раритетные экспонаты, издания, фотоальбомы хранятся в научно-технической библиотеке и нечасто выставляются на всеобщее обозрение. К примеру, знали ли вы, что сохранились изданный в 1909 году экземпляр монографии адмирала Колчака «Лёд Карского и Сибирского морей» и фотоальбом весенних половодий в Киренске за разные годы (1900, 1915 год, 60-е годы XX века и другие). «На одной из старинных фотографий видно, как Киренск буквально затёрт льдами в половодье 1900 года», – говорит метеоролог отдела фонда данных Иркутского гидрометцентра Лидия Морокова. Есть уникальные фотографии первых запусков аэрологических зондов около столетия назад (подобные наблюдения ведутся в Иркутске и сегодня). На выставке представлена «метеорологическая станция в миниатюре» – метеорологические будки, осадкомер конструкции Третьякова, которые до сих пор используются на метеостанции. Есть на выставке снегомер, используемый для определения плотности снега, есть и потрясающе красивый прибор гелиограф, использующийся для измерения продолжительности солнечного сияния, а также пиранометр, необходимый для измерения рассеянной солнечной радиации. Представлены самые разные виды барометров-анероидов и барографов, служащих для измерения и регистрации атмосферного давления, и любопытные результаты наблюдений за атмосферным давлением, зафиксированные на лентах самописцев. 8 марта 2004 года давление понижалось до 698 мм ртутного столба. В тот день служба «скорой помощи» в Иркутске зафиксировала большое количество обращений. А вот в январе 2008 года давление повысилось до 744 мм рт. ст. На выставке есть любопытные фотографии строительства архива обсерватории. Архивный фонд данных о состоянии окружающей среды, её загрязнении сохранён и ведётся сегодня, в нём хранятся данные наблюдений с 1886 года и даже за более ранний период деятельности метеостанций, расположенных на территории Иркутской области. С 1996 года хранение информации осуществляется на электронных носителях. 

Иркутская магнитно-метеорологическая обсерватория была основана членом-корреспондентом Петербургской академии наук Эдуардом Штеллингом в 1886 году. Нельзя сказать, что до этого в Иркутске не велись наблюдения, но инструментально и по единым методикам это делалось впервые. До открытия обсерватории в Иркутске было очень много людей, интересовавшихся метеорологией. Существовала даже мода на барометры, в некоторых домах они стояли не для того, чтобы вести измерения, а для престижа. Любили приобретать такие вещи купцы. В Иркутской губернии, в 40 верстах выше Иркутска, существовал завод Эрика Лаксмана, на котором изготовляли в том числе термометры и барометры. «Нет уже ни одного города в Сибири, где бы не было несколько моих барометров и термометров, – писал Эрик Лаксман. – На это я истратил более 100 рублей, желая возбудить людей к наблюдению и собиранию предметов из естественной истории…» Новая обсерватория взяла на себя титанический труд – она вела метеорологические и магнитные наблюдения на территории от Енисея до берегов Тихого океана. Лишь в 50-е годы XX века с выделением в составе Восточно-Сибирского филиала АН СССР Института солнечно-земной физики и Института земной коры, магнитные и сейсмические наблюдения были переданы Академии наук, а станция стала заниматься метеорологическими наблюдениями. Сейчас в составе Иркутской гидрометслужбы 82 метеорологические станции и более 200 гидрологических и метеорологических постов. 

Один из уникальных экспонатов выставки – фотография города Иркутска, выполненная с воздушного шара. Дело в том, что один из директоров Иркутской магнитно-метеорологической обсерватории Аркадий Вознесенский в 1907 году совершил полёт на воздушном шаре 2-го Восточно-Сибирского полевого воздухоплавательного батальона. Батальон прибыл в Иркутск в 1906 году с театра военных действий русско-японской войны и разместился на тогдашней окраине города – в Лисихе. Аркадий Вознесенский – личность уникальная, с 1894 по 1917 год он работал в Иркутске директором Иркутской магнитно-метеорологической обсерватории. «При нём обсерватория возглавляла метеорологическую работу на очень большой территории – в Красноярском крае, Иркутской области, Якутии, вплоть до Дальнего Востока. Во время его руководства обсерваторией количество метеорологических станций на этой территории увеличилось в 3-4 раза», – рассказывает Татьяна Мутина. 

Выставка «У природы нет плохой погоды» открылась в отделе природы Иркутского областного краеведческого музея 21 марта. Экспозиция организована совместно с Федеральным государственным бюджетным учреждением «Иркутское управление по гидрометеорологии и монит

«Иркутский репортёр» обратился к газетам начала 20 века, и обнаружилось, что в них очень много любопытных фактов как о работе самой обсерватории, так и о деятельности Аркадия Вознесенского. Например, в марте 1910 года в Иркутске решено было организовать филиал Санкт-Петербургского аэроклуба. Он мог быть организован, если бы поступило ходатайство от одного из членов петербургской организации. Им в Иркутске и оказался тот самый Аркадий Вознесенский, позже избранный «товарищем председателя» иркутского филиала. В мае 1910 года, как свидетельствуют газеты, Вознесенский начал работу по организации сети метеорологических станций на Амуре. «Возвратившись на днях из Санкт-Петербурга, директор Иркутской магнитно-метеорологической обсерватории А.В. Вознесенский в четверг, 20 мая, выехал в Читу для переговоров с томским губернатором Гондатти, командированным на восток, по вопросу организации сети метеорологических станций в Амурской области», – писала газета «Восточная заря» 22 мая 1910 года. Тогда же иркутская станция взялась за проект магнитной съёмки в Восточной Сибири. Как писали газеты, «магнитную съёмку предположено закончить в течение не менее 10 лет. Произведена съёмка будет в 7000 пунктах». 

Как было сложно, но интересно работать учёным-метеорологам в те годы, свидетельствует маленькая заметка в майской газете «Восточная заря» от 1910 года. «Шар с метеорографом, улетевший с Иркутской магнитно-метеорологической станции 20 января 1910 года, найден 29 апреля крестьянином деревни Олха А.Н. Кошкиным на реке Половинке верстах в 60 от Иркутска к озеру Байкал, – писала газета. – Метеорограф оказался в очень хорошем состоянии, и специально командированным обсерваторией лицом прибор 5 мая доставлен в обсерваторию. Шар, очевидно, поднимался очень высоко и дал интересные записи температуры и влажности в верхних слоях атмосферы». Ещё в 1909 году Вознесенский благодарил командира воздухоплавательного батальона: «Считаю своим долгом засвидетельствовать от имени вверенной мне обсерватории глубокую признательность за весьма длительное и существенное содействие, оказанное батальоном при подъёме воздушных шаров 20–26 ноября с.г. во время большой международной недели, назначенной для одновременных исследований атмосферы. Нам удалось получить ряд весьма интересных подъёмов метеорографов только благодаря своевременно и в достаточном количестве полученному газу и содействию как гг. офицеров, так и нижних чинов батальона». 

Весной 1910 года все были взбудоражены предстоящим появлением кометы Галлея. Ходили слухи, что Земля будет отравлена синеродом из её хвоста. 19 марта 1910 года иркутская публика, гулявшая по улицам, была «весьма заинтригована» большой красной звездой, «то потухавшей, то вновь вспыхивавшей в восточной части небосклона». «Извозчики и ночные сторожа решили, что это комета, – писала газета «Восточная заря». – В действительности это был приведённый в действие на воздушном шаре огненный телеграф воздухоплавательного батальона». Воздухоплаватели вместе с Аркадием Вознесенским, как писали газеты, в мае 1910 года намеревались принять участие ещё в одном интересном проекте – наблюдении с воздушного шара кометы Галлея. «Николаевская главная физическая обсерватория обратилась в Иркутскую магнитную и метеорологическую обсерваторию со следующим заявлением: «Ввиду возможности с некоторым вероятием ожидаемого появления какого-либо аномального явления магнитного, электрического и оптического характера в связи с прохождением кометы Галлея через диск Солнца, ожидаемым 6 мая старого стиля в 4 с половиной часа по петербуржскому времени, и возможного вхождения Земли в хвост кометы в литературе имеется ряд наблюдений, выполнение которых в ближайшие к 6 мая дни могло бы представить значительный научный интерес», – писали газеты. К иркутской обсерватории с просьбой сообщить о готовящихся наблюдениях и дать последующий отчёт обратилась и Международная комиссия для научных подъёмов, а также группа учёных технического общества в Хабаровске. В 1910 году за работу «Очерк климатических особенностей озера Байкал» Вознесенскому присудили Ломоносовскую премию Академии наук. 23 марта этого года как раз исполнилось 150 лет со дня рождения Аркадия Вознесенского. Человек он был очень любопытный, неординарный. 

Один из уникальных экспонатов выставки – фотография города Иркутска,
выполненная с воздушного шара

Пока сведений, провёл ли Вознесенский наблюдения кометы Галлея с воздушного шара, не обнаружено, по крайней мере, в газетах того времени. Зато в архиве Иркутского гидрометцентра остался интереснейший уникальный отчёт о его полёте на воздушном шаре в 1907 году. Аркадий Вознесенский подробно и очень живо описал свой полёт в небольшой брошюре, изданной в типографии Императорской академии наук в Санкт-Петербурге под названием «На воздушном шаре из Иркутска». Один экземпляр этого доклада хранится в архиве Иркутского гидрометцентра. Полёт проходил 27 августа (9 сентября) 1907 года (это был второй полёт, первый был осуществлён военными в этом же году в сторону Байкала). «Благодаря любезности командира сибирского воздухоплавательного батальона Ф.А. Лихачёва» в корзину воздушного шара был приглашён и учёный Вознесенский. «Из-за двух дат по старому и новому стилю посчитали, что Вознесенский летал на воздушном шаре дважды. На самом деле летал он только один раз», – подчеркнула Татьяна Мутина. 

Во время полёта Вознесенский сделал несколько снимков, в том числе снял Знаменский монастырь и действовавший в то время Иннокентьевский

«Шар, наполненный водородом, в 640 к.м. был пущен в 11 ч. 35 м. утра от архиерейской дачи на Ушаковке, – писал Вознесенский. – Он медленно поднялся на высоту 300–400 м, причём его понесло вниз по Ушаковке версты на полторы, затем у устья этой речки, впадающей в Ангару, он принял несколько другое направление и, пересёкши Ангару по направлению на Иннокентьевский монастырь, пошёл вниз по долине Ангары, придерживаясь её левого берега. После перехода на левую сторону Ангары шар держался на высоте от 500 до 850 м». Управлял шаром капитан П.Ф. Евстифеев, в корзине шара, помимо метеоролога, находился и подпоручик Л.А. Дацкевич. Опасаясь неблагоприятной погоды и падения в реку, через час после взлёта путешественники начали искать место для снижения. «Около четверти часа перед самым спуском мы прошли на гайдропе, конец которого шёл всё время в воде на широком плёсе Ангары против селения Усть-Кудинского. Выбравшись на сухой берег, мы ровно в 1 час дня благополучно опустились в двух верстах от села Зуевского и в таком же приблизительно расстоянии от полустанции Мегет – всего в 200 саженях от Ангары. Подбежавшие крестьяне-сенокосы с большим любопытством отнеслись к невиданному до сих пор ими шару и вместе с тем очень толково и с полной готовностью помогли закрепить шар и убрать его», – писал Аркадий Вознесенский. В 7 вечера путешественники вернулись в Иркутск. Длина пройденного по карте пути – 28 вёрст. Вознесенский провёл на шаре ряд наблюдений при помощи аспирационного термометра Ассмана, подвешенного к экватору шара на длинной верёвке, которую учёный периодически подтягивал, чтобы снять показания термометра. Давление воздуха отсчитывалось по большому анероиду – высотомеру Нодэ. Использовался и малый барограф Ришара. Все сведения учёный привёл в специальной табличке, определяя давление, влажность, температуру, направление ветра в зависимости от высоты шара. Учёный отметил «сравнительно очень резкое изменение температуры с высотой», в среднем 1,16 градуса на 100 метров. Конечно, сегодня всем известно, что в зависимости от высоты температура меняется, но тогда такие наблюдения проводились впервые в Восточной Сибири. Во время полёта Вознесенский сделал несколько снимков, в том числе снял Знаменский монастырь и действовавший в то время Иннокентьевский. Однако фотография района обсерватории, представленная на выставке, была снята воздухоплавателями позже – 8 февраля 1908 года. 

«Фотография эта подлинная, хранится в научно-технической библиотеке, – рассказывает начальник метеостанции «Иркутск-обсерватория» Светлана Томшина. – На обороте подписаны фамилии ещё в дореволюционном варианте – с «ерами» и «ятями». В центре исторического снимка метеорологическая площадка и здание Иркутской магнитно-метеорологической обсерватории. Улицы старинного Иркутска представлены одноэтажной деревянной застройкой, на дороге виден экипаж, запряжённый лошадью. А рядом, на другом снимке, сделанном в 2004 году из космоса, тот же план. На современном снимке – многоэтажные дома, автомобили. Так разительно изменился наш Иркутск за столетие!» 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры