издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Таврида… Времён и судеб чудный край»

  • Записал: Олег ВАСИЛЬЕВ

Выставка под таким названием открылась в залах областного художественного музея. Именно здесь, в стенах музея, родилась идея показать не только искусство и события культурной жизни Крыма и Севастополя, которые, к слову, в эти майские дни отмечают 70-летие освобождения полуострова от фашистских захватчиков, но и кинуть ретроспективный взгляд на судьбы многих поколений, на события, связанные с освоением черноморского побережья, историей государства Российского. Организаторы уникальной экспозиции сформулировали свою задачу намного более объёмно: расширить знание об истории своего Отечества, создать у посетителей выставки зримый и величественный образ прошедших столетий, времени значительных перемен в истории и искусстве России. По просьбе редакции о целях и содержании выставки рассказывает директор областного художественного музея, заслуженный работник культуры Елена Зубрий.

Крым и вся Россия

Задача, которую мы перед собой поставили, не из простых. Хронологический период выставки охватывает XVIII–XX века, география также впечатляет: это Россия, страны Европы, Востока. Выставка состоит из двух частей. Первая – «Традиционная историческая России 18-19 столетий. Крым как неотъемлемая часть России». И вторая – «Новейшая история России. К 70-летию освобождения Крыма – Севастополя».

Задавшись целью организовать такую экспозицию, мы решили пригласить для участия в ней музеи Иркутска – областной краеведческий, декабристов, музей истории города Иркутска, Государственный архив Иркутской области, музей истории Иркутского авиационного завода, иркутскую епархию Русской Православной Церкви. Наш расчёт полностью себя оправдал: выставка получилась весьма объёмной, содержательной и во многом эксклюзивной – ну где, скажите, можно увидеть редчайшие произведения искусства, документы, фотографии, свидетельства? Это и понятно: памятники духовной и материальной культуры раскрывают для нас истины более глубокие, чем повседневная практика. В них сосредоточены опыт поколений, сила и суть человеческих отношений, мыслей и чувств. Наше духовное наследие представляет собой явление исключительное, чрезвычайно интересное и неисчерпаемое для изучения. Оно хранится и приумножается в музеях и архивах области – сокровищницах уникальнейших ценностей. В запас­никах хранятся сотни тысяч реликвий, представляющих большой интерес не только для учёных – с ними рады познакомиться все, кто неравнодушен к духовному и культурному наследию нашей страны.

«Холмы Тавриды, край прелестный…»

В. Казанцев (1849 – 1903). Античные развалины в Крыму, 1887 г.

На выставке можно увидеть немало экспонатов, произведений искусства, работ известных художников, помогающих в полной мере воспринять уроки истории. К примеру, портрет фаворита Екатерины Великой Григория Потёмкина, который в 1776 году реализовал свой проект присоединения Крыма к России, получив за это титул светлейшего князя Таврического. Этот выдающийся государственный деятель, к слову, способствовал освоению Северного Причерноморья и строительству в этом крае Херсона, Николаева, Севастополя и Екатеринослава. Под руководством Потёмкина на Чёрном море создавались военный и торговый флоты.

Интерес посетителей вызывают редкие исторические документы. Скажем, это «Молебствование по случаю формирования государственного ополчения» от 1854 года, когда поражение Турции на Чёрном поре ускорило вступление в войну Великобритании и Франции, чашу терпения переполнила бомбардировка англо-французской эскадрой Одессы. «Их полчища, – говорится в документе, – подобно неверным, глумились над святынями веры нашей: день Великой Субботы, священнейшие часы молитвы у Гроба Господня избрали для нападения на Богоспасаемый град Одессу, потом святотатственно устремились на мирную Соловецкую обитель: разрушали храмы Божии в прибрежных беззащитных местах, не постыдились расхищать и истреблять достояние бедных безоружных жителей… Безопасность земли Русской требует усиления защиты посредством временного государственного ополчения. Бог устами помазанника своего, ныне уже пришедшего в небесные селения, воззвал Отечество к новым жертвам и новым подвигам. Россия не искала сей брани: она вызвана на брань… Жители сёл и весей, ополчившиеся в защиту церкви, престола и родной земли! Противопоставьте нечестивым полчищам крепкую грудь России, в которой бьётся сердце, преданное вере отцов и Православному Самодержцу!»

Ещё один документ – «Послание Александра II к народу» за его собственной подписью. Написано «Послание…» весной 1856 года. В нём, в частности, есть такие сроки: «Новые блистательные подвиги мужества ознаменовали сие послание. Неприятель был отражён от берегов Сибири и Белого моря, от твердынь Свеаборга, и геройская одиннадцатимесячная оборона южных укреп­лений Севастополя, воздвигнутых ввиду и под огнём осаждающих, будет жить в памяти отдалённейшего потомства… Россияне! Труды ваши и жертвы были не напрасны. Великое дело совершилось… Мы ныне можем со спокойствием в совести положить конец сим жертвам и усилиям, возвратив драгоценный мир любезному Отечеству нашему…»

Реликвии рассказывают…

Портрет императора Александра I

В 1783 году императрица Екатерина II издала манифест о присо­единении Крыма к России. В том же году был заложен Севастополь, ставший с начала 19 века главным военным портом Черноморского флота. Со второй половины 19 века южный берег Крыма использовался как курорт. Члены царской фамилии, дворяне, а с 1870-х – 1890-х годов и представителем крупной буржуазии строили там особняки и дворцы. Атмо­сферу того времени хорошо передают экспонаты выставки – я уже упомянула о документальной части экспозиции. Это и высочайшие манифесты о присоединении Крыма к России, начале и окончании Крымской (Восточной) войны, различные указы, трактаты, а также сообщения из разных мест нашего края о пожерт­вованиях сибиряков в пользу защитников Севастополя.

На выставке широко представлены произведения русского, западноевропейского и восточного искусства 18-19 веков – иконы, живописные полотна и графические работы (порт­реты, пейзажи, батальные сцены и т.д.), скульптура, серебряная утварь, изделия из драгоценных и поделочных камней, лака, эмали и стекла. 

В экспозиции можно увидеть холодное и огнестрельное оружие, наградные знаки, облачение епископа, книги, мемориальные предметы.

Особую экспозиционную группу предметов составляет уникальный живописный сибирский портрет 18-19 веков – часть культурного и художественного наследия России, художественный документ прошедших эпох. Выразительные лица сибиряков говорят о характерах, судьбах, взглядах на жизнь и серьёзном её восприятии, высоком самосознании, уважении к своему труду, движении времени и отсюда – ощущении себя звеном в исторической цепи поколений. Тщательно выписанные на сюртуках, мундирах и фраках ордена, звёзды, медали, ленты и другие знаки отличия – характеристика менталитета героев повествований: сибирских купцов, чиновников и военных. Главным предметом своей гордости они полагали служение обществу и общественное признание своих заслуг, многие из них были непосредственно связаны с крымскими событиями.

Особую ценность, на мой взгляд, представляет коллекция литографий одного из ведущих художников своего времени, шотландца, участника Крымской войны Симпсона Вильяма «Театр военных действий на Востоке», созданных в 1855 году. Автор литографий заслужил у своих со­временников приставку «Крымский». Художник реалистично отразил в своих работах будни Крымской войны, исторические сражения: штурм Малахова кургана, Булганских высот, битвы за Севастополь, при Инкермане, на Чёрной речке, высадку десанта и пожар в Керчи, оккупацию Крыма, пострадавшие от артобстрелов, но оставшиеся величественными и прекрасными в своих архитектурных формах храмы и дворцы Севастополя, Балаклавы, Кадикоя, Карани и Херсона.

В экспозицию выставки входят уникальные иконы: «Христос Вседержатель», «Богоматерь Казанская», «Св. адмирал Фёдор Ушаков», «Святитель Лука Война-Ясенецкий (Крымский)» и другие.

Украшением экспозиции являются произведения о Крыме замечательных художников – Айвазовского, Боголюбова, Клодта, Шишкина, Лагорио, портреты монархов и государственных деятелей кисти Левицкого, Лампи, Маковского, Нефа, а также произведения искусства из дворцов Крыма, в том числе «Прикованная Андромеда» Скотти.

В рамках европейских стилей

Портрет светлейшего князя
Григория Потёмкина

Привлекает внимание ценителей искусства комплекс предметов для украшения интерьеров дворцов. В основном использовались высокохудожественные произведения из драгметаллов: блюда, канделяб­ры, сервизы. В соответствии с русским придворным церемониалом 18-19 веков такие блюда подносились монарху от подданных. Подобные репрезентативные серебряные изделия имели особое значение. Так, появившиеся в 18 веке серебряные столовые сервизы, служа утилитарным целям, в то же время демонстрировали высокий статус владельца. Потребность в серебряных изделиях обеспечивали не только серебряники Москвы и Петербурга – двух ведущих центров ювелирного производства в России 18-19 веков, также в значительном количестве серебро для императорского дворца и дворцов знати выписывали из-за границы, прежде всего из Франции, Англии, Германии.

В экспозицию вошли произведения декоративно-прикладного искусства из стекла и фарфора стеклянного завода светлейшего князя Потёмкина, Императорского фарфорового завода, Венской государственной фарфоровой мануфактуры, английских фабрик, парижских мануфактур, художественных центров Китая.

Экспонируемые на выставке произведения – уникальные изделия с портретами императора Николая I и императрицы Александры Фёдоровны, а также изделия, созданные на Императорском стекольном заводе при Александре II, предметы из «Банкетного сервиза», выполненные к бракосочетанию Александра II и принцессы Гессен-Дармштадской, бульотки, табакерки, компотьерки.

Традиционные изделия – блюда, ковши – позволяют продемонстрировать виртуозное владение мастеров разными техниками: чеканкой, чернью, эмалью, работой с драгоценными и поделочными камнями. Все эти высокохудожественные изделия выполнены в соответствии с модой того времени, в рамках европейских стилей рококо или классицизма.

На выставке широко представлены экспонаты русского, западно-европейского и восточного искусства

Особый интерес представляет оружие – ружья, револьверы, винтовки, холодное оружие, снаряды. Комплекс экспонатов, представленных на выставке, иллюстрирует процесс становления российской орденской системы. Началом формирования наградной системы стало учреждение в 1698 году первого русского ордена – ордена Св. Андрея Первозванного, который на протяжении 18-19 веков оставался высшей наградой в Российской империи. В экспозиции можно увидеть ордена Св. Екатерины, Св. Александра Невского, Св. Георгия и Св. Владимира. В 19 веке наградная система получает развитие, в практику входят медали и знаки: «Великий князь Всеволод Ярославович», «В память освобождения крестьян», «К юбилею Дома Романовых», а также «За службу и храбрость» (1869), «За храбрость» и т.д.

Важным экспозиционным комплексом новейшей истории России являются события Великой Отечес­твенной войны. Материалы выставки рассказывают об участниках освобождения Крыма в апреле–мае 1944 года, также представлены личные вещи, награды, фотографии, хранящиеся в музеях области. Крым стал местом ожесточённых сражений с немецко-фашистскими захватчиками, в которых принимали участие и сибиряки.

Добавлю к этому, что на выставке проходят различные мероприятия – экскурсии, концерты, презентации произведений искусства, встречи ветеранов войны, а также детей и молодёжи, другие культурные акции.

Св. адмирал Фёдор Ушаков. Икона

Лейтмотивом выставки, без со­мнения, являются пушкинские строки:

 «Холмы Тавриды, край прелестный, 

Я снова посещаю вас, 

Пью жадно воздух сладострастья,

Как будто слышу близкий глас

Давно затерянного счастья». 

(А.С. Пушкин «Таврида»).

Читайте также
Свежий номер
Фоторепортажи
Мнение
Пресс-релизы
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер
Важное
Adblock
detector